Л. Н. Толстой Рассказ «Прыжок».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

План урока: Л. Н. Толстой   Рассказ «Прыжок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

по литературному чтению

3 «Б» класс

Тема: Чтение и анализ рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»

Учитель: Конакова Е.А.

декабрь, 2009

Цели:

  1. Продолжать знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Научить через ключевые слова постигать суть произведения, понимать его идею; обучать умению находить ключевые слова, составлять «картинный» (рисованный) план.
  3. Развивать навыки выразительного чтения; воображение, творческое мышление, память, связную речь учащихся.
  4. Воспитывать смелость, формировать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызывать сопереживания детей к героям рассказа.

Оборудование:

  1. Учебник, тетрадь на печатной основе.
  2. Портрет писателя.
  3. Определения понятия «ключевые слова», высказывания М.Цветаевой, А.Пушкина.
  4. Аудиозапись рассказа.
  5. Компьютерная презентация к уроку.

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Компьютер.
  3. Аудиомагнитофон.

Метод: проблемный.

Тип урока: комбинированный.

Перспектива: подготовка к анализу более сложных художественных произведений.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация ранее изученного.

- Какое произведение мы изучили на прошлом уроке?

-Кто автор?

-Кто является главными героями?

-Какие чувства вы испытали, при чтении данного рассказа?

- Какова основная мысль данного рассказа?

-Может ли существовать дружба между животными?

         Вспоминая рассказ Тургенева «Воробей», последний абзац данного произведения ясно выражает главную мысль рассказа Толстого «Лев и собачка»: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, любовью держится и движется жизнь».

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Л.Толстого, прочитаем и проанализируем рассказ «Прыжок». Давайте вспомним основные моменты биографии и творчества автора.

- каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донес до читательского сердца то, что его самого волнует до глубины души. У писателей для этого есть свои методы, формы и средства. И они самые различные.

        Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль, то есть идею. А для этого мы должны уметь, во-первых, внимательно слушать текст, во-вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и наконец, уметь рассуждать с опорой на текст.

        Давайте обратимся к высказыванию М.Цветаевой (дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой).

        «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов».

Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.

        А еще мы поучимся находить в тексте слова, которые помогаю понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею. Такие слова называются ключевыми. Ключевые слова – слова, помогающие раскрыть истинный смысл произведения, постичь его «тайну».

4. Словарная работа.

Прежде чем прочитать текст, уточним значение незнакомого слова.

Аршин – старая русская мера длины.

5.Первичное чтение и восприятие текста.

Текст читает учитель.

- Произведение какого жанра я прочитала? (эпос - рассказ)

- Как называется рассказ? Кто автор?

- Назовите главных героев.

- Где происходит событие?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Чтение   произведения учащимися.

- Сейчас прочитаем текст по цепочке.

- Почему автор утверждает, что это рассказ-быль?

7.Анализ произведения по содержанию с опорой на ключевые слова.  Составление блок-схемы.

-Назовите основные части рассказа. (интерактив.)

*вступление.

*завязка.

*развитие действия.

*кульминация.

*продолжение действия.

*развязка.

Работа по вопросам с опорой на ключевые слова, заполнение схемы.

*вступление.

- Почему весь народ был на палубе? (погода была тихая).

- О каких персонажах говорит здесь автор? (обезьяна, народ: матросы)

 *завязка.

-Что происходит на корабле? Как ведет себя обезьяна? Как ведут себя люди? (дети зачитывают ключевые слова: обезьяна вертелась, забавлялась, корчилась, передразнивала, еще больше расходилась; люди забавляются .)

-Как вы понимаете фразу «еще больше расходилась»? как это можно сказать другими словами?

*развитие действия.

-Найдите в тексте о том, что сделала обезьяна со шляпой?

-Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы, зачитайте.

-Как ведут себя матросы? (громче стали смеяться)

-Как дальше развивались события?

-Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»?

-Обратите внимание, какие глаголы употребил автор, характеризуя действия мальчика. Зачитайте.

-Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика?

*кульминация.

-Найдите и прочитайте кульминацию рассказа.

-От чего мальчик опомнился? Какими слова автор передает угрозу жизни мальчика? Прочитайте.

*продолжение действия.

-Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце?

-Зачем он вышел из каюты?

-Что сделал капитан, увидев сына на мачте?

- Что происходит с мальчиком? (мальчик шатался, но не понимал)

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз? Найдите цитату в тексте. (прыгай, или застрелю).

*развязка.

- Что случилось с мальчиком? Как ведут себя матросы? (мальчик – «точно пушечное ядро  шлепнуло тело мальчика в море» - сравнение – одно из средств образной выразительности. Оно помогает представить быстроту прыжка. Все переживали за жизнь мальчика).

-Что произошло с капитаном, когда он все это увидел?

-Почему капитан плакал? Что душило его? (чувство тревоги за сына, он мог убить его. Плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив)

        Составление полной блок-схемы.        

*вступление. На корабле.

*завязка. Проказы обезьяны.

*развитие действия. Погоня за обезьяной.

*кульминация. На перекладине.

*продолжение действия. Решение отца.

*развязка. Прыжок.

- Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына? (времени не было, надо было сразу принимать решение).

- Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? (пожалуй, не, ведь она не человек, и для нее все было игрой).

-Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает нам эту историю? (этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказы «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он упал   на палубу и разбился).

        Посмотрите на доску и скажите, какая пословица выражает главную мысль произведения? («Все хорошо, что хорошо кончается»)

- Какие слова помогли нам раскрыть идею произведения? (ключевые).

- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти)

- Можно ли название рассказа считать «ключевым словом»? (да, это вытолкнутый на поверхность смысл произведения).

8.Итог урока.

Работа с высказыванием А.С.Пушкина.

«Чтение – ничто: осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство»

- Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. согласны ли вы с мнением великого поэта? Как вы думаете, почему мы обратились именно к этим словам Пушкина? (не только прочитали рассказ, но и смогли осмыслить и прочувствовать то, что хотел сказать читателю автор.)

        Если автор решил рассказать нам об этом, значит, он хочет, чтобы и мы учились совершать поступки, принимать решения в той или иной ситуации, не трусили, когда нужно проявлять храбрость.

-Как называется рассказ, который мы прочитали? Кто автор?

-Что на уроке вам запомнилось больше всего?

9.Выставление комментированных оценок.

10.Домашнее задание: стр.115-117 выр.чит., вопр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению.Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы

Тема: Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы Цель урока – формирование у детей общего понятия о типах текстов на основе произведений Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда дев...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».

Конспект урока чтения для 2 класса по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок"....

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа XXI века". Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Прыжок", былина "Как боролся русский богатырь".

Материал содержит развернутый конспект урока.Цели: продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н. Толстого ( сказка, басня, былина, расс...

Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

технолоическая карта...

Л.Н.Толстой рассказ «Прыжок»

Презентация к уроку...

Презентация литературное чтение 3 кл Л.Толстой "Акула", "Прыжок"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Сравнтельная характеристика произведений Льва Толстого "Акула" и "Прыжок"....

Урок литературного чтения 3 класс. УМК "Школа России" Л.Н. Толстой быль "Прыжок"

Урок литературного чтения по УМК "Школа России" 1 полугодие...