Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению Николая Михайловича Рубцова «Сентябрь» ("Школа России")
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Буренченко Инна Петровна

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rubcov.docx293.31 КБ
Файл rubcov.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение: ГБОУ ЦО № 1858.

Учитель: Буренченко И. П.

Программа: «Школа России»

Класс: 4-й

Предмет: литературное чтение

Тема: Николай Михайлович Рубцов «Сентябрь».

Цели:

  1. Предметные: -познакомить учащихся с жизнью и творчествомпоэта,

-познакомить со стихотворением,

-развивать умение понимать и анализировать прочитанное,

-развивать навыки выразительного чтения.

2.Метапредметные:    -учить смысловому прочтению поэтического текста, умению ориентироваться в нем,

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии.

3.Личностные:     -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

-воспитывать любовь к литературе, поэзии, чтению,

-воспитывать любовь к природе,

-развивать мотивы учебной деятельности,

-стимулировать проявления эмпатии.

Тип урока: ОНЗ

Формы организации:

  1. традиционные: беседа, чтение,
  2. нетрадиционные: работа в парах,

Оборудование:

  1. индивидуальное: карточки для парной и самостоятельной работы.
  2. общеклассное: АРМ, слайды.

Структура урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

               УУД

1.

Мотивация

2 мин.

Слайд 1.

-Прочитайте высказывание. Объясните.С чем мы сегодня будем знакомиться? Зачем?

-Кому принадлежит высказывание?

Я не случайно выбрала высказывание Гоголя. Он был любимым писателем человека, с произведением которого нам предстоит познакомиться. Хотите узнать, кто это был? Что для этого надо сделать?

Мотивируют свою деятельность.

-мотивация деятельности,

-построение высказываний, понятных собеседнику,

2.

Формулировка темы, постановка учебной задачи/актуализация.

5 мин.

Слайд 2.

-С произведением какого автора будем сегодня знакомиться?

Слайд 3.

О каком времени года будем говорить?

Проверьте себя по учебнику.

Сформулируйте тему.

Слайд 4.

Перед вами учебные задачи, которые мы решаем при изучении художественного произведения. Выберите то, что, по вашему мнению, мы должны сделать сегодня.

-Итак, сегодня на уроке мы должны:…

Формулируют тему, ставят учебную задачу

Парами

Все выбирают на карточках (Приложение 1), 1 пара – на доске.

Слайд 5 – проверка по эталону

-формулировка темы,

-целеполагание,

-контроль, самоконтроль,

-работа сообща,

3.

Открытие нового знания

8 мин

Рассказ учителя о биографии автора.

-После моего рассказа вы постараетесь назвать ту черту характера Рубцова, которая побуждала его писать стихи.

Четвёртый ребёнок в семье.

Отец погиб в Великую Отечественную, мать умерла.

Воспитывался в детском доме.

Мечтал о море. Служил на флоте, но работал простым рабочим.

Со временем всё-таки поступил в Литературный институт. У него была интересная особенность: Рубцов разговаривал с фотографиями писателей.

Стал печататься, едва исполнилось 20 лет.

На его стихи написано много песен. При жизни поэта вышло несколько сборников его стихов.

Предсказал свою смерть («умру в крещенские морозы»)

Воспринимают на слух

Вывод: романтик.

-слуховое восприятие,

-построение высказываний, понятных собеседнику,

-формулировка выводов,

4.

Актуализация.

5 мин.

1.-С произведением какого жанра мы знакомимся сегодня?Какое знание нам понадобится для этого?

Выберите признаки стихотворения из ряда предложенных.

Слайд 6.

Знание признаков стихотворения.

Работа в парах, по карточкам, проверка по эталону на слайде 7

-владение литературоведческой терминологией,

-контроль, самоконтроль,

-построение высказываний, понятных собеседнику,

5.

Открытие нового знания

10 мин

1.Знакомство со стихотворением.

Посмотрите на стихотворение. Что заметили?

-Почему много восклицательных знаков?

-Какое должно быть настроение? Послушайте и проверьте (чтение стихотворения учителем или заранее подготовленным учащимся).

-Каково настроение? Меняется или постоянно? Почему?

-Какие картины рисует автор? Что происходит?

2.Идея.

Где заключена главная мысль стихотворения? Какова главная мысль? Попробуйте ее сформулировать, предварительно посовещавшись в парах.

3.Найдите признаки поэтического произведения.

-Что нужно сделать, чтобы выполнить?

4.Расставьте паузы, логические ударения.

Фронтально.

В парах ищут эпитеты, сравнение и олицетворение – по рядам

Фронтально

-ознакомительное чтение,

-построение высказываний, понятных собеседнику,

-выборочное чтение,

-формулировка выводов,

6.

Первичное закрепление

5 мин.

-Прочитайте друг другу в парах по четверостишию

В парах

Фронтально - проверка

-сценическое чтение,

7.

Самостоятельная работа.

5 мин.

Карточка «Анализ произведения» (Приложение 3).

Самостоятельно

-контроль, самоконтроль,

8.

Рефлексия

5 мин.

Всё ли успели?

Слайд 8

Что осталось сделать?

Домашнее задание – слайд 9(выучить стихотворение наизусть)

Закончите предложения:…

Слайд 10

Рефлексируют

-анализ результатов своей деятельности,

-построение высказываний, понятных собеседнику

Приложение 1.

Карточка 1 для парной работы.

Выберите учебные задачи, которые вы поставите перед собой на этом уроке.

Учебная задача:
1.Познакомиться с жизнью и творчеством поэта.
2.Прочитать произведение.
3.Проанализировать произведение.
4.Составить план произведения.
5.Пересказать произведение.
6.Дать характеристику героям.
7.Определить жанровые особенности произведения.
8.Определить идею произведения.

Приложение 2.

Карточка 2 для парной работы.

Выберите характерные черты стихотворения.
1.Волшебство.
2.Рифма.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Образность.
6.Волшебные герои.
7.Ритм.
8.Эпитеты.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

        

Приложение 3.

Карточка для самостоятельной работы.

ФИ____________________________________________

Дата___________________________________________

Общий анализ текста

Автор

Название

Род литературы

эпос

лирика

драма

Жанр литературы

стихотворение

рассказ

сказка

повесть

роман

Тип текста

описание

рассуждение

повествование

Стиль

художественный

научный, научно-популярный

публицистический

Тема

Идея


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родник поэзии есть красота. Николай Васильевич Гоголь

Слайд 2

1936 - 1971 Николай Михайлович Рубцов

Слайд 4

Учебная задача: 1.Познакомиться с жизнью и творчеством поэта. 2.Прочитать произведение. 3.Проанализировать произведение. 4.Составить план произведения. 5.Пересказать произведение. 6.Дать характеристику героям. 7.Определить жанровые особенности произведения. 8.Определить идею произведения.

Слайд 5

Учебная задача: 1.Познакомиться с жизнью и творчеством поэта. 2.Прочитать произведение. 3.Проанализировать произведение. 4.Составить план произведения. 5.Пересказать произведение. 6.Дать характеристику героям. 7.Определить жанровые особенности произведения. 8.Определить идею произведения.

Слайд 6

Характерные черты стихотворения. 1.Волшебство. 2.Рифма. 3.Троекратный повтор. 4.Зачин. 5.Образность. 6.Волшебные герои. 7.Ритм. 8.Эпитеты. 9.Деление на строфы. 10.Научные термины.

Слайд 7

Характерные черты стихотворения. 1.Волшебство. 2.Рифма. 3.Троекратный повтор. 4.Зачин. 5.Образность. 6.Волшебные герои. 7.Ритм. 8.Эпитеты. 9.Деление на строфы. 10.Научные термины.

Слайд 8

Учебная задача: 1.Познакомиться с жизнью и творчеством поэта. 2.Прочитать произведение. 3.Проанализировать произведение. 4.Определить жанровые особенности произведения. 5.Определить идею произведения.

Слайд 9

Домашнее задание: стр. 9 (наизусть).

Слайд 10

Мне было тяжело… Мне было легко… Я не понял… Сегодня я узнал и научился… Завтра мне нужно… У меня не получилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

Конспект урока литературного чтения. Тема: "Б.В. Шергин "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина, с произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; создание условий для развития умений чита...

Конспект урока литературного чтения по теме Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Б. Шергина; понимания смысла пословиц.Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и творчество автора;Уметь выразител...

Конспект урока литературного чтения С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С. Маршака, формирование умений: анализировать стихотворение; осознанно и выразительно читать; учить детей выражать свои мысли, чувства; во...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид..."" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;Планируемые результатыПредметные:Уметь: делать выв...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»" ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательс...