Конспект урока по внеклассному чтению по теме "В гостях у Н.Носова"
методическая разработка по чтению по теме

Знакомство с писателем, с его произведениями  и викторина по произведениям писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vnekl.chteniya.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовила и провела: Ибрагимова Э.М. -  учитель первой квалификационной категории.

Урок: внеклассное чтение.

Тема: «В гостях у Н.Н.Носова».

Цели:

   1.В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова, расширить читательский кругозор учащихся.

   2. Привить интерес к книге, к слову. Воспитать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формировать умения взаимодействовать с одноклассниками.

  3. Закрепить умение отвечать на вопросы учителя.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок внеклассного чтения. Мы с вами заранее поделились на 2 группы. И я предлагаю 1 группу назвать «Затейники», а 2 группу « Фантазеры».

II. Определение темы урока.

(заранее приготовлена выставка книг)

- Перед вами выставка книг. О чем эти книги?

- Я их выбрала неслучайно. Посмотрите на эти книги. Как вы думаете, какая тема скрывается на страницах этих книг? (тема дружбы)

- А кого мы можем считать другом? (ответы детей)

- Значит, какими качествами должен обладать друг?  

Сейчас каждая группа за 2 минуты должна будет написать качества, которыми должен обладать друг.

(пока учащиеся пишут, играет музыка)

(После завершения выходят по 1 ученику из каждой группы и читают по 1 качеству. А на обратной стороне приготовлена книга из чистого ватмана и все положительные и отрицательные качества. Ученики должны прикрепить на книгу только положительные качества. А оставшиеся отрицательные качества выбрасываем в черный ящик и, заклеив, выкидываем этот ящик, чтобы эти отрицательные качества  не были  у друзей)

- А только ли люди могут быт друзьями? (Ответы учащихся)

- А книга нам друг?

- Почему вы так думаете?

(ученики читают заранее приготовленные стихи)

Мы дружны с печатным словом

Если б не было его.

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

Книга нам про все расскажет

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь

Много интересного  узнаешь.

- А кто пишет книги?

- А узнаете ли вы этого писателя? (вывешиваю портрет Н.Н.Носова) 

О нем мы вспомнили сегодня не случайно. Обратите на внимания на годы его жизни?

- Посчитайте, сколько лет прожил Н.Н.Носов?  

- Сколько бы исполнилось ему лет, если бы он был жив?(100лет)

Да, правильно. Если бы он был жив, то в этом году 23 ноября ему бы исполнилось ровно 100лет. Но несмотря на это мы читаем его книги из поколения в поколение. И он и его рассказы живут в наших сердцах.

 - А что вы знаете о нем? (ответы учащихся)

Давайте послушаем сообщение, которое приготовила нам С.Алина.

(биография Н.Н.Носова)

- Какие книги вы прочитали Н.Носова?

А давайте организуем его выставку книг.

(ученики называют его рассказы, которые они принесли и которые прочитали)

Давайте вспомним о них. Я предлагаю игру «Лото»

Каждый ученик из группы вытаскивает из коробочки листок с вопросом или ответом. Суть игры заключается в том, что ученики читают вопросы, которые им достались, а у которых на руках листки с правильным ответом встают и отвечают. Тем самым образуются пары. То есть на каждый вопрос мы нашли ответ.)

Вопросы:

  1. Назовите имя и отчество Носова? ( Николай Николаевич).
  2. Где и когда родился Носов? (в1908году, в Киеве).
  3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картошкой)
  4. В каком журнале Н.Носов напечатал свой 1 рассказ? («Мурзилка»)
  5. В какой сказке Н.Носов рассказал нам о человеках-коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)
  6. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
  7. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»? (Бобка.)
  8. Как называется рассказ, где мальчики разобрали телефон и звонок? («Телефон»)

 - А теперь посмотрите на правую часть доски. Что там написано? (пословицы)

 - А что на левой части? (названия рассказов Носова)

 Какое же будет мое следующее задание? (ответы учащихся)

Правильно, вы должны будете соотнести по 1 рассказу к каждой пословице. И объяснить, почему именно эта пословица.

«На горке» -                     Терпенье дает уменье.

«Живая шляпа»  -            У страха глаз велики.

«Огурцы»   -                     Берись дружно, не будет грузно.

«Мишкина каша-Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

  «Заплатка» -          Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 

- Молодцы!

Теперь я предлагаю поработать в группах. В каждой группе есть памятки. Эти памятки вам уже знакомы. Ваша задача вкратце проанализировать произведение. Время на анализ 5 мин.

(играет музыка.)

Физкультминутка.

Чтение по памятке.

- А что насчет дружбы? Присутствует ли здесь, в этом рассказе дружба?

- Между кем?

- Нравится ли вам эта дружба?

 Книги  Николая Носова необычайно интересные, веселые, смешные, забавные. И нам бы хотелось послушать какой-нибудь отрывок из его произведений. Я предлагаю такие его  рассказы «Огурцы», «Заплатка». Время на деление по ролям 1мин.

Чтение отрывка по ролям.

- Понравилось ли вам чтение ваших друзей? П

- Присутствует ли в этом рассказе дружба?

- Между кем?

III. Подведение итогов по прочитанному.

 Итак, мы сегодня, ребята, обобщили знания по творчеству Н.Н.Носова.

- А можем ли мы считать, что Н.Носов в своих произведениях учит детей дружить, говорить правду? (ответы учащихся)

Правильно. Н.Носов создал столько замечательных книг, произведений, которые помогают нам жить в дружбе, согласии, мире.

- Почему вам нравится читать произведения Носова?

- Как вы думаете, почему рассказы Н.Носова не стареют?

(ответы учащихся)

IV. Оценивание.

V. Подготовка к домашнему заданию.

    А дома я предлагаю вам написать сочинение-рассуждение на тему «С чего начинается дружба?»

   В качестве помощников вам выступят материал сегодняшнего урока.

   Давайте еще раз вспомним, какими качествами должен обладать друг.

  - А какие слова синонимы вы можете подобрать к слову друг? (друг, приятель)

- А какие есть  антонимы? (недруг, неприятель, враг)

  И в конце нашего урока я предлагаю спеть песню, где есть прекрасные  слова-помощники о дружбе.

Песня «Дружба крепкая…»

Спасибо за урок!