УМК "Гармония".3 класс.Литературное чтение.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Хафиятуллова Нурия Джаватовна

Для  учителей,работающих по данному УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_literaturnoe_chtenie_3_klass.doc475.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тематическое планирование


п/п

Наиме-
нование

раздела
программы

Тема
урока

Кол-во
часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Формирование информационных умений

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Вид

Контроля

МПС

Самоконтроль взаимоконтроль

Контроль учителя

Элементы

дополнительного
(необязательного) содержания

Домашнее задание

Дата
проведения

дата фактического проведения

примечание об использовании дополнительного учебного времени, об изменениях

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Труд человека кормит, а лень портит

10 ч

Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта»

1

УИПЗЗ

Формирование навыков сознательного чтения. Освоение литературных понятий «метафора», «аллитерация». Совершенствование навыков чтения

1.8. Понимать текст,не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста

Уметь сознательно и выразительно читать произведения.

Знать содержание нового учебника, произведений
Р. Сефа и Е. Каргановой

Фронтальный опрос

Поиск

и чтение книг о ленивых

и трудолюбивых детях

Выразительное чтение стихотворения «Лопата». Задания 2, 3
(учеб-
ник), 1, 2, 3 (тетрадь)

2

К. Ушинский

«Как рубашка в поле вы-
росла»

1

УИПЗ

Работа над целостным восприятием прочитанного. Развитие воображения


Понимать информацию, представленную в неявном виде (выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по описанию, находить в тексте  несколько примеров, доказывающих пиведенное утверждение)




Уметь читать текст по цепочке

Чтение «цепочкой»

Игра «Внимательный читатель»

Задания 1, 4 (учебник), 2, 3 (тетрадь)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3

Е. Благинина

«В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться».
С. Баруздин «Бревно»

1

УИПЗЗ

Работа с детскими книгами на тему «Книги о трудолюбивых и ленивых детях»

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

Уметь читать наизусть стихотворение «Не мешайте мне трудиться»

Опрос

ИЗО Рисование иллюстраций к стихотворению


Рисование иллюстраций к стихотворению

С. 13–
16, задания 1–4
(учебник)

4

Русская на-
родная сказка
«Кому гор-
шок мыть».
С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»

1

УИПЗЗ

Обучение осмыслению прочитанного. Развитие умения акцентировать важные слова текста в процессе чтения

Определять тему и главную мысль текста

Знать отличие

сказок о животных, волшебных и бытовых

Работа

в парах, взаимопроверка

С. 16–
23, задания 1–3
(учеб-

ник)

5

Е. Шварц «Сказка о по-
терянном
времени»

1

УИПЗЗ

Формирование навыков сознательного чтения, обеспечение целостного восприятия текста

Определять тему и главную мысль текста

Уметь находить главную мысль
сказки

Индивидуальный опрос

Узнать
биографию
Е. Л. Шварца

С. 23–28;

с. 29–34, ответы на вопросы 1–6

6

И. Крылов «Стрекоза
и Муравей»

1

УИПЗЗ

Конкурс

чтецов

Работа над выразительным чтением, пониманием образного языка произведения

Определять тему и главную мысль текста

Знать понятие «аллегория»

Опрос

Подобрать кни-
ги на тему

«Басни

И. А. Крылова»

С. 35–36, наизусть


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

7

Дж. Р. Киплинг «Отчего у Верблюда горб»

1

УИПЗЗ

Обучение чтению

по ролям, выбор заданных эпизодов сказки

 участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

Уметь составлять картинный план

и выразительно
читать сказку

Беседа, опрос

Изучить биографию

Дж. Р. Киплинга

С. 37–42, ответы на воп-
росы

8

Африканская сказка «Лентяйка»

1

УИПЗЗ

Обучение видению жанровых особенностей сказки

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

Уметь понимать идею произведения

Пересказ

от лица персонажей

С. 43–
45, задания 1–3
(учеб-

ник)

9

Грузинская сказка Африканская сказка «Лентяйка» «Голубок ковер»

1

УИПЗЗ

Формирование навыков сознательного чтения

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

Уметь объяснять значение слова «мастер»

Опрос,
беседа

Подобрать пословицы о мастерах

С. 45–53, пересказ

10

Р. Странное дело»Сеф «

1

УОСЗ

Обучение целост-
ному восприятию прочитанного

Определять тему и главную мысль текста

Уметь находить главную мысль стихотворения

Индивидуальный опрос

Подобрать кни-
ги на тему

«О тех, кто любит труд»

С. 54, наизусть

11

Мудрец отличен от глупца тем,

Итальянская сказка «Новая юбка».

С. Маршак «Не так»

1

УИПЗ

Пополнение словарного запаса учащихся. Обучение пониманию и чувственному восприятию образного языка

Уметь находить

в тексте нужные эпизоды, сравнивать и обобщать

Индивидуальный опрос,
беседа

ИЗО

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

С. 55–59, работа

в тетради


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

что он мыслит до конца
(7 ч)

художественного произведения

Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

12

Русская народная сказка «Как мужик
гусей делил»

1

УИПЗЗ

Развитие умений акцентировать текст в процессе чтения

Уметь давать
характеристику
героям

Ответы

на воп-
росы

С. 60–61, задания 1–2

13

Русская народная сказка «Дочь-семи-летка»

1

УИПЗЗ

– УПОКЗ

Развитие умений

находить главную мысль произведения

Уметь находить

в тексте фрагмен-
ты, соответствующие иллюстрациям учебника

Входная контрольная работа.Проверка навыка чтения вслух





Выборочное чтение с пояснениями

ИЗО

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

Нари-
совать иллюст-
рации
к сказке

Задание 5, пересказ, работа в тетради

14–

15 народная сказка «Морской царь и Василиса

Русская

2

УИПЗЗ

УЗНЗВУ

Формирование
навыков сознательного чтения. Обеспечение целостного восприятия прочитанного. Работа над жанровыми
особенности рус-
ской народной
сказки

Понимать текст,не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста

Уметь:

– сравнивать два мира – реальный и волшебный, найти границу между ними;

– выделить художественные особенности сказки, ее структуру

Фронтальный опрос.

Беседа

С. 69–81, задания 1–7, подготовиться к творческому пересказу по ролям

16

Армянская сказка «Золотое яблоко»

1

УИПЗЗ

Работа над выделением жанровых особенностей сказки

Понимать текст,не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста

Уметь понимать главную мысль произведения

Ответы на воп-
росы

Знать биографию
Ш. Перро

Составить
картинный план


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

произведения

17

Ш. Перро «Мальчик-
с-пальчик»

1

УОСЗ


Обучение подробному и краткому
пересказу

Уметь составлять план произведения

Индивидуальный

опрос

Подобрать книги

на тему «Сказки Ш. Перро»

С. 85–95, творческий пересказ

с изменением лица рассказчика

18

Много хватать – свое
потерять
(3 ч)

Английская сказка «Женщина, кото-
рая жила
в бутылке»

1

УИПЗЗ

Развитие умения сравнивать народную сказку и литературную

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

Уметь сравнивать волшебные сказки

и бытовые, находить главную мысль текста

Опрос

ИЗО

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

Нарисовать иллюстрацию к произведению

С. 96–
102, пересказ,
задания

в тет-
ради

19

Я. Аким «Жадина». В. Зотов «Бабушкин халат»

1

УИПЗЗ

Определение
жанра произведения. Обучение
осознанному выразительному чтению, разделению мира добра и зла

Уметь:

– высказывать мнение об отношении автора к своему персонажу;

– составить план произведения

Ответы на воп-
росы,
взаимо-
проверка

Нарисовать иллюстрации с изо-
бражением вол-
шебного халата

С. 103–
109, задания 1–3

20

Дж. Родари «Солнце

1

УОСЗ

Обучение целост-
ному восприятию

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

Уметь сравнивать жадность и щед-

Опрос

Итоговая контрольная работа.Проверка навыка чтения вслух

Подобрать про-

С. 110,

задание


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

и туча»

разделу

прочитанного

рость, объяснять отличие

изведения о щедрых и жадных людях

в тетради, выразительное чтение

21

Тайное всегда становится явным (5 ч)

В. Драгунский «Тайное

становится явным»

1

УИПЗЗ

Обучение пониманию и прогнозированию мотивов поведения персонажей

Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию

Уметь:

– читать по ролям; – формулировать главную мысль произведения

Беседа

с ответами на вопросы

С. 111–
114, задания 1–3
(учебник),

чтение

по ролям

22

Н. Носов «Огурцы»

1

УИПЗЗ

Работа над ролевым чтением, передачей настроения героев, прогнозированием мотивов их поведения

Уметь читать
по ролям, передавая голосом настроение героев

Индивидуальный

Опрос

ИЗО

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

Нарисовать иллюстрацию к произведению

С. 115–
119, подгото-
виться
к игре «Радио-
театр»

23

В. Осеева
«Почему?»

1

УИПЗЗ

Развитие навыка анализа произведения. Обогащение чувственного опыта детей

Уметь находить

в тексте фразы, которые говорят о душевном состоянии мальчика

Опрос

С.120–
125, за-
дания в
 тетради, подго-
товить


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

вопросы к викторине

24

Шведская сказка «Принцесса-лгунья»

2

УИПЗЗ

Формирование навыков осознанного чтения. Обучение целостному восприятию прочитанного

Уметь читать
по ролям, передавая голосом характер героев

Викто-
рина по произведению

С. 126–
136, выразительное чтение, пересказ,
задание в тет-

ради

25

Л. Пантелеев «Честное
слово»

1

УОСЗ;

Развитие способности сопереживать героям про-
изведения. Формирование речевых умений

Уметь объяснить слова автора:
«Мальчик вырастет настоящим человеком»

Опрос

С. 137–
145, задания 1–10

(учебник)

26

«Унылая
пора! Очей очаро-
ванье»

(4 ч)

К. Бальмонт «Осень».
И. Соколов-Микитов
«Листопад-
ничек»

1

УИПЗЗ

Обучение чувственному восприятию

и пониманию настроения поэта. Формирование знаний об эпитете, олицетворении, сравнении

Уметь голосом, темпом чтения
передать «осеннее» настроение поэта

Коллективное чтение

С. 146 –

выучить

наи-
зусть,
с. 147–
150,
читать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

27

Ф. Тютчев «Листья».
А. Фет «Ласточки пропали…»

1

УИПЗЗ

Развитие умения

акцентировать
важные слова
текста в процессе чтения. Обучение правильной расстановке пауз

Уметь с помощью изменения темпа чтения, эмоцио-
нальной окраски и силы голоса передать настроение

Опрос

С. 151–
154, вырази-
тельное чтение

28

К. Паустовский «Барсучий нос»

1

УИПЗЗ

Формирование навыков сознательного чтения. Работа над целостным восприятием прочитанного

Уметь:

– составлять вопросы к тексту;

– делить текст

на смысловые
части

Фрон-
тальный опрос

в ходе
беседы

ИЗО

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

Нарисовать иллюстрацию к произведению

С. 155–
159, чтение, пересказ, поста-
новка вопросов к тексту

29

А. Пушкин «Осень».
М. Лермонтов «Осень». А. Толстой «Осень».
Н. Некрасов «Славная осень».
А. Майков «Осень»

1

УОСЗ

Обучение анализированию, пониманию образной поэтической речи

Уметь сравнить

и сопоставить стихи разных поэтов об осени, читать

их выразительно

Индивидуальный опрос

Подо-
брать
книги

на тему «Стихи

об осени»

А. С. Пушкин

«Осень» – наизусть.
С. 160–
162,

выразительное чтение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

30

«Ежели вы вежливы…»
(2 ч)

С. Маршак «Урок веж-

ливости».
И. Пивоварова «Вежливый ослик».
Б. Заходер «Очень вежливый индюк»

1

УИПЗЗ

Продолжение работы над развитием речи, воображения

Составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос

Уметь находить строки, ярко про-
являющие отношение писателя к персонажу

Опрос-
беседа

Найти биографию С. Я. Мар-

шака

С. 163–
165, выразительное чтение

31-32

В. Осеева «Волшебное слово»

2

УИПЗЗ,

УОСЗ

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям. Работа над формированием речевых умений

Определять тему и главную мысль текста

Уметь сравнить персонажей двух последних произ-
ведений

Опрос

Прочитать произведение

Я. Бжехва «Дырки

в сыре»

С. 168–
172, от-
веты на вопросы
1–10

33

Каждый свое получил

14 ч

Эстонская сказка «Каждый свое получил». Латышская сказка «Два брата»

1

УИПЗЗ

Работа над глубоким пониманием смысла прочитан-
ного

Определять тему и главную мысль текста


Уметь сформулировать и понять главную мысль сказки, сравнить ее с названием

Творческий

Пересказ

Окр.мир.

Найти

материал

о скорпионах

Найти

материал

о скорпионах

С. 3–11, задания 1–3
в тетради и в учебнике

34

Ю. Ярмыш «Добрый

1

УИПЗЗ

Обучение работе

с текстом при чте-

Уметь акцентировать содержание

Фрон-
тальный

Нарисовать

С. 11–16, ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Клен», «Озеро». Узбекская сказка
«Черепаха
и скорпион»

нии про себя. Развитие эмоционально-чувственного восприятия

Понимать текст,не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста

текста в процессе чтения

опрос-
беседа

иллюст-
рации

к сказкам

на воп-
росы в учебнике; задания в тетради

35

И. Крылов «Чиж и Голубь». Л. Тол-
стой «Белка
и волк», «Комар и лев»

1

УИПЗЗ


Обучение формулированию основной мысли произведения, делать выводы

Знать отличие басни от других художественных произведений

Индивидуальный опрос

Подобрать справочный материал

о маке

Выучить наизусть «Чиж

и голубь»

36

Индийская сказка «Мак»

1

УИПЗЗ

Работа по выявлению жанровых особенностей сказки

Знать о вреде наркотиков

Опрос

С. 20–27, задания 1–5
(учеб-ник)

37

Г. Ладонщиков «В старой сказке». Рус-

ская народ-
ная сказка
«Баба Яга»

1

УИПЗЗ

Сравнение концовок обеих сказок; ответ на вопрос «Какой урок нам
дает сказка?

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

Уметь сопоставить два произведения

Твор-
ческий

Пересказ

ИЗО

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

Нарисовать рисунки к обоим произведениям

С. 29–35, задания 1–3 (тетрадь)

38

Русская народная сказка «Падчерица

1


УИПЗЗ

Выяснение значения непонятных слов. Работа над

Уметь сделать
вывод о том, что
в сказках добро

Взаимопроверка ответов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

и мачехина дочка»

целостным восприятием текста

побеждает, а зло
наказывается

на задания в тетрадях

39–

40

Б. Заходер
«Серая звездочка»

2

УИПЗЗ

Обучение чтению

по ролям, составлению характеристик героев произведения. Нахождение в тексте заданных эпизодов

Уметь:

– читать текст
по ролям;

– передавать голосом настроение
героя;

– формулировать главную мысль
произведения


Итоговая контрольная работа.Проверка навыка чтения вслух

















Опрос

Подобрать
книги

на тему «Народные волшебные сказки

о людях
хороших

и не очень хороших»

С. 39–
48, задания 1–7
(учебник);
пересказ выбо-
рочный

41

Английская сказка «Хромая Молли»

1

УИПЗЗ

УЗНЗВУ

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение

Уметь находить нужные фрагменты текста и комментировать их

Опрос

в ходе
беседы

Узнать значение слова «эльф»

С. 49–
57, задания 1–4
(учеб-

ник)

42–

43

Чешская
сказка «Злато-
власка»

2

УИПЗ

УЗНЗВУ

Развитие техники чтения, навыков слушания. Выявление жанровых особенностей сказки

Уметь:

– пересказывать сказку по частям;

– делать выводы

Опрос

ИЗО

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

Нарисовать
рисунки

к сказке

С. 57–
70, задания 1–2
(учеб-

ник)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

44–

45

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»

2

УИПЗЗ


УЗНЗВУ

Обучение анализированию содержания произведения. Развитие умения слушать

Уметь:

– понимать главную мысль прочитанного;

– находить заданные фрагменты
сказки

Чтение

в парах, по ролям, ответы на воп-
росы

Вспомнить рус-
ские народные сказки, где герой тоже выполняет три трудные
задачи

С. 71–
87, задания 1–4
(учеб-

ник). Уметь
читать по ролям
отрывок на с. 86

46

Л. Чарская «Живая перчатка». Ю. Мориц «Песенка про сказку»

1

УОСЗ

Обучение анализированию, пониманию образной поэтической речи

Уметь объяснить смысл непонятных слов и выражений

Опрос-
беседа

Найти

материал

о Л. А. Чарской

С. 88–98,

задания 1–3 (тетрадь)

47

Жизнь дана на добрые дела

5 ч

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»

1

УИПЗЗ


Обучение выра-
зительному чтению стихов, анализированию прочитанного

Уметь:

– понимать смысл стихотворения;

– находить главную мысль прочитанного

Опрос

Найти
книги

на тему «Волшебные литературные сказки»

С. 99–
10, задания 1–3
(учеб-

ник)

48

Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного

1

УИПЗЗ


Работа над ана-
лизированием
текста после

Уметь использовать прием выборочного чтения

Индивидуальный

опрос

Найти биографию

Г.-Х. Ан-

С. 102–
107, за-
дания 7,


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

стручка»

чтения про себя

дерсена

8 (учебник)

49–

50

Г.-Х. Андерсен «Ель»

2


УИПЗЗ

УЗНЗВУ;

Обучение нахож-
дению главной мысли текста,
анализированию
произведения

Уметь находить главную мысль текста, делать вывод

Твор-
ческий

пересказ

от лица пятой го-

рошины

С. 107–
119,

составить вопросы

к тексту

51

Е. Пермяк «Некрасивая ёлка»





Развитие способности сопереживать героям, про-
гнозировать содержание текста

Уметь сравнить два произведения, анализировать их

Опрос

С. 120–
129, пересказ;
задания 1–3
(учебник)

Е. Клюев «Сказки простого карандаша»

УОСЗ

Развитие умения
сопоставлять художественные произведения, делать выводы, анализировать

Уметь ориентироваться в произведении, находить нужные фрагменты

Взаимо-
проверка по вопросам учебника

Узнать биографию
С. Есенина

С. 130–
134, за-
дания 1–4
(учебник)

52

«Снег летает и сверкает…»

9 ч

С. Есенин
«Береза».

М. Пришвин «Деревья
в лесу»

1

УИПЗЗ

Развитие творческого воображения, воспитания любви к родной природе

Уметь читать стихотворение выразительно

Взаимо-
проверка

С. 135–
137


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

53

И. Никитин «Весело сияет…». А. Пушкин «Зимний вечер»

1

УИПЗЗ

Работа над развитием поэтического слуха, формирование речевых умений, навыков чтения, анализа

Уметь работать

с поэтическим
текстом

Опрос

С. 138–
140, вопросы
1–4

54

Г.-Х. Андерсен «Девочка со спичками»

1

УИПЗЗ

Работа над разви-
тием способности полноценно вос-
принимать худо-
жественное произведение

Уметь:

– анализировать текст;

– делать выводы, рассуждать

Опрос

С. 141–
144, со-
ставить вопросы

к тексту

55

А. Блок «Ветхая избушка». И. Суриков «Детство»

1

УИПЗЗ

Работа над развитием внимания, памяти, умения работать с поэтическим текстом

Уметь:

– анализировать;

– понимать образную поэтическую речь

Взаимо-
проверка

С. 145–
148, ответы на вопросы
1–3

56

З. Александрова «Снежок». С. Черный

«На коньках»

1

УИПЗЗ

Обучение анализированию, пониманию образной поэтической речи

Уметь выразительно рассказать стихотворение «Снежок»

Индивидуальный опрос

С. 149–
152. «Снежок»

З. Александрова (наизусть)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

57

В. Драгунский «Кот

в сапогах»

1

УИПЗЗ

Работа над разви-
тием умения четко и правильно отвечать на вопросы,
совершенствованием навыка чтения

Уметь:

– высказывать свое мнение;

– воспроизводить содержание

Опрос

С. 153–
158,

пересказ, ответы

на воп-
росы

58-59

Н. Носов
«Бенгальские огни»

2

УИПЗЗ

Работа над разви-
тием воображения, речи, творческих способностей

Уметь передавать различные интонации при чтении

Работа

в парах

С. 160–
177, пересказ, составить план пересказа

60

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает…». К. Бальмонт «Снежинка». С. Есенин
«Пороша», «Поет зима-
аукает…»

1

УИПЗЗ

Работа над развитием поэтического слуха, формированием речевых умений

Уметь находить красочные средства, помогающие поэту создавать картины природы

Индивидуальный опрос

Найти
книги
на тему

«Книги

о зиме»

С. 178–
181,

С. Дрожжин «Снег летает…»
(наизусть)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

61–

За доброе дело стой смело

5 ч

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

1

УИПЗЗ

Работа над целостным восприятием текста, развитием навыков слушания, техники чтения, анализа содержания, связной речи

Знать художественные особенности сказок, их структуру и лексику.

Уметь правильно

и осознанно читать

художественные произведения

Опрос

ИЗО

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

Нарисовать иллюстрации

к сказке

С. 3–17, пересказ, ответы

на вопросы

62

Н. Артюхова «Трусиха»

1

УИПЗЗ

Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия текста

Уметь формулировать основную мысль текста

Работа

в парах

Подобрать книги о подвигах

С. 18–19

63

Э. Киселева «Мальчик-
огонек»

1

УИПЗЗ

Работа над совершенствованием навыков чтения, выразительной речи, воображения

Уметь закончить сказку по-своему, объяснить свой
выбор

Творческий

пересказ

С. 20–22, пересказ

65

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

1

УИПЗЗ

Работа над целостным восприятием текста. Обучение анализу содержания произведения

Уметь анализировать содержание, делать выводы, размышлять

Опрос

в ходе беседы

Биография В. Высоцкого

С. 22–30, пересказ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

66

В. Высоцкий «Он не вер-
нулся из боя».

С. Баруздин «Страшный клад»

1

Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия, совершенствованием навыка чтения

Уметь точно отвечать на поставленные вопросы

Опрос

С. 30–33, выразительное чтение

С. Маршак «Рассказ

о неизвестном герое»

УОСЗ

Работа над совершенствованием навыка выразительного чтения поэтических произведений, формированием нравственных качеств

Уметь:

– оценивать поступки людей;

– анализировать свой ответ

Опрос

в ходе
беседы

С. 43–37, ответы

на вопросы 1–5

67

Кто
родителей
почитает, тот
вовек

не погибает

14 ч

В. Осеева
«Печенье», «Лекарство»

1

УИПЗЗ

Работа над развитием умения акцентировать важные слова текста в процессе чтения

Уметь анализировать прочитанное, делать выводы

Опрос, ответы на вопросы

С. 38–39, пересказ

68

Б. Емельянов «Мамины
руки»

1

УИПЗЗ

Работа над пополнением словарного запаса, совершенствованием навыка чтения

Уметь:

– делать выводы;

– комментировать свой ответ

Чтение по ролям

С. 40–42

69

Л. Яковлев «Альбом

1

УИПЗЗ

Обучение анали-
зированию стихо-

Уметь:

– определять глав-

Выразительное

С. 43–47,

«Бабуш-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

фотографий».

Л. Квитко «Бабушкины руки». О. Дриз «Книга»

творных произведений, умению делать выводы

ную мысль произ-
ведения;

– объяснять свое
решение

чтение

кины
руки»

(наизусть)

70

Г. Фаллада «История
про мамину сказку»

1

УИПЗЗ

Работа над развитием способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, формированием речевых умений

Уметь безошибочно, выразительно читать произведение и анализировать его

Индивидуальный опрос

С. 48–53, пересказ

71

В. Драгунский «...Бы»

1

УИПЗЗ

Обучение определению идеи произведения. Работа над пополнением словарного запаса, совершенствованием навыка чтения

Уметь давать характеристику героям, их поступкам

Опрос

в ходе
беседы

С. 54–57,

ответы

на вопросы 1–5

72

Н. Артюхова «Трудный
вечер»

1

УИПЗЗ

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям

Знать понятие
«чуткий».

Уметь приводить примеры поведения чутких людей

Опрос

С. 58–63, пересказ, ответы на воп-
росы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

73

М. Зощенко «Золотые
слова»

1

УИПЗЗ

Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия, речи, совершенствованием навыка чтения

Уметь:

– формулировать основную мысль текста;

– выделять художественные особенности сказки

Беседа

С. 64–72, пересказ по частям, со-
ставление плана пересказа

74

Черногорская сказка «Милош находит мать»

1

УИПЗЗ

Работа над формированием нравственных качеств, развитием речи, мышления

Уметь составлять план пересказа

и пользоваться им



Итоговая контрольная работа.Проверка навыка чтения вслух




Опрос

С. 73–75, пересказ

75

Адыгейская сказка «Девочка-птичка»

1

УИПЗЗ

Ознакомление с нравами и обычаями народа Адыгеи. Работа над развитием навыков чтения, слушания

Уметь придумывать конец художественного произведения

Индивидуальный опрос

С. 76–81,

ответы

на вопросы 1–3

76

Испанская сказка «Птица-Правда»

3

УИПЗЗ

Работа над развитием эмоционально-чувственного восприятия, умением формулировать основную мысль сказки

Уметь:

– работать с текстом в группах;

– составлять
вопросы;

– анализировать отдельные части

Взаимопроверка при работе в парах

С. 81–
101, пересказ, составить план пересказа


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

текста

77-78

А. Платонов «Разноцветная бабочка»

2

УИПЗЗ

УЗНЗВУ

Ознакомление с понятием «легенда». Обучение осмысливанию прочитанного. Развитие умения акцентировать текст в процессе чтения

Знать, что такое «легенда», ее отличие от произведений других жанров

Подобрать
книги

на тему «Книги

о семье»

С. 102–
113,

пересказ

79

Л. Петрушевская «Сказка о часах»

1

УИПЗЗ

Работа по содержанию сказки, совершенствованию навыка чтения

Уметь:

– участвовать в обсуждении вопроса: современная это сказка или старинная;

– делать выводы, объяснять высказывания героев

Опрос

Узнать биографию
Л. Петрушевской

С. 114–
122,

ответы

на вопросы 1–3

80

Русская народная сказка «Подземные царства»

1

УИПЗЗ

Обучение умению вдумываться в смысловое содер-
жание художест-
венного произ-
ведения, давать
характеристики
героям

Уметь выражать своими словами главные мысли
сказки

Инсценировка произведения

С. 123–
132,

пересказ, задания 1–7


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

81

Г. Виеру «Мамин день»

1

УОСЗ

Обобщение знаний по разделу. Ответы на вопросы викторины

Уметь анализировать стихотворный текст, выразительно его читать

Викто-
рина по произведениям раздела

С. 133, выразительное чтение

82

«Весна идет! Весне доро-
гу!»

7 ч

Ф. Тютчев
«Зима недаром злится…».
М. Пришвин «Капля и камень»

1

УИПЗЗ

Ознакомление
с новым разделом, творчеством
Ф. И. Тютчева

Уметь находить

в произведении
красочные средства изображения

Опрос

С. 134–
136,

«Зима

недаром злится…» (наизусть)

83

В. Железников «Три ветки мимозы»

1

УИПЗЗ

Воспитание нрав-
ственных качеств. Работа над совершенствованием
навыков чтения

Уметь объяснять поступки героев, анализировать их

Опрос

в ходе
беседы

ИЗО

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

Нарисовать рисунки с изображением зимы и весны

С. 137–
140,

пересказ, ответы

на вопросы 1–3

84

И. Северянин «Отчего?».

Г. Новицкая «Подснежник». В. Берестов «Мать-
и-мачеха»

1

УИПЗЗ

Работа над развитием творческого воображения. Воспитание любви к родной природе. Пополнение словарного запаса

Уметь:

– видеть необычность произведения;

– объяснить, выразительно прочитать

Чтение «цепочкой»

С. 143–
144,

ответы

на воп-
росы, составить


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

свои вопросы

85

Н. Гоголь «Весна». А. Плещеев «Весна»

1

УИПЗЗ

Знать значение непонятных слов.

Уметь:

– находить образные средства;

– читать стихотворения выразительно

Опрос

С. 145–
149, вырази-
тельное чтение

86

К. Паустовский «Стальное колечко»

1

УИПЗЗ

Работа над развитием способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное

Уметь:

– объяснять непонятные слова
в тексте;

– дать характеристику героям, оценить их поступки

Опрос

в ходе
беседы

С. 150–
159,
ответы

на вопросы 1–4

87

А. Майков «Ласточка примчалась…».

А. К. Толстой «Звонче жа-
воронка пе-

1

УИПЗЗ

Работа над развитием творческого воображения. Воспитание любви к природе. Обучение выразительному чтению

Уметь подготовить словесную иллюстрацию фрагментов текста

Индивидуальный опрос

С. 160–
163,

А. К. Толстой «Звонче жаворонка пе-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

нье...». А. Фет «Я пришел

к тебе с при-
ветом…».

А. Чехов
«Весной»

нье…», выразительное чтение

88

Н. Сладков «Ивовый пир».
Я. Аким Апрель»

1

УИПЗЗ

Знать смысл редко употребляемых слов.

Уметь делать
анализ сравнений в тексте

Опрос

Подобрать
книги

о весне

С. 164–
168,
ответы

на вопросы 1–4

А. Блок «Вербочки».

Л. Чарская «Дивные звуки». Е. Благинина «Чере-
муха»

1

УОСЗ

Создание условий, позволяющих детям увидеть в произведении описание красоты русской природы. Обучение выразительному чтению

Уметь соотносить содержание произведения с языковыми средствами,
с помощью которых оно выражено автором

Викто-
рина по произведениям раздела

Найти

сведения

о празднике «Вербное воскресенье»

С. 169–
172


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Любовь –

вол-
шебная страна

89-90

Н. Вагнер «Сказка»

2

УИПЗЗ;

Работа с текстом, выделение главного. Воспитание нравственных черт характера: сострадание, силу воли

Знать толкование незнакомых слов. Уметь придумать свою концовку

к сказке

Опрос

в ходе
беседы

Сделать иллюстрации к произведению

С. 5–22, ответы

на вопросы, пересказ по составленному плану


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

(словесные и художественные)

91-92

Г.-Х. Андерсен «Ромашка»

2

УИПЗЗ;

Знакомство с со-
держанием сказки. Обучение вдумчивому чтению, осмыслению
содержания художественного
произведения

Уметь выделять главное и второстепенное в насыщенном информацией тексте и логически его перерабатывать

Коллективное чтение

с анализом

С. 42–46, краткий пересказ

93

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»

1

УИПЗЗ;

Выяснение смысла слова «щедрый»

на основе прочитанного. Работа над совершенствованием навыков чтения

Уметь делать подробную характеристику персонажей, ссылаясь на текст


Опрос

С. 48–51, ответы

на вопросы 1–4

94-95

Русская на-
родная сказка «Перышко

Финиста – ясна сокола»

2

УИПЗЗ;

Ознакомление
с русской народной сказкой. Работа над осмыслением содержания.
Выявление жанровых особенностей сказки

Уметь:

– выявлять художественные осо-
бенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику;

– отличать сказку

от рассказа

Опрос

в ходе
беседы

ИЗО

Нари-
совать иллюстрацию к произведению

Нари-
совать иллюст-
рации

к сказке

С. 53–71, пересказ, дать характеристику ска-

зочным персонажам


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

96

Польская сказка «Каменный Принц

и Прекрасная Померанца»

1


УИПЗЗ;

Выявление жанровых особенностей сказки.

Работа над со-
держанием, развитием умения подробно и кратко
пересказывать текст сказки

Уметь выделять
художественные особенности сказки, характерную
лексику

Опрос

в ходе
беседы

С. 72–84, пересказ, ответы

на вопросы 1–5

А. Фет «Облаком волнистым…».
Я. Полонский «Песня»

1

УОСЗ

Обучение пониманию образной поэтической речи, выразительному чтению

Уметь использовать в речи средства интонационной выразительности
(логическое ударение, сила, эмоциональная окраска голоса, темпоритм)

Итоговая контрольная работа.Проверка навыка чтения вслух





Опрос

Знать

биографию
А. А. Фе-
та

А. Фет «Облаком
волнистым» (наизусть).
С. 85–86, выразительное чтение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

97

Чудесное
рядом

Р. Сеф «Чудо».

А. Прокофьев «Люблю березку русскую...»

1


УИПЗЗ;

Обучение пониманию образной поэтической речи, выразительному чтению

Уметь использовать при чтении стихотворений средства интонационной выразительности

Индивидуальный опрос

С. 89–92, выразительное чтение

98

К. Паустовский «Заботливый цветок»

1


УИПЗЗ;

Обсуждение: что нового и интересного узнали из произведения? Совершенствование навыков чтения

Уметь сочинять рассказы о самом
себе

Опрос

Знать

биографию

В. А. Жуковского

С. 93–
102,

пересказ, ответы

на вопросы 1–4

99

В. Жуковский «Родного неба милый свет…».
С. Маршак
«О том, как
хороша при-
рода»

1


УИПЗЗ;

Работа с поэтическим произведением над развитием дикции, памяти,
воображения

Уметь использовать средства интонационной выразительности

Взаимо-
проверка

В. Жуковский «Родного неба милый цвет» (наизусть)

100

Ю. Могутин «Берег бро-
дячих камеш-

1


УИПЗЗ;

Совершенствование навыка чте-
ния, умения пере-

Уметь грамотно составлять вопросы к тексту и отве-

Составление вопросов

Принести книги

об обык-

С. 109–
112, пересказ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ков».
М. Пришвин «Дятел»

сказывать текст

чать на них

и ответы на них

новенных чудесах

по плану

101

О. Дриз
«Счастье».

Б. Заходер «Что красивее всего?»

1


УИПЗЗ;

Развитие речи, наблюдательности. Обучение выразительному чтению

Уметь использовать в речи средства интонационной выразительности

Индивидуальный опрос

С. 130–
131,

выразительное чтение

102

В. Бианки
«Музыкант»

1

УОСЗ

Обучение ана-
лизированию текста, составлению плана, нахождению главной мысли произведения, умению объяс-
нить свои предположения

Уметь:

– подготовить творческий пересказ текста;

– соотнести ил-
люстрации учеб-
ника с текстом

Взаимопроверка по вопросам учебника

С. 132–
134,

выразительное

чтение, пересказ

-

Учебно-тематический план (содержательный) оформляется в виде таблицы.

раздел

тема

характеристика деятельности учащихся

виды учебных занятий, количество часов, формы контроля (проверочные, контрольные работы по теме, итоговые контрольные по разделу)

учебное занятие по изучению и первичному закреплению знаний

учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности

учебное занятие по комплексному применению

знаний и способов деятельно

учебное занятие по обобщению и систематизации

знаний и способов деятельности

учебное занятие по

 оценке и коррекции

знаний

и способов

 деятельности

количество часов, задачи изучения

количество часов, задачи изучения

что должны знать, уметь, понимать, выполнять

Труд человека кормит, а лень портит

10 ч


Формирование навыков сознательного чтения. Освоение литературных понятий «метафора», «аллитерация». Совершенствование навыков чтения

Работа над целостным восприятием прочитанного. Развитие воображения


Работа с детскими книгами на тему «Книги о трудолюбивых и ленивых детях»

Обучение осмыслению прочитанного. Развитие умения акцентировать важные слова текста в процессе чтения

обеспечение целостного восприятия текста

Работа над выразительным чтением, пониманием образного языка произведения

Обучение чтению

по ролям, выбор заданных эпизодов сказки

Обучение видению жанровых особенностей сказки

Обучение целост-
ному восприятию прочитанного

. Развитие воображения




1 ч


1 ч

Входная контрольная работа.Проверка навыка чтения вслух

1 ч

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца
(7 ч)

Пополнение словарного запаса учащихся. Обучение пониманию и чувственному восприятию образного языка художественного про Развитие умений

находить главную мысль произведения изведения


5 ч

1

1 ч

Много хватать – свое
потерять
(3 ч)


Обучение целост-
ному в прочитанного восприятию

1 ч

1 ч

1

Итоговая контрольная работа.Проверка навыка чтения вслух

Тайное всегда становится явным (5 ч)

Обучение пониманию и прогнозированию мотивов поведения персонажей

4 ч

1 ч

«Унылая
пора! Очей очаро-
ванье»

(4 ч)

Обучение чувственному восприятию

и пониманию настроения поэта. Формирование знаний об эпитете, олицетворении, сравнении

3

1

«Ежели вы вежливы…»
(3 ч)

Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям. Работа над формированием речевых умений

2

1

1 чИтоговая контрольная работа.Проверка навыка чтения вслух

Каждый свое получил(14 ч)

Обучение формулированию основной мысли произведения, делать выводы

11ч

Жизнь дана на добрые дела (5 ч)

Работа над ана-
лизированием
текста после чтения про себя

3

1

1 ч

«Снег летает и сверкает…»(9 ч)

Работа над развитием поэтического слуха, формирование речевых умений, навыков чтения, анализа

8 ч

1 ч

За доброе дело стой смело(5 ч)

Работа над целостным восприятием текста, развитием навыков слушания, техники чтения, анализа содержания, связной речи

4 ч

1 ч

Кто
родителей
почитает, тот
вовек

не погибает(14 ч)

Обучение определению идеи произведения.

8 ч

1 ч

«Весна идет! Весне доро-
гу!»(7 ч)

Работа над развитием способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям,

6

1

Любовь –

вол-
шебная страна(8 ч)

Работа с текстом, выделение главного. Воспитание нравственных черт характера: сострадание, силу воли

6

1

1 ч

Итоговая контрольная работа.Проверка навыка чтения вслух

Чудесное
рядом (6ч) Обучение пониманию образной поэтической речи, выразительному чтению

5

1 ч

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе примерной программы по литературному чтению для школ с русским языком обучения начального общего образования, авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение», утверждённой Министерством образования и науки РФ (Москва, 2005), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).

Программа О. В. Кубасовой входит в УМК «Гармония».

На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится:

 количество часов в год –102;

 количество часов в неделю – 3;

 количество часов в 1-й четверти – 24;

 количество часов во 2-й четверти – 21;

 количество часов в 3-й четверти – 33;

 количество часов в 4-й четверти – 24.

При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:

– Кубасова, О. В. Литературное чтение: любимые страницы : учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений : в 4 ч. / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.

– Кубасова, О. В. Литературное чтение : рабочая тетрадь к учебнику «Любимые страницы»  для  3 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2011.

– Кубасова, О. В. Литературное чтение : тестовые задания к учебнику «Любимые страницы»  для  3 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2011.

– Кубасова, О. В. Методические рекомендации по литературному чтению / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2005.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу

К концу 3 класса учащиеся

должны уметь:

– понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

– работать с толковым словарем;

– использовать в речи средства интонационной выразительности;

– составлять образ слова по его элементам;

– овладевать способом чтения «по догадке»;

– делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

– определять тему и главную мысль произведения;

– соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;

– озаглавливать иллюстрации и тексты;

– составлять простой план произведения;

– пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески;

– выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах;

– ставить вопросы к прочитанному;

– самостоятельно делать подборку книг на заданную тему;

должны уметь:

– выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;

– выделять художественные особенности сказок, их структуру;

– уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

– освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины, произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутой драматизации;

– уметь подготовить творческий пересказ;

– уметь составить диафильм к небольшому тексту;

– принимать участие в конкурсе чтецов;

– составлять собственные высказывания на основе прочитанного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Литературное чтение. 4 класс. Литературные сказки. Обобщение.

Урок-обобщение по литературному чтению. Глава "Литературные сказки". Презентация....

Презентация литературное чтение 3 класс. Литературные сказки их отличие от народных.

Литературные сказки их отличие от народных. 3 класс, школа 2100...

Своя игра Литературное чтение 4 класс Литературные герои

Игра составлена на основе произведений А.П.Чехова "Ванька", Л. Андреева "Петька на даче", А.Погорельский "Черная курица или Подземные жители", Д.Мамин-Сибиряк "Верте...

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Литературна викторина по теме: "Русская народная сказка Теремок"

Презентация к уроку литературного чтения (1 класс). Данная презентация является викториной по теме "Русская народная сказка Теремок". В презентации приведен материал для закрепления знаний у...