открытый урок по обучению грамоте на тему : "Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости ."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

на данном уроке дети приходят к выводу о том, что звуки [г ] и [к ] являются парными по звонкости и глухости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt_urok._sopostavlenie_zvukov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 «в классе

(Система учебников  «Начальная школа XXI века»)

Тема: «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».

Цель урока: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкости-глухости.

Предметные УУД: ознакомление с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости; отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком); чтение слов и предложений; сравнение первых звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя; составление окончания истории; чтение хорошо читающими детьми рассказа Г. Остера  «Секретный язык».

Регулятивные УУД:  дифференцирование букв , обозначающих близкие по акустико –артикуляционным признакам согласные звуки, имеющих оптическое и кинетическое сходство (г-к),  чтение предложений и небольших текстов с интонацией и паузами в соответствии  со знаками препинания,  пересказ содержания текста с  опорой на вопросы учителя, классифицирование слов по количеству слогов и месту ударения.

Коммуникативные УУД :  формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД :  формирование  добрых взаимоотношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитание уважения   к одноклассникам.

Методические приёмы :  метод динамических поз, методика зрительно – координационных упражнений; методика сенсорно – координационных упражнений « четыре угла», работа с сенсорным крестом, экологическое панно.

Материально- техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная  доска, модели слов, наглядные пособия по теме урока..

Каждому обучающемуся:

1. Журова Л. Е., Евдокимова М. И.  Букварь.  1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 ч. – М.: Вентана-Граф, 2011.

2.Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь. Я учусь писать и читать.1 класс. Рабочая тетрадь для образовательных учреждений,  3-у изд., испр.и доп.- М.: Вентана-Граф, 2011., карточки, буквы, лучи для рефлексии.

Парная работа : карточки.

.             

Ход урока

1.Организационный момент.

    -   Сегодня  к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Садитесь.

               По тропинке к вам школьной спешила.

               Любовалась, как жизнь хороша.

               Солнце ласково в небе  уж так не сияло, как летом,

               Но моя улыбалась душа.

   -     Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. Улыбнитесь друг   другу. С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок. И я знаю, что у вас всё получится.

    II. Вступительное слово учителя.

1. По дороге в школу я встретила гномика. Он передал письмо, в котором говорится о том, что его друзья попали в беду. Чтобы их освободить, надо собрать все светильники и отнести их злому колдуну. За это он освободит друзей гномика. И так в путь.

2. Первое задание :чтение чистоговорок (условное обозначение – книга).

Прочитайте быстро:

га/гу га/ага ка/ку/ка кага

гу/га гу/угу га/гу/га гака

кага-гага акакпа кугу

III. Изучение нового материала.

3.  Работа с учебником.  Постановка цели. (Рассматривание изображения  Г ? К в учебнике и определение  такого  рисунка на доске.)

- Дети, сравните, пожалуйста , эти изображения. Что вы увидели? ( Они одинаковые)

- Подумайте, а почему я обратила внимание именно на этот рисунок в учебнике?

-Произнесите эти звуки  и найдите картинки на сенсорном кресте, в названии, которых встречаются  эти звуки.

- О каких звуках пойдет речь на уроке? Что вы о них знаете? (Парные согласные)

Второе задание : работа со зрительными точками (условное обозначение – сова- сообрази).  Буквы, записанные на доске (Это парные согласные.)

(Сопоставление звуков [к] и [г] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики в модели слова.)   Детям  предлагается  провести звуковой анализ, обозначить цветными фишками гласный, твёрдый и мягкий согласные звуки(горка-корка).

– Объясните, почему над буквой Г, г стоит колокольчик? Закройте уши и тихо произнесите звуки [к] и [г].

Вывод: когда произносим звук [г], в ушах звенит колокольчик (звук звонкий), а когда произносим звук [к] – звучания нет (звук глухой).

Физминутка для глаз .

Третье задание : провести звуковой анализ, поставь все известные тебе буквы.

а

 

– Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (Отличаются вторым звуком.)

Четвертое задание:  работа со зрительными точками. Работа в парах.

1 ряд– Прочитайте слово ко второй схеме. (слово «колос»)

– Какой звук заменим? Над звуком [к] нет колокольчика, а в первой схеме он есть. Каким звуком заменим [к]? Назовите новое слово. («голос»)

    2 ряд  – Прочитайте слово ко второй схеме. (слово «икра»)

– Какой звук заменим? Над звуком [к] нет колокольчика, а в первой схеме он есть. Каким звуком заменим [к]? Назовите новое слово. («игра».)

3 ряд - аналогичная работа со словами «кол», «гол».

Пятое задание: 1) работа со зрительными точками (условный знак -деление слов на группы ). Коллективная словарная работа: лексическое значение слов  «маг», « гам»  – для нечитающих детей.

Маг- человек, который владеет  тайнами магии.

Гул- сливающийся шум.

– Прочитайте слова, назовите звуки, стоящие в начале слова. Определите задание. (Разделить слова на группы: слова со звонким согласным [г], слова с глухим [к] ) Для читающих детей – чтение рассказа Г. Остера «Секретный язык.»

Физминутка «Дружба».

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

– Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.

Шестое задание. 

Для нечитающих детей. Карточка. Деление слов на слоги. Работа со схемами (звуко- буквенный анализ слов.)

Для читающих детей – беседа по тексту рассказа Г.Остера «Секретный язык».

- Что вы поняли из прочитанного? (Настоящие друзья понимают друг друга без слов.)

Седьмое задание :работа в тетради (стрелочками соединить рисунок в названии которого имеется звук [г ]или [к].)

Для читающих детей- придумай окончание предложения.

Восьмое задание: Сопоставление первых  звуков [к] и [г] в словах по твёрдости и мягкости, звонкости – глухости.

- Рассмотреть рисунки, на которых изображены дети: девочек зовут Кира и Галя, а мальчиков – Коля и Гена.

- Что надо сделать,  когда смотрим  на рисунки? (сравнить первые звуки в словах Кира, Коля)

Вывод: В слове Кира первый звук мягкий согласный звонкий.

А в слове Коля первый звук твёрдый согласный звонкий. Звуки  [к] или [к']-это парные по твёрдости и мягкости.

Аналогично выполняем работу со славами –Гена, Галя.

Вывод:

В слове Гена первый звук мягкий согласный звонкий,

А в слове Галя первый звук твёрдый согласный звонкий. Звуки  [г] или [г']-это парные по твёрдости и мягкости.

Сравнение первых звуков по звонкости- глухости.  Сравнивают звуки в словах Коля, Галя Х первые звуки в этих словах твердые, а в слове Кира, Гена – первые звуки – мягкие.

Вывод: Первые звуки [г] или [к]- или [г']-[к'] – это парные по звонкости – глухости звуки.

IV. Итог урока.

– С какими звуками и буквами работали на уроке? Что стали знать еще лучше? Что вам понравилось на уроке. С каким рассказом мы познакомились? Какой вывод для себя сделали?

Вы, молодцы! Ведь сегодня вы не бросили друга в беде, а помогли ему освободить его друзей.

1 ученик 

Другу всегда помогу я в беде
С другом я буду всегда и везде.
Друга не брошу и не придам
Даже игрушку свою ему дам.

2 ученик

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

v.Рефлексия. (Под музыку о дружбе.)

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте по теме "Опасности письма" на месте парных по звонкости-глухости согласных

Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных способностей....

Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласный звук [у], буква У,у"

Представлен конспект урока. На уроке ребята помогают сказочному герою Лнутику выполнить задания....

Открытый урок по обучению грамоте. Буквы Д, д. Звуки [д], [д*].

Урок знакомства с буквами Д, д, и звуками [д], [д*]....

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...

Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе "Звуки и буква Х,х"

Урок разработан по прогамме "Школа России"...

Конспект проведения урока обучение грамоте. Тема: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости»

Тема: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости».Тип урока: ОНЗЦель: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [з] и [с] по звонкости-глухости.Задачи:Образова...

Урок обучения грамоте. Тема: " «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».

Урок обучения грамоте. Тема: " «Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости».Цель урока: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [г] и [к] по звонкос...