Особенности усвоения материала по чтению учащихся коррекционной школы 8 вида
статья по чтению по теме

На уроках чтения в младших классах   вспомогательной школы  учащиеся получают элементарные сведения о природе и обществе, которые служат основой формирования у них  материалистического мировоззрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobenosti_usvoeniya_materiala_po_chteniyu_uch.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Ведрова Тамара Михайловна буткинская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида Свердловская область Талицкий район с.Бутка учитель начальных классов1 кв. категория

                                                                                                              

 Особенности  усвоения  материала по чтению учащихся коррекционной школы 8 вида.

     

   Уроки чтения имеют большое значение во всей системе учебно- воспитательной работе вспомогательной школы.

   Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения.

   На уроках чтения в младших классах   вспомогательной школы  учащиеся получают элементарные сведения о природе и обществе, которые служат основой формирования у них  материалистического мировоззрения.

    Чтение является  могучим средством воспитания,  даёт богатый материал  для развития связной речи,  обогащения словаря,  воспитывает  любовь к родному языку.

    Уроки чтения в младших классах –это  база, на которой  строится все обучение, это основа для дальнейшего  развития  ученика. На уроках учитель уделяет много времени на  коррекцию  недостатков мыслительной и речевой деятельности младших классов с недоразвитием интеллекта, которая осуществляется в процессе формирования навыка полноценного чтения.

    Уроки чтения организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи правильного, беглого и выразительного чтения.

    Объяснительное чтение предполагает обучение умению соблюдать паузы и интонации, логическое ударение, интонацию прямой речи. Большое внимание уделяется разбору содержания текста, раскрываются и уточняются понятия, выясняется значение отдельных слов. При разборе содержания и объяснении незнакомых слов демонстрируются иллюстрации, предметы, муляжи, кинофильмы и др. средства наглядности.

    Значительное место на уроках объяснительного чтения занимает неоднократное перечитывание текста  и его частей.

    Домашнее задание по чтению должно задаваться каждый урок.

    Воспитатели и классные руководители  с 1 класса проводят внеклассные чтения. Детям нравится когда им читают вслух, принимают активное участие  в обсуждении прочитанного.

    Я думаю тут уместно будет вспомнить слова  основоположника специальной методики русского языка для вспомогательной школы  М.Ф.Гнездилова: "Если мы будем только один раз в день, только на одном уроке читать с умственно отсталым , мы рискуем никогда не научитать  его чтению".

    Обучение чтению учащихся младших классов вспомогательной школы является наиболее трудным разделом обучения языку.

    Чем лучше учащиеся с отклонениями в развитии овладеют навыками чтения, общения, умения слушать, тем быстрее они адаптируются в обществе.

    Для учета сформированности знаний и умений по чтению и развитию речи использую в своей работе мониторинги и графики, на которых видна динамика знаний, умений и навыков учащихся, уровень развития познавательных способностей учащихся.

                                       Мониторинг  сформированности знаний, умений по чтению

                                                   учащихся 2 класса за 2009-2010 уч.год.

                    График сформированности знаний, умений по чтению учащихся 2 класса

                                                      по итогам 1и 2 полугодия.

 Требования

  программы                              


Фамилия имя

учащегося



Читать по слогам короткие тексты.


Слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку.


По вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.


Техника чтения на конец года  -            15-20 слов в минуту.

Средний бал

                 Результаты проверки техники чтения учащихся____  класса

                                             За___ четверть  200_- 20__уч.года.

Класс, учитель





Способ чтения

Правильность  чтения

Выразительность чтения

Пересказывают

Выделяют  главное

По  буквам

По слогам

Целыми  словами

Без ошибок

1-2 ошибки

3  и  более  ошибок

Соблюдение паузы

Читает монотонно

Самостоятельно

С помощью учителя

Недоступен

Самостоятельно

С помощью учителя

Недоступен

Качество усвоения


Общая  оценка


                              

                    Формирование речевых умений и навыков учащихся с

                                             отклонениями в развитии.

                                Класс _____  месяц ________________  20  ____ г


Показа

тели
























Ф.И

 ребенка

Грамматический строй речи

Пони мание

  логико грамм.

 отношений

    Связная речь

             Навыки словообразования

Составление

предложений из слов нач. формы

   

Добавление

предлогов в предложение

Составление

рассказа по

серии

сюжетных

 картинок

Пересказ текста прослушанного

Образование существительных

 мн.ч. в В.п. и  Р.п

Образование

прилагательных от существительных

Образование

 существительных в

уменьшительной форме

Самостоятельно

С помощью учителя

Недоступно

Самостоятельно

С помощью учителя

Недоступно

Самостоятельно

С помощью учителя

Недоступно

Самостоятельно

С помощью учителя

Недоступно

Самостоятельно

С помощью учителя  

Недоступно

Самостоятельно

С помощью учителя

Недоступно

Самостоятельно

С помощью учителя

Недоступно

Самостоятельно

С помощью учителя

Недоступно

Оцени вание

























                           

                   График формирования речевых умений и навыков учащихся с  

                                                  отклонениями в развитии.        

                                                         Класс____ месяц ________________ 20  _ г.                                                                                                                                               

Составление

предложений

 из слов

нач.

формы

Добавление

предлогов в

предложение

Составление

рассказа по

серии сюжетных

 картинок

Пересказ

Прослушанного

текста

Образование существительных

 мн.ч в В.п. и Р.п

Образование

прилагательных

от

существительного

Образование

сущ. в уменьшительной форме

Понимание

логикогамматических отношений

   Особенности усвоения материала по чтению на примере урока во 2 классе.

 Класс по уровню обученности условно разделен на три группы.

Тема: "Упрямые козы", народная сказка.

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

1) формирование правильного, осознанного чтения, элементарно-выразительного чтения по слогам.

2) формирование умений работать с текстом- отвечать на вопросы по содержанию, давать элементарную оценку прочитанного, пересказывать.

2. Коррекционно- развивающие:

1) совершенствование познавательных процессов, внимания, памяти, мышления;

2) обогащение, уточнение , активизация словарного запаса в процессе усвоения содержания сказки;

3) развитие связной устной речи в процессе пересказывания сказки.

3. Коррекционно – воспитательные:

1) воспитание у учащихся положительных нравственных качеств;

2) воспитание интереса учащихся к сказкам.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Какое сейчас время года?

Какой сегодня месяц?

Который по счету урок?

Какой теперь будет урок?

- Чему учимся на уроке чтения?

Сегодня на уроке будем учиться читать громко, правильно, а еще будем учиться пересказывать прочитанное.

2. Логопедическая зарядка.

- Чтобы четко, громко читать  подготовимся!

Упражнение на дыхание. (Произносим на выдохе а-а-а, ма-ма-ма.)

Ворота. (открываем рот языком).

Чистоговорка.  са-са-са – прилетела к нам оса.  

- Какой звук чаще слышим? Чистоговорку говорим старательно.

3. Проверка домашнего задания.

    Оценивание.

Книги закрыли по закладке.

4. Сообщение новой темы урока.

- Какие виды произведения мы читали?

- Да. Мы читали стихи, рассказы, сказки и у всех у них был автор. Эту сказку придумал народ, поэтому она называется народная сказка /на доске/. Сказки бессмертны, т.к содержат вечные ценности. В них есть красота, глубокая мудрость и правдивость. Сказки любят и взрослые и дети.

Загадка про домашнее животное. – У кого рога длиннее хвоста? (коза).

- Сегодня мы будем читать народную  сказку "Упрямые козы".

- Почему сказка  называется  народной?

5. Работа с трудными словами.

 пятиться, отступили, кому-нибудь, канава

 свалились , упрямые – замени другим словом.

Слово читает учитель, учащиеся пытаются объяснить значение слова, учащиеся хором и по одному читают слова.

6. Знакомство с текстом.

1) Читает учитель.  Перед чтением задает вопрос:

- Чего хотели козы друг от друга?

2) Вопросы по содержанию.

Где встретились две козы? Чего хотели козы друг от друга? Что с ними случилось? Почему козы свалились в воду?

3) Самостоятельное чтение сказки.

Задание по группам.

Приготовьтесь к чтению вслух!

4) Чтение в слух.  Читают учащиеся 1 группы.

7. Физминутка.

Видим скачут по опушке две веселые козы.

Прыг – скок, прыг – скок , прыгать с пятки на носок.

На опушке две подружки, две упрямые козы.

Утром рано умывались, полотенцем обтирались.

Копытцами потопали.

Вправо, влево наклонялись, и  обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям – физкульт привет!

8. Выборочное чтение.

На уроках русского языка мы учимся писать предложения. Давайте вспомним,

-  что вы знаете о предложении? / Предложения пишутся с большой буквы, в конце предложения стоит точка./

Работа по группам.

- Прочитайте первое предложение? / 3группа/

- Где они однажды встретились? /2группа/

-Прочитайте следующее предложение.

- Прочитайте, что надо было сделать кому- нибудь?

- Как кричали козы друг на друга?

- Прочитайте последнее предложение.

9. Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

Расскажите сказку своими словами.

- Почему козы свалились в воду?

- Как могли поступить козы?

- Чему учит эта сказка?

Не зря говорится: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!"на доске/

10. Дидактическая игра "Так и не так".

Сейчас я буду перечислять вежливые и не вежливые поступки. Если поступок вежливый, вы говорите "так!", а если поступок невежливый, вы говорите "не так!" /Уступил место бабушке, обижает малышей, обижает девочек, уважает старших, здоровается и др./

     Обобщение. Умейте уступать, друг другу. Я думаю, что теперь в нашем классе и вовсе не будет ссор. Ведь наверняка многие захотят исправить свое поведение. Никому не хочется быть упрямой козой.

     Теперь еще раз прочитаем  народную сказку "Упрямые козы".

Читает ученик 1 группы.

- Как прочитала Алена?

11. Оценивание.

12. Домашнее задание.

1-2 группа – прочитать сказку "Упрямые козы", подготовить пересказ.

3 группа – научиться читать громко, без ошибок часть сказки /до отметки/.

13. Итог урока.

-  Чему мы учились на уроке?

-  Что нового узнали?

-   Как называется сказка, которую мы с вами читали?

-   Кто автор сказки?

  Используемая литература.

  1. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.  А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская
  2. Обучение учащихся 1-4 классов во вспомогательной школе. 1978г.
  3. "Окружающий мир".  Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.
  4. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с  5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  5. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. В.В.Воронковой. – М, Просвещение, 2004;
  6. Пальчиковая гимнастика. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. М.:2006.
  7. Развитие речи. Младшая и старшая группа. Занимательные материалы. /Сост. О.И.Бочкарева.- Волгоград: ИТД. «Корифей", 2008
  8. Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработка занятий. / Сост. Жукова Р.А. – Волгоград: ИТД "Корифей", 2008
  9. Учебный процесс во вспомогательной школе./ Екатеринбург, 1993.
  10. Урок чтения во вспомогательной школе. Методические рекомендации. /Екатеринбург, 1993
  11. Журналы "Начальная школа"
  12. Журналы "Дефектология"
  13. Журналы "Коррекционная педагогика"
  14. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.

В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в...

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование  является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...

методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида

Данная статья поможет Вам закрепить материал по технике чтения....

Конспект логопедического досуга "Нужно буквы знать, чтоб уметь читать, писать", для учащихся коррекционной школы VIII вида, 2 вариант обучения

Логопедический досуг расчитан для детей коррекционной школы VIII вида, 2 варианта обучения 5 - 10 классовЗанятие подготовили и провели логопеды ГБСКОУ № 613 Куликова Т.А., Яковлева С.С. Цель: зак...

Обеспечение продуктивности коммуникативных навыков учащихся коррекционной школы 8 вида

Развитие  речи учащихся, как основного средства  коммуникативности. (из опыта работы)...

Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...