Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.
статья по логопедии (1 класс) по теме

Михайлова Марина Юрьевна

В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в письменных работах. Во многом это связанно с индивидуальными психологическими особенностями учащихся с нарушением интеллекта: быстрой психической истощаемостью, слабой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, повышенной отвлекаемостью, недостаточностью памяти.  Одной из более распространенных групп ошибок в письме учащихся коррекционной школы являются акустические или фонетические ошибки: замены одних букв другими, пропуски, перестановки, добавление букв и слогов.  В статье раскрываются возможные способы коррекции фонематического анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_analiz_i_sintez.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.

I Введение и актуальность

В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в письменных работах. Во многом это связанно с индивидуальными психологическими особенностями учащихся с нарушением интеллекта: быстрой психической истощаемостью, слабой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, повышенной отвлекаемостью, недостаточностью памяти. Трудность в работе с нашими детьми обусловлена тем, что формирование новых условно-рефлекторных связей проходит замедленно, с большими трудностями, новые условные связи неустойчивы, быстро распадаются. Об этом свидетельствует сравнительный анализ работ учащихся, проведенных до и после летних каникул. Одной из более распространенных групп ошибок в письме учащихся коррекционной школы являются акустические или фонетические ошибки: замены одних букв другими, пропуски, перестановки, добавление букв и слогов.

Условно все ошибки можно разделить на три группы:

1. замены букв на письме, соответствующих звукам, близким по своим акустико-артикуляционным признакам. Эти замены имеют место внутри следующих фонетических групп: глухих и звонких, свистящих и шипящих, твёрдых и мягких. Как правило, такие ошибки являются стойкими и с трудом поддаются коррекции;

2. разнообразные по своему характеру пропуски, вставки, перестановки букв в слове;

3. замены, вставки и пропуски букв, обусловленные позицией звуков в слове и влиянием звуков друг на друга, так называемые позиционные ошибки.

Все вышеназванные группы ошибок, имеющиеся в письменных работах учащихся, вызваны недостаточностью фонематического анализа слов. Одним из главных направлений логопедической работы по устранению ошибок на письме является развитие языкового анализа и синтеза. Языковой анализ и синтез предполагает фонематический анализ и синтез; слоговой анализ и синтез. Рассмотрим каждую позицию более подробно.

II Виды фонематического анализа.

Фонематический анализ и синтез предполагает умение выделять звуки на фоне слова. Опыт работы с детьми данной категории показывает, что эта форма звукового анализа и синтеза наиболее страдает. В связи с этим при коррекции ошибок на письме особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука в слове, определение его места (начало, середина, конец). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Таким фонематическим анализом наши дети овладевают с трудом, вследствие малоподвижности психических процессов.

III Коррекция.

Учитывая различную сложность форм развития фонематического анализа и синтеза работа строится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, те определение наличия звука в слове.

2. Вычленение звука в начале и конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а так же его места.

3.Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

На первых этапах ученик определяет на слух и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо-произносительным представлениям, т.е. в умственном плане. Затем звук связывается с буквой. Ученик учится :

- показывать букву, если в слове есть соответствующий звук;

- повторять за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву;

- выделять из предложения слово, включающее данный звук и показать соответствующую букву;

- показывать картинки, в названии которых есть звук, обозначаемый заданной буквой

После того, у детей сформировано умение определять наличие согласного в начале или конце слова, можно предлагать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.

Использую следующие задание:

  1.  определить первый ударный звук в словах типа типа, утка, Аня, азбука и т.д.
  2. найти в разрезной азбуке, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного слога.
  3.  подобрать слова, которые начинаются на гласный а,о,у;
  4.  отобрать картинки, названия которых начинается на ударные гласные (а,о,у);
  5.  к картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова;
  6.  игра в лото.

Далее следует работа по вычленению первого согласного из слова. Вычленение первого согласного звука из слова детям с нарушением интеллекта гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова.

На этом этапе работы ученикам предлагаются:

  1. подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д. которые начинаются с заданного звука;
  2. выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
  3. по сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука;
  4. изменить первый звук слова (гость-кость);
  5. вписать первую букву в схему слова под картинкой;
  6.  отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного.

При определении места звука в слове (начало, середина, конец) уточняем, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине слова. Используем полоску " светофор".

Сначала предлагается определить место ударной гласной, далее проводится работа по определению места согласного звука в слове.

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам), я строю в три этапа:

1 этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия. Учитывая наглядно-образное мышление учеников VIII вида, я использую картинки – схемы, т.е. карточки, на которых дано изображение картинка, слово, название которой надо проанализировать. Ниже дана графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.

2 этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Дети проговаривают слово, определяют первый и последующие звуки, уточняют количество звуков в слове.

3 этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

В процессе формирования фонематического анализа учитываю усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Я использую следующую последовательность:

  1. односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога;
  2. двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов;
  3. двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога;
  4. двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;
  5. односложные слова со стечением согласных в начале слова;
  6. односложные слова со стечением согласных в конце слова;
  7. двусложные слова со стечением согласных в начале слова;
  8. двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова;
  9. трехсложные слова.

Применяю разнообразные виды работ по закреплению функций фонематического анализа, например:

  1. составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки;
  2. вставить в данные слова пропущенные буквы;
  3. подобрать слова, где заданный звук был бы на 1,2,3-ем месте;
  4. выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков;
  5. подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово;
  6. придумать слова к графической схеме и др.

На начальных этапах работы я делаю упор на проговаривание слов, в процессе которого уточняются характер звука, последовательность звуков. Конечной же целью этой работы ставлю именно сформированность действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без проговаривания.

Слоговой анализ и синтез предполагает умение делить слова на слоги. Это имеет большое значение для усвоения навыков учащимся более эффективно овладеть звуковым анализом слов. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки. Деление на слоги способствует выделению гласных. При слоговом анализе делается акцент на гласные звуки.

При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаю учащимся следующие задания: отхлопать или отстучать слова по слогам, сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево или слева направо. Предлагаю учащимся тыльной стороной ладони воспринимать движения нижней челюсти. Этот прием хорош в использовании, потому что гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем согласные звуки. Количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных звуков и слогов в слове.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане главной задачей ставлю умение выделять гласные звуки в слове. На этом этапе дети должны усвоить основное правило слогового деления: сколько гласных звуков в слове столько и слогов. Опора на гласные звуки позволяет устранить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление. В работе по выделению гласного звука из слога предлагаю слоги различной структуры с различными гласными, например: ах,ус, ма, кра, аст, зол. Использую следующие задание:

  1. назвать только гласный звук слога;
  2. поднять букву, соответствующую гласному звуку слога;
  3. записать только гласные буквы слога;
  4. придумать слог с соответствующей гласной;
  5. определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву;
  6. придумать слог, в котором гласный звук на 1-м,2-ом или 3-ем месте.

Далее следует работа по выделению гласных звуков из слова. Сначала предлагаю односложные слова различной структуры (ум, да, сом, волк, двор). Дети определяют, какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец) Составляется соответствующая графическая схема слов. Дальше идет аналогичная работа на материале двусложных и трехсложных слов. Отрабатываем следующие упражнения:

  1. назвать гласные звуки слова;
  2. записать на схеме только гласные в этом слове;
  3. выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки;
  4. разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы;
  5. придумать слова по различным графическим схемам, на которых написаны гласные буквы.

Закрепление действий слогового анализа и синтеза провожу с использованием следующих заданий:

  1. повторить заданное слово по слогам, сосчитать количество слогов;
  2. определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру;
  3. разложить картинки в два ряда, а зависимости от количества слогов в их названии;
  4. выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слова или предложения и прочитать. Например: детям даю картинку: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рубаха. После выделения первого слога в словах получилось предложение " Мама купала Лару".
  5. определить пропущенный слог в названии картинки;
  6. составить слово из слогов, данных в беспорядке;
  7. составить слово или предложение, произнесенное по слогам;
  8. выделить слова из предложения, состоящие из 1,2,3-х слогов;
  9. дидактические игры "Играем в школу", "Слоговая путаница" и др.

На последнем этапе работы предлагаю задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений:

  1. придумать слова с одним, двумя, тремя слогами;
  2. придумать слова с определенным слогом в начале слова;
  3. придумать слово с определенным слогом в конце слова;
  4. определить количество слогов в названии картинок (без предварительного их проговаривания);
  5. поднять цифру в соответствии с количеством слогов в названии картинки.
  6.  по сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слово из 1,2,3-х слогов.

Полезным являются также упражнения с использованием букв разрезной азбуки, запись слогов:

  1. изменить порядок звуков в слове, назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности;
  2. работа с таблицами слогов.
  3. записать только слоги, начинающиеся с гласного звука;
  4. записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком;
  5. записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

Эти упражнения довольно трудные для учащихся нашей школы, но очень эффективные в плане развития слогового анализа и синтеза.

IV Вывод

Как писал К.Д.Ушинский "сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова". Важно сформировать у ребенка понятия "звук" и "буква", научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо), избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)

Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Фор...

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование  является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...

методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида

Данная статья поможет Вам закрепить материал по технике чтения....

Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Методическая разработка "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы"

Методическая разработка логопедического занятия для учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III ....