Главные вкладки

    Методическая разработка "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы"
    методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

    Методическая разработка логопедического занятия для учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Методическая разработка 849.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической,

     медицинской и социальной помощи Пушкинского района Санкт-Петербурга

     (логопункт ГБОУ школа № 604)

    Технологическая карта

    логопедического занятия по теме: «Развитие языкового анализа и синтеза  на уровне слова, предложения. Синонимы»

    Занятие разработано и проведено с группой обучающихся 2 класса

    Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровень

    учитель-логопед: Михайловская Оксана Андреевна

    г. Санкт-Петербург

    2017г.

    Технологическая карта логопедического занятия

    2 класс

    Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.

    Лексическая тема:   Синонимы.

    Грамматическая тема: Части речи.

    Тип урока. Урок   обобщения  и систематизации  полученных знаний на практике.  

    Цель: Развитие навыков языкового анализа и синтеза слов, предложений.

    Задачи:

    Образовательные:

    -Учить распознавать синонимы  в речи и подбирать их к заданным словам,  определять лексическое значение синонимов.

    - Учить определять части речи по вопросам.

    - Учить выполнять анализ простого распространенного предложения.  

    Коррекционные:

    - Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления  и ориентировки.

    - Активизировать словарь по лексической теме занятия.

    - Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы.

     - Развить навык  самоконтроля.

    Воспитательные:  

    - Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

    - Воспитывать вежливое отношение к товарищу.

    Планируемые результаты занятия

    Предметные

     - различать части речи, опираясь на вопросы;

    - распознавать синонимы в речи и подбирать их к заданным словам;

    - осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

    Метапредметные

    Познавательные УУД: 

    - уметь соединять теоретический материал с практической деятельностью;  

    -осуществлять  анализ, синтез, обобщение  объектов и явлений;

    -ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм.

    Коммуникативные УУД: 

    -уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности;

    Регулятивные УУД: 

    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;                                                        

    -уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия.

    Личностные

    - осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Межпредметные связи

    - Русский язык. Тема «Имя собственное», «Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу» (УМК «Школа России», учебник  Л.М. Зелениной,  Т.Е. Хохловой,   «Русский язык. 2 класс»).

    Используемые педагогические технологии: Информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая, игровая технологии

    Формы работы. Фронтальная (ФР),  индивидуальная (ИР), работа в парах (ПР).

    Основные ресурсы урока

    Для учителя

    - Интерактивная доска (персональный компьютер).

    - Авторская презентация   «Слова-приятели».              

     

    Для учащихся

    - Рабочие тетради.

    -  Листы с тестовой работой.  

    Ход занятия

    Содержание деятельности учителя

    Виды деятельности обучающихся

    I.   Мотивация к деятельности.

    Организационный момент

    Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза,  зрительно-пространственных  представлений и ориентировки.

    Логопед раздает   учащимся карточки с ребусами слов «зима, лето, осень, весна» и дает задание, сесть за парту, на которой лежит картинка-отгадка к ребусу.

    • Предлагает определить, какое сейчас время года, месяц, число, день недели.  

    • Учащиеся анализируют поставленную задачу, садятся на свои места в указанном порядке. (ИР)  

    • Отвечают на вопросы учителя. Записывают число в тетрадь.   (ФР)

    II. Актуализация необходимых знаний.

     Сообщение лексической  темы занятия. Слайд 2-3.

    • Демонстрирует слайд 2.
    • Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия.

     (Вспоминают определение понятия «синонимы».)

    • Озвучивает лексическую тему занятия. Уточняет понятие «синонимы».
    • Работает со слайдом 4.      
    • Высказывают предположения о лексической теме занятия.
    • Записывают тему занятия в тетрадь.

    • Читают стихотворение, выделяют слова-синонимы, определяют, к какой части речи относятся слова, объясняют лексическое значение данных слов. (ФР)

    III. Организация познавательной деятельности обучающихся.

     1)  Работа над лексической и грамматической темой занятия.    

    • Работает  со  слайдами 5-7.  
    • Предлагает учащимся начертить в тетради таблицу из 3 столбиков, подписать их «Сущ., прил., гл.».
    • Актуализирует знания учащихся по умению определять часть речи по вопросу, поставленному к слову.
    • Просит прочитать слова на слайде 5, назвать к какой части речи относятся эти слова.
    • Дает задание записать эти слова в 3 столбика. Осуществляет проверку (слайд 6).
    • Просит прочитать слова из каждого столбика, установить общий признак у слов (синонимы), подобрать и записать еще 2 слова, согласно этому признаку. Осуществляет проверку (слайд 7).

    2)   Зрительная гимнастика. Слайд 8.

    Просит проследить  за движением снеговика, снежинки.

    3)   Динамическая пауза  «Снеговик».

    Давай, дружок, смелей, дружок,     -Идут по кругу, изображая, что катят снежок.

    Кати по снегу свой снежок.              

    Он превратится в толстый ком,    - « Рисуют» обеими руками большой круг.

    И станет ком снеговиком.             -  «Рисуют» снеговика из трех комков.

    Его улыбка так светла!                   - Широко улыбаются.

    Два глаза, шляпа, нос, метла.         -Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой. 

    4) Развитие языкового анализа на уровне слова, предложения.

    • Просит учащихся подобрать синонимы к слову «ребята». (Работа со слайдом 10)
    • Демонстрирует учащимся слайд 11-12. Просит прочитать текст. Задает вопросы по содержанию текста. Определяет лексические повторы. Предлагает ученикам заменить выделенные слова синонимами, озаглавить текст и записать его в тетрадь.
    • Предлагает выполнить разбор 1-3 предложений, составить схему любого предложения.

    • Учащиеся  рисуют таблицу в тетрадь.(ИР)
    • Вспоминают,  как определить, к какой части речи относится слово. (ФР)
    • Записывают слова в тетрадь.(ИР)
    • Поддерживают беседу о правилах личной гигиены. (ФР)

    • Выполняют задание согластно устной инструкции.  Подбирают синонимы к заданным словам.(ФР)

       

     

    • Выполняют упражнения зрительной гимнастики. (ФР)

    • Выполняют заданные движения. (ФР)

    •  Читают текс. Отвечают на вопросы учителя. Подбирают к выделенному слову синонимы.(ФР)
    • Записывают текст в тетрадь.(ИР)
    • Выполняют анализ предложения, составляют схему.(ИР)

    IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия.

    • Предлагает учащимся подвести итоги занятия.  Проводит тестирование по теме урока. (Работа со слайдом 13). Предлагает учащимся выполнить самопроверку.
    •  Предлагает ученикам оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников на занятии. (Работа со слайдом 14-15)

    • Анализируют и оценивают свою деятельность. (ФР)

    1 слайд                                                 2 слайд                                        3 слайд                                         4 слайд

      C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\синонимы.PNG     C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\2 слайд.PNG           C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\Снимок.PNG4 слайд.PNG

    5 слайд                                                                    6 слайд                                                                   7 слайд                                                           8 слайд

    C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\5 слайд.PNG C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\6 слайд.PNG   C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\7 слайд.PNG C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\8 слайд.PNG

    9 слайд                                                                       10 слайд                                                                  11 слайд                                                        12 слайд

    C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\9 слайд.PNG   C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\10 слайд.PNG  C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\11 слайд.PNG    C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\12 слайд.PNG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.

    В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в...

    Логопедическое занятие-игра "Пираты ищут клад" (закрепление навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения).

    Игровая деятельность - необходимая стихия для детей. Школьники подсознательно участвуют в коррекционном процессе. Использованные упражнения:1) "Зашифрованные слова". Разгадывание слов с опорой на цифр...

    Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

    Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

    Презентация к логопедическому занятию «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА УРОВНЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СИНОНИМЫ»

    Презентация к логопедическому занятию«РАЗВИТИЕ  ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА  НА УРОВНЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СИНОНИМЫ»...

    Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")

    Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...

    Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

    Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Анализ и синтез предложений....