Методическая разработка "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы"
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Методическая разработка логопедического занятия для учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи III .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка 849.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической,

 медицинской и социальной помощи Пушкинского района Санкт-Петербурга

 (логопункт ГБОУ школа № 604)

Технологическая карта

логопедического занятия по теме: «Развитие языкового анализа и синтеза  на уровне слова, предложения. Синонимы»

Занятие разработано и проведено с группой обучающихся 2 класса

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровень

учитель-логопед: Михайловская Оксана Андреевна

г. Санкт-Петербург

2017г.

Технологическая карта логопедического занятия

2 класс

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.

Лексическая тема:   Синонимы.

Грамматическая тема: Части речи.

Тип урока. Урок   обобщения  и систематизации  полученных знаний на практике.  

Цель: Развитие навыков языкового анализа и синтеза слов, предложений.

Задачи:

Образовательные:

-Учить распознавать синонимы  в речи и подбирать их к заданным словам,  определять лексическое значение синонимов.

- Учить определять части речи по вопросам.

- Учить выполнять анализ простого распространенного предложения.  

Коррекционные:

- Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления  и ориентировки.

- Активизировать словарь по лексической теме занятия.

- Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы.

 - Развить навык  самоконтроля.

Воспитательные:  

- Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

- Воспитывать вежливое отношение к товарищу.

Планируемые результаты занятия

Предметные

 - различать части речи, опираясь на вопросы;

- распознавать синонимы в речи и подбирать их к заданным словам;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Метапредметные

Познавательные УУД: 

- уметь соединять теоретический материал с практической деятельностью;  

-осуществлять  анализ, синтез, обобщение  объектов и явлений;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм.

Коммуникативные УУД: 

-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности;

Регулятивные УУД: 

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;                                                        

-уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Личностные

- осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Межпредметные связи

- Русский язык. Тема «Имя собственное», «Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу» (УМК «Школа России», учебник  Л.М. Зелениной,  Т.Е. Хохловой,   «Русский язык. 2 класс»).

Используемые педагогические технологии: Информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая, игровая технологии

Формы работы. Фронтальная (ФР),  индивидуальная (ИР), работа в парах (ПР).

Основные ресурсы урока

Для учителя

- Интерактивная доска (персональный компьютер).

- Авторская презентация   «Слова-приятели».              

 

Для учащихся

- Рабочие тетради.

-  Листы с тестовой работой.  

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I.   Мотивация к деятельности.

Организационный момент

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза,  зрительно-пространственных  представлений и ориентировки.

Логопед раздает   учащимся карточки с ребусами слов «зима, лето, осень, весна» и дает задание, сесть за парту, на которой лежит картинка-отгадка к ребусу.

  • Предлагает определить, какое сейчас время года, месяц, число, день недели.  

  • Учащиеся анализируют поставленную задачу, садятся на свои места в указанном порядке. (ИР)  

  • Отвечают на вопросы учителя. Записывают число в тетрадь.   (ФР)

II. Актуализация необходимых знаний.

 Сообщение лексической  темы занятия. Слайд 2-3.

  • Демонстрирует слайд 2.
  • Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего занятия.

 (Вспоминают определение понятия «синонимы».)

  • Озвучивает лексическую тему занятия. Уточняет понятие «синонимы».
  • Работает со слайдом 4.      
  • Высказывают предположения о лексической теме занятия.
  • Записывают тему занятия в тетрадь.

  • Читают стихотворение, выделяют слова-синонимы, определяют, к какой части речи относятся слова, объясняют лексическое значение данных слов. (ФР)

III. Организация познавательной деятельности обучающихся.

 1)  Работа над лексической и грамматической темой занятия.    

  • Работает  со  слайдами 5-7.  
  • Предлагает учащимся начертить в тетради таблицу из 3 столбиков, подписать их «Сущ., прил., гл.».
  • Актуализирует знания учащихся по умению определять часть речи по вопросу, поставленному к слову.
  • Просит прочитать слова на слайде 5, назвать к какой части речи относятся эти слова.
  • Дает задание записать эти слова в 3 столбика. Осуществляет проверку (слайд 6).
  • Просит прочитать слова из каждого столбика, установить общий признак у слов (синонимы), подобрать и записать еще 2 слова, согласно этому признаку. Осуществляет проверку (слайд 7).

2)   Зрительная гимнастика. Слайд 8.

Просит проследить  за движением снеговика, снежинки.

3)   Динамическая пауза  «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,     -Идут по кругу, изображая, что катят снежок.

Кати по снегу свой снежок.              

Он превратится в толстый ком,    - « Рисуют» обеими руками большой круг.

И станет ком снеговиком.             -  «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                   - Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.         -Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой. 

4) Развитие языкового анализа на уровне слова, предложения.

  • Просит учащихся подобрать синонимы к слову «ребята». (Работа со слайдом 10)
  • Демонстрирует учащимся слайд 11-12. Просит прочитать текст. Задает вопросы по содержанию текста. Определяет лексические повторы. Предлагает ученикам заменить выделенные слова синонимами, озаглавить текст и записать его в тетрадь.
  • Предлагает выполнить разбор 1-3 предложений, составить схему любого предложения.

  • Учащиеся  рисуют таблицу в тетрадь.(ИР)
  • Вспоминают,  как определить, к какой части речи относится слово. (ФР)
  • Записывают слова в тетрадь.(ИР)
  • Поддерживают беседу о правилах личной гигиены. (ФР)

  • Выполняют задание согластно устной инструкции.  Подбирают синонимы к заданным словам.(ФР)

   

 

  • Выполняют упражнения зрительной гимнастики. (ФР)

  • Выполняют заданные движения. (ФР)

  •  Читают текс. Отвечают на вопросы учителя. Подбирают к выделенному слову синонимы.(ФР)
  • Записывают текст в тетрадь.(ИР)
  • Выполняют анализ предложения, составляют схему.(ИР)

IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. Рефлексия.

  • Предлагает учащимся подвести итоги занятия.  Проводит тестирование по теме урока. (Работа со слайдом 13). Предлагает учащимся выполнить самопроверку.
  •  Предлагает ученикам оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников на занятии. (Работа со слайдом 14-15)

  • Анализируют и оценивают свою деятельность. (ФР)

1 слайд                                                 2 слайд                                        3 слайд                                         4 слайд

  C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\синонимы.PNG     C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\2 слайд.PNG           C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\Снимок.PNG4 слайд.PNG

5 слайд                                                                    6 слайд                                                                   7 слайд                                                           8 слайд

C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\5 слайд.PNG C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\6 слайд.PNG   C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\7 слайд.PNG C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\8 слайд.PNG

9 слайд                                                                       10 слайд                                                                  11 слайд                                                        12 слайд

C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\9 слайд.PNG   C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\10 слайд.PNG  C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\11 слайд.PNG    C:\Users\Пользоватедь\Desktop\СКАНИРОВАННЫЕ ДКУМЕНТЫ\12 слайд.PNG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.

В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в...

Логопедическое занятие-игра "Пираты ищут клад" (закрепление навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения).

Игровая деятельность - необходимая стихия для детей. Школьники подсознательно участвуют в коррекционном процессе. Использованные упражнения:1) "Зашифрованные слова". Разгадывание слов с опорой на цифр...

Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."

Логопедическая тема:  Развитие языкового анализа и синтеза   на уровне слова, предложения.Лексическая тема:   Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...

Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")

Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....