Тема: «Формирование связной устной речи учащихся с отклонениями в развитии».
статья по чтению на тему

 

    Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа представляет высокие требования к речевому развитию школьников.

    Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestaciya_1.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование связной устной речи учащихся с  отклонениями в развитии».

                                 Содержание

Введение                                                                                                  

1. Общая характеристика личности младшего школьника.

Аналитическая часть                                                                            

1. Речевая  деятельность учащихся младших классов.

2. Особенности развития устной речи учащихся коррекционной школы.

3. Цели и задачи коррекционно-педагогической работы по развитию речи.

4. Виды работ по развитию речи учащихся.

Проектная часть                                                                                    

1. Отчет о проделанной работе в период с 2005-2010гг.

2. Мониторинг успеваемости учащихся.                                                                  

3. Планирование работы на следующий межаттестационный период.

Заключение                                                                                            

Литература                                                                                              

Приложение                                                                                            

    "Язык, - писал Ушинский, - не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив - органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее". Главное в развитии речи детей - развивать мыслительные способности, научить правильно, выражать свои мысли. "Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно".

    Введение.

    Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа представляет высокие требования к речевому развитию школьников.

    Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.

   Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний.

   Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся. По определению М. Львова, "под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой". Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности.

    Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и, конечно, свою речь. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальной адаптации ребенка.

   Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование  устойчиво высокого уровня речевой культуры.

  1. Общая характеристика личности младшего школьника.

   "Младший школьный возраст - период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" - так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.

     Психические процессы младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным. Дети этого возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделять главное, существенного в воспринятом, для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Однако постепенно восприятие становится  управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывно связано, увеличивается место организованного наблюдения. Младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях.

    Послушание младших школьников проявляется как в поведении, так и в самом процессе учения. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность являются предпосылками для успешного обучения и воспитания. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствует повышенная восприимчивость и впечатлительность младшего школьника.

   Очень важной особенностью является подражательность взрослым, своим сверстникам, героям книг и кинофильмов. Это качество очень помогает детям в учении и способствует быстрому овладению умениями и навыками учебной работы, умениями планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы. Всему этому их надо настойчиво и терпеливо учить.

   Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным периодом как овладении новых знаний, умений, навыков так и  в речевом развитии ребенка

         Аналитическая часть.

         1. Речевая деятельность учащихся младших классов.

   Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий. Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь - повторение, речь - называние; преобладает сжатая, непроизвольная диалогическая речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать  материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической.  Фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка.

    Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации.

     2. Особенности развития устной речи учащихся коррекционной школы.

    Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения  познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Трудности в усвоении учебного материала учащимися такой школы нередко приводят к снижению их интереса к учению. А от того, как ученики овладеют связной речью и навыками чтения, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.                  

    Развитие речи - одна из важнейших проблем в специальной коррекционной школе. Недостатки речевого развития проявляются у учащихся такой школы наиболее отчетливо. Ведь у детей с недостатками интеллекта отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращенного  к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Поэтому развитие речи на основе практического усвоения средств языка выступает как одна из главных задач. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли её нельзя, ибо слово,  речь связаны с мышлением.

     Наиболее доступным для детей видом речи является устная речь. Устная речь – это речь звучащая. Её восприятие обеспечивается слухом, а продуцирование – деятельностью звукопроизносительных органов. Овладение устной речью происходит в процессе запечатления в мозгу ребенка звуковых и кинестетических образов слов и словосочетаний, многократно воспринятых и продуцированных в живом общении.

    Детям с отклонениями в развитии свойственны фонетико-фонематические нарушения, проявляющиеся в неточной слуховой дифференцировке близких по звучанию фонем и затрудненности звукового анализа слов. Бедность словарного запаса у детей - олигофренов обусловлена низким уровнем их умственного развития, дефектностно - вербальной памяти.

    У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Наибольшую сложность представляют собой задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления. Дети воспринимают материал упрощенно. Много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними. По мере обучения в школе недостатки мышления учеников корригируются, однако не преодолеваются и вновь обнаруживаются при усложнении предъявленных задач.

   Выполняемый ими мыслительный анализ зрительного восприятия реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью. Глядя на предмет, ученик указывает далеко не все составляющие его части даже в тех случаях, когда знает их названия, а также не отличает многих  важных его свойств. Обычно он говорит о таких частях, которые выступают из общего контура фигуры. Так, рассматривая чучело птицы, дети не называют туловище, но называют лапы, клюв.  Анализ предметов становится более подробным, если он выполняется по вопросам. Постепенно ученики овладевают умением достаточно подробно и в определенном порядке характеризовать предмет.

    Ученики 1-2 классов обращают внимание на особенности, отличающие один предмет от другого, но не говорят о том, чем эти предметы похожи. Сравнение требует последовательного сопоставления однотипных частей или свойств предмета. Продвижение учеников в овладении процессом сравнения проявляется к 4 классу.

     Ещё более сложной задачей для у/о школьников  является обобщение их на основе выявленной общей черты, для всех их существенной. Осуществляя этот процесс, олигофрены всех возрастов нередко основываются на случайных признаках, т. е действующих необоснованно, вопреки логике вещей.

   Исследования М.Ф. Гнездилова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович показали несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Кроме того, дети с нарушенным интеллектом имеют сложности со вступлением в диалог. Диалог редко возникает по инициативе умственно отсталого ребенка. Эти дети обычно мало интересуются окружающим. У них мало поводов задавать вопросы взрослым или вступать с ними в беседу. Такие дети обычно замкнуты.

    3. Цели и задачи коррекционно-педагогической работы по развитию речи.

    Основная коррекционная цель: общеречевая подготовка детей с ОВЗ, формирование выразительности, правильности речи, исправление различных нарушений речи, подготовка к самостоятельной жизни в обществе.

     Цели урока должны носить коррекционный характер.

  1. Коррекционно-образовательная (по теме урока).
  2. Коррекционно-развивающая (развитие гибкости мышления, коррекция памяти, коррекция речи, развитие сосредоточенности внимания учащихся, развитие мелкой моторики и т.д.).
  3. Коррекционно-воспитательная (прививать навыки работы в коллективе, воспитывать культуру труда).

    Для успешного обучения учащихся коррекционной школы учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических способностей, степени дефекта. Это даст возможность осуществить коррекцию познавательной деятельности и личностных качеств учеников, т.е. обеспечить их всестороннее развитие.

   В каждом классе коррекционной школы в зависимости от возможностей усвоения знаний  могут быть выделены группы учеников. Наиболее способными считаются те из них, которые достаточно свободно владеют связной речью, могут под руководством учителя прийти к элементарным выводам, самостоятельно установить причинно-следственные связи (1группа). Другие  ученики такой  возможностью не обладают и не нуждаются в привлечении средств на всех этапах учебной деятельности (2 группа). Этих  детей (3 группа) затрудняет необходимость отразить в речи связи и отношения. Они не имеют обобщенных представлений, не могут использовать свой прошлый опыт. Знания и умения закрепляются у них не в полном объеме.

       Таким образом,  чтобы все школьники могли успешно усваивать учебный материал, необходимо  учитывать их возможности,  дифференцировано использовать наглядные пособия, требования к действиям учащихся, степень самостоятельности, учитывая типические особенности у/о.

      Дифференцированные  задания необходимы на таких этапах урока как – закрепление нового материала, в домашних упражнениях, и соответственно при проверке домашнего  задания.

     Для достижения желаемого положительного результата ставится целый ряд дидактических задач:

  1. Развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворять коммуникативную потребность.
  1. Создавать условия для речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, занятиях, в играх, в повседневной жизни.
  2. Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения; поддерживать стремление к общению.
  3. Создать систему разноуровневых  заданий, повышающих грамотность речи.
  4. Воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъективно-объективные отношения.
  5. Расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта.
  6. Учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения.
  7. Развивать фразовую речь.
  8. Знакомить с рассказами,  сказками разыгрывать их по ролям.

     Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию. Необходимо приучать детей в процессе учебных занятий пользоваться речью; повторять за учителем объяснение, сопровождать речью предметные действия, делать отчет о выполненном задании. Система занятий с учащимися должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий. Большую роль в этом играют уроки развития речи, на которых использую различные методические приемы: соответствующая формулировка учебного задания,  поэтапная помощь учителя в характеристике свойств предмета, речевое оформление выводов, построение связного рассказа на наглядной основе.  

    Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых.  Поэтому в младшем школьном возрасте необходимо серьезно следить за произношением детей.  Одной из причин неправильной речи детей М.Е.Хватцев называет «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).  Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».    

     Важным моментом успешности обучения детей с нарушением интеллекта является мотивация их деятельности, требующая постоянного положительного эмоционального подкрепления со стороны окружения ребенка. Все задания должны быть интересны ребенку, что бы он хотел их выполнить. Так используем включение в урок проблемных и познавательных задач.  При решении данных задач используются педагогические принципы:

  1. Систематичность и последовательность – логические связи между пройденным и текущим.
  2. Наглядность – восприятие через органы чувств: слуховое, зрительное, моторное, тактильное.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Принцип индивидуализации – обучая всех, учить каждого.
  5. Принцип доступности – опора на реальные возможности.

    Таким образом, можно сформулировать следующие требования к организации учебных занятий:

  1. Максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности обучающихся.
  2. Деятельностный характер обучения.
  3. Создание и поддержание у учащихся потребности в совершенствовании собственной речи.
  4. Коммуникативное поведение учителя на уроке.

   В коррекционной школе работа по развитию связной речи ведется в трех направлениях:

  1. формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
  2. формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения;
  3. формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

   Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу,  сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя.

    Ученики начальных классов вспомогательной школы не всегда могут выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя, не всегда обладают достаточным запасом слов.    Бедность словаря делает речь бесцветной, однообразной, а иногда и непонятной. Цель учителя начальных классов  - обогатить, пополнить словарь, уточнить многие речевые понятия.

   Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Решение этой задачи в условиях специальной (коррекционной) школы невозможно без использования самых разнообразных форм работы, поиска нестандартных путей и технологий.

   4. Виды работ по развитию речи учащихся.          

   В.Г.Петрова подчёркивает, что только путём специальных, вариативных
многочисленных упражнений, при опоре вначале на наглядные средства, а затем на речевой опыт, происходит постепенное овладение речью. В теории и практике обучения умственно отсталых учащихся представлены разные приемы, виды упражнений, способствующие речевому развитию школьников, при выполнении которых, особенно в младших классах, используется разнообразный наглядный материал. С их помощью развиваются произносительный, словарный, морфологический, синтаксический уровни и уровень текста, происходит обогащение речи учащихся.

    Приведу  примерные виды работ  по развитию речи учащихся.

    На каждом уроке должны реализоваться упражнения, в которых закрепляется

  1. Отработка произношения звуков и звукосочетаний.
  2. Работа над интонацией.
  3. Отработка темпа речи.

    Работу над дикцией направляю на закрепление навыка правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка, формирование слухового внимания, фонематического восприятия, развитие голосового аппарата, отработку речевого дыхания, которое совмещается с четким произношением звуков, слов, стихотворных форм.  Все это является предпосылкой для совершенствования интонационной выразительности речи, которой на занятиях уделяю большое внимание. Дети овладевают мелодикой, тембром, темпом, ритмом речи.

   Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

    Для того чтобы систематизировать работу по развитию речи, помочь учащимся добиться чёткого и ясного произношения звуков на уроках  проводятся следующие упражнения:

    Дыхательные. Артикуляционные. Пальчиковая зарядка.

   Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.  

   Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:

- вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи – через рот;

- вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

   Пример упражнения для развития речевого дыхания:

  “Разминка”.     /Вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям./

          "Ракета".   /Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны в вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком /а/, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2-3 раза./

   Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

   Дыхательные упражнения использую на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

   Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.

   Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

   Проводить артикуляционную гимнастику необходимо регулярно (при обучении грамоте и письму на каждом уроке), чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

    Тренировка губных мышц.    

    1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

    2. Улыбка трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо- влево, вращать по кругу.

   4. Недовольная лошадка.  Поток выдыхаемого воздуха легко и активно  посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

   5. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

  Упражнения для губ и щек.

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

  2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

  3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

  4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего выходит с силой и шумом.

   При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Например:

Лягушка. /Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «и». Передние верхние и нижние зубы обнажены./

Тянуть губы прямо к ушкам
очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки
тянем губки прямо к ушкам.
Потянули – перестали.
И нисколько не устали!

    Слон. /Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук /у/.

Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

   Лягушка-слон. /Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. /

Свои губы прямо к ушкам
растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
хоботок есть у меня.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься к верху»).

    Очень важно формировать  у детей  фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Несформированность этих процессов приводит к большому количеству ошибок в устной и письменной речи учащихся. Дети допускают следующие ошибки: пропуск или перестановку букв, слогов в слове; наращивают слова лишними буквами; искажают слова; допускают слитное написание слов.

    Детям с отклонениями в развитии свойственны фонетико-фонематические нарушения, проявляющиеся в неточной слуховой дифференцировке близких по звучанию фонем и затрудненности звукового анализа слов.

    Начинаю работу по развитию фонематических процессов с самых простых игр, развивающих слуховое восприятие: «Прохлопай ритм», «Чей голосок», «Что ты слышишь справа, слева, сзади, спереди» (это задание дети выполняют с закрытыми глазами), «Улови шепот» (учитель подает команды обычным голосом, а того, кто должен выполнить команду, называет шепотом).

      На уроках я использую речевой материал для автоматизации звукопроизношения. Использование рифмованных фраз поможет на этапе введения звуков  в предложения. Ритмический рисунок и наличие рифм, часто забавное или даже парадоксальное содержание двустиший, использование в них междометий и необычных слов – все это повышает интерес детей к данному речевому материалу, позволяет лучше организовать внимание учащихся. Кроме того, стихотворные строки обладают небольшим объемом, что позволяет детям сразу запоминать и повторять  предложения.

Например:

    С-СЬ

Саня Милу угостила.

Соня и Саня оделись сами.

Солдат съел салат.

    Ш

Кукушонок – малышонок.

Шапкой шлепнули по мухе, чтобы не шумело в ухе.

    С удовольствием дети выполняют стихотворные задания – игры  - «Что неверно?»,   «Правда это или нет?» и др.  Эти упражнения на смысловое несоответствие. В таких заданиях дети находят ошибки. Например:

    Жили – были дед да баба

    С маленькою внучкой,

    Кошку рыжую свою

    Называли Жучкой.

    А Хохлаткою они

    Звали жеребенка.

    А еще у них была

    Курица Буренка.

    А еще была у них

    Собачонка Мурка.

    А еще два козла

    Сивка да Бурка.

    Для развития фонематического слуха не менее эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора - загадки, считалки, чистоговорки, сказки,  скороговорки  и др., привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей  положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленную на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более  выразительной, яркой.

    Богатый речевой материал устного народного творчества  способствует формированию положительных качеств учеников, развивает их мышление, организует познавательную деятельность, разнообразит формы работы на уроке, способствует улучшению произношения детей, развитию связной речи учащихся. Кроме того, работа с материалами устного народного творчества расширяет кругозор, знакомит с приемами передачи национальной речи, народного быта, обычаев. Поэтому, произведения устного народного творчества, занимают почетное место среди произведений предназначенных для обучения и воспитания детей в специальных школах 8 вида.  

    Безобидной и веселой словесной игрой детей считаются скороговорки. Обычно  разучивать их детям с сохранным интеллектом не составляет большого труда, но для учеников специальной коррекционной школы выучить скороговорку - большой труд. Сказываются грубые недостатки фонематического слуха, малая дифференцированность слуховых восприятий, неправильное произношение, нарушение моторики, неразвитая слухоречевая память.

    Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.

    Пословицы и поговорки.

 Мал золотник, да дорог.

 Гроша не стоит, а выглядит рублём.

 Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.

 Друзья познаются в беде.

   Чистоговорки.

 Ша - ша-ша – мама моет  малыша.                                                                                

 Шу-шу-шу – я письмо пишу.                                                                                    

 Аш-аш-аш – у Марины плащ.

 Ри-ри-ри – на ветке снегири.

    Скороговорки.

У зайки Бубы болели зубы.

Зимним утром от мороза на дворе звенят березы.

   Загадки, вводимые в урок, помогают активизировать мышление и речь  ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития.  Учащиеся пытаются сами  придумывать их.  

    Загадки развивают в воспитанниках догадливость, сообразительность. В настоящее время я использую загадки на всех уроках. Они оживляют занятие, учат детей сравнивать предметы по цвету, величине, назначению. Такие упражнения расширяют кругозор воспитанников, уточняют и пополняют знания об окружающем мире. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, побуждают к творчеству.

    Работа по развитию у детей навыков доказательств при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложных  предложений. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

    Можно провести игру «Я тебе не верю».   

Цель: закреплять навыки речи - доказательства, учить детей отгадывать загадки.                                                          

Ход игры:   Класс делится на 2 команды, затем учитель  поочередно загадывает каждой команде загадку. После того, как команда называет отгадку, соперники сообщают, что не верят правильности ответа, поэтому необходимо построить четко аргументированное доказательство. Побеждает тот, кто наиболее убедительно доказывает отгадку, кто полнее и точнее ее объяснит.

   Обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения.

   На первых порах можно использовать следующие тренировочные упражнения:

  1. С деформированным текстом из 3-4 фраз, направленные на то, чтобы научить детей располагать предложения в логической последовательности;
  2. На дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным:

а) на логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он ...);

     б) на составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: «Кто идет? Куда идет? Кого встретил?»;

     в) на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу.

    Далее следует перейти к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания,  обучая детей повествованию: следует направлять их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность.

    Средством выражения этих отношений  являются глаголы. Детей надо специально учить выбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться на них при построении рассказа.

    Очень важно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия, - тут, там, тогда, текстовыми синонимами.

   Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. На уроках  необходимо использовать специальные упражнения, в ходе выполнения которых учащимся приходилось бы производить анализ содержания прочитанного материала, располагать его в логической последовательности. Помимо этого, учащимся следует, как можно чаще предлагать упражнения с заданиями распространить или сократить текст (подробно или сжато его пересказать), воссоздать текст по плану, развернутому или краткому.

     Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинаю с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в определенной последовательности. Позднее учу детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план.

    Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включаю задание - пересказы по отдельным фрагментам рассказа.

    После того как дети овладевают умением последовательно передавать содержание услышанного, учу их составлять пересказ. Этот вид работы требует умения выделять сюжетные линии в рассказе. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ, цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное.

    Любому виду рассказа  предшествует словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии. После этого переходим к составлению самостоятельных рассказов.

    При обучении детей работе над планом надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. Работа над планом должна быть использована не только как средство развития речи, но и как способ организации учебной деятельности детей.

    В процессе работы над планом учащиеся учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание  стараюсь уделять развитию у них, различных приемов мыслительной обработки материала: деления текста по смыслу на отдельные части, выделения смысловых опорных пунктов, составления плана пересказа, изложения.

    Умение рассказывать закрепляется в играх. Рекомендуется разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей, участие в художественной самодеятельности школы. Таким образом, любая методика обучения связной речи должна дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни.

  Необходимо приучить детей повседневно использовать приобретенные речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. С этой целью используется ряд специальных заданий на привлечение их внимания к составу предложения и связи слов в предложении.

   Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе  занятий и рассматривается как одно из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи.  К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся:

  1. обучения пересказу;
  2. обучение рассказыванию по восприятию: 1) описание игрушек; 2) описание натуральных предметов; 3) рассказывание по картинке;
  3. обучение рассказыванию по представлению (из личного опыта);
  1. обучение рассказыванию по воображению (творческие рассказы).

   В это время уделяется внимание закреплению навыка свободного пользования в речи поставленными звуками, а также их дифференциации, как и на слух, так и в произношении. На протяжении всего коррекционного обучения эта работа сочетается с развитием четкости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов, сложных по слоговому составу и звуконаполняемости. Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т. е. научить пользоваться речью как средством общения.

    С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:

а) развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

б) формирование и расширение лексической стороны речи;

в) практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

    Сначала отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Этим обеспечиваются элементарные формы общения. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлеченного характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно- повествовательной, а затем к составлению устных и письменных связных текстов.

   Формируется диалог в учебной и игровой ситуации с постепенным переходом к краткой беседе по представлениям.

   В 3-м - 4-м классах осуществляется развитие связной устной речи при проведении тематических бесед. Обращается внимание на правильную последовательность в передаче событий, включение элементов рассуждения, оценки и доказательности по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям учеников.

  Словарная работа является  ведущим  направлением  в  развитии  речевой деятельности учащихся, а  наиболее  распространённым  приёмом  –  объяснение детям незнакомых слов. Поэтому  на  уроках  знакомлю  детей  с  этимологией, историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими  словами,  оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта,  реальное  событие нашего прошлого. А  это  нужно  нам  для  того,  чтобы  понимать  их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.

      Систематическая  словообразовательная  работа   на   уроке   позволяет  учащимся увидеть и понять, как  образуются  слова,  проникнуть  в  тайну  их рождения. Известно, что смысл слова  зависит  от  всех  его  частей:  корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков.  В качестве  материала  для  наблюдений,  я  использую  производные   слова   с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова  предлагаю  в  текстах,  чтобы раскрыть их смысл, а также  наблюдать  непосредственное  употребление  их  в речи.

     Провожу различные  упражнения,  направленные  на  формирование  умения выделять ближайшие  родственные  слова,  сравнивать  их,  определять,  каким способом они образованы и как  меняется  от  этого  их  значение.  Например:  «волк – волчица – волчонок».

     Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение  словарного  запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами  и  антонимами.  Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать  о чём-то выразительно – это значит, в какой-то  мере  усилить  впечатление  от  своей  речи,  воздействовать  на  чувства  слушателей,  заставить   обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При  работе  с  синонимами использую следующие упражнения:

    - Соедини слова в пары: «метель, рубеж, вьюга, граница», «пунцовый, кумачовый – флаг, мак».

    - Назови слова в  порядке  уменьшения  качеств:  «маленький,  крохотный,

      небольшой».

    - Замени глагол: «В магазине мы деньги теряем (тратим)».

    - Уточни действие: «Собака съела конфетку (проглотила, сгрызла)».

    В отличие от слова, предложение  обладает  смысловой  и  интонационной законченностью.  Исключительно  широкие  возможности  для  усвоения   детьми  признаков предложения  заключает  в  себе  такой  вид  заданий  как  «Собери  предложение»,  где дети поочерёдно добавляют по  одному  слову  в  предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы. Например:

«Картина висит».

«Картина висит на стене».

«Картина висит  на стене в детской».

    Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как:

    - Составь предложение по схеме:

            Кто?             Что делает?

      Дятел                   стучит

           Какой?              Где?

   - Подбери подходящие по смыслу слова:

      (Какой?) в сентябре  лес.

      (Какой?)  лист  и  (какая?)  травинка.

      (Какое?) солнце и (какой?) вете.

   Словарная работа - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

    Расширение словаря школьников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

   Практическое овладение морфологическими и синтаксическими закономерностями происходит в процессе работы над усвоением тематического материала. Таким образом, лексический, морфологический и синтаксический материал усваивается в тесной взаимосвязи.

   В результате работы, направленной на формирование основных компонентов устной связной речи детей с глубокой умственной отсталостью, возможна их определенная социальная адаптация к условиям окружающей жизни. Этого можно достичь, используя комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности: рисование, речь, игру, применяя методику скороговорок и вышеперечисленные направления работы. Все это способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, развитию навыков связной устной речи.

   Материалами для практического знакомства учащихся с такими понятиями, как "Темп речи", "Интонация", "Тон речи" служат и разнообразные игровые задания. Например, при работе над темой "Мимика и жесты" можно использовать игры:

Передай: « Передай соседу улыбку; Передай «сердитку»; Передай испуг; Передай «страшилку»; Передай «смешинку».

   Рассказы на темы: «Моя семья»,  «»Мой друг»,   «Разговор с игрушкой»,  «Разговор по секрету»,  «Мои любимые сказки»,  «В гостях у друзей, как я отдыхал», «По дороге из школы домой» и др. дети составляют после обсуждения того, что можно сказать о предмете, из чего сложится речевая ситуация.

   При подготовке и организации высказывания использую дидактические игры, хороводы.

    Работаю над культурой общения. Дети учатся выражать просьбу, знакомиться с людьми, общаться со старшими, с друзьями. На уроках в игровой форме разыгрываем разные ситуации для дифференциации речевого поведения.

    Трудно переоценить роль экскурсий в развитии и коррекции познавательной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Наблюдая за солнцем, небом, облаками, травами и др., ученики осваивают различные приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение, при помощи, которых они познают природу, оформляя их впечатления в доступной им форме. В ходе проведения экскурсий,  учащиеся упражняются в диалогической речи во время игр и различных заданий.

     Во время прогулки реальным становится использование интонации, как средства оформления своего высказывания, т.к. именно на реальные явления и натуральные предметы можно использовать различную громкость голоса при этом никому не мешая.  С детьми заучиваем считалки, дразнилки, потешки, они хором с удовольствием произносят слова в стихотворной форме,  используемые в подвижных играх.

   Учащимся на уроках необходимы физкультминутки:

  1. гигиенические, оздоровительные (ноги и руки в движении);  
  2. гимнастика для глаз ( следить за кружочком, рукой и тд.);        
  3. танцевальные под музыку;  
  4. ритмические под счет;      
  5. двигательно-речевые (инсценировки стихов);  
  6. подражательные ( подкидываем мяч, пыхтим как паровоз и т.п).

    Физкультминутки – это элемент двигательной активности, который включается во время занятия. Такой перерыв в занятии необходим всем детям, он позволяет снять мышечное напряжение и переключает на иную деятельность их неустойчивое внимание.

   Значение физкультминуток еще более необходимо учащимися, имеющими речевую патологию. Дети страдающие речевым  недоразвитием, как правило, отвлекаемы, утомляемы, быстро истощаются, таким детям необходима двигательная разрядка. Физкультминутка, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать их умственную работоспособность. Вместе с тем можно получить дополнительную возможность использовать активную речь учащихся, пополнить словарь детей.

   Есть мнение, что стихотворные тексты позволяют также нормализовать темп речи детей, добиться большей её плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а, в конечном счете – на совершенствовании фонетической стороны речи.

  Речевой материал физкультминуток должен отвечать определенным требованиям:

  1. В речевом материале должен содержаться изучаемый звук либо соответствующая лексическая или грамматическая категория .
  2. Движения детей должны по возможности соответствовать называемым действиям.
  3. В физкультминутку включаются, возможно, более разнообразные действия с тем, чтобы дети могли, например, присесть, повернуться, поднять руки вверх, попрыгать. Иными словами нужно стремиться вызвать у них максимальную двигательную активность.
  4. Стихи должны быть доступны по содержанию.
  5. Тексты должны быть короткими, с тем, чтобы дети их легко воспринимали и без труда воспроизводили.

   В конце каждой из физкультминуток можно задать детям вопросы по её содержанию. Например, "Назовите ласковые слова из этого стихотворения".  (Ножки, ручки, глазки). Или: "Назовите слова со звуком  -  из этого стихотворения". (Сук, жук, паук, индюк).

    1. Текст физкультминутки на тему:  "Существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного движения"

Девочки и мальчики  (руки на пояс)

Прыгают как мячики  (ритмичные прыжки)

Ножками топают   (топают ногами),

Ручками хлопают  (хлопки в ладоши),

Глазками моргают   (руки на пояс и ритмично зажмуривают глаз),

После отдыхают   (руки вниз).

   2.  Дифференциация звуков К-Х

  а)  Ходит по двору индюк  (руки на пояс с высоким подниманием ног),

Пролетел над полем жук  (руки в стороны, махи руками поочередно)

По цветку ползет паук  (шаги с движениями рук вперед и к груди),

Обломался старый сук (присесть, хлопок).

б)  Ко-хо-ко, ко-хо-ко             (ритмичные хлопки в ладоши),

В валенках нам мягко, сухо и легко (приседания, то одну, то другую ногу выставлять вперед).

  Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук.  Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в процессе их движения. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитию моторной функции речи. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками.

   В период обучения грамоте включаются различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а так же различные массажи. Я предлагаю интересный массаж для пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

   Массаж пальцев.  Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

               Затем тоже  проделывают с пальцами правой руки со словами:

Жил на свете Аладдин,
У него был в лампе джинн.
Чтоб позвать наружу джинна,
Трем мы лампу Аладдина.

    От того, как развита правая рука, ее мелкая моторика, будет развита и речь. Ученики обводят трафареты, рисуют, наклеивают и т.д.   Дети любят раскрашивать картинки. На уроках математики, русского языка и др. предметах ученики обязательно выполняют упражнения для пальчиков рук, четко произнося слова хором. Например:

   Наши алые цветки

   Распускают лепестки.

   Ветерок чуть дышит,

   Лепестки колышет.

   Наши алые цветки

   Закрывают лепестки,

   Тихо засыпают, головой качают.

   На уроке необходимо каждого ученика  вовлечь в процесс общения, дети должны как можно больше сами говорить.   Важно, чтобы во всех этих видах работы ребенок мог самостоятельно добиваться результатов. Но прежде чем ребенок овладевает умениями самостоятельной работы над развитием речи, протекает процесс сотрудничества учителя и этого ребенка.

   Что такое самостоятельная работа над развитием речи? Это умение применить приобретенные в процессе сотрудничества знания, умения и навыки. Потому является важным, на мой взгляд, так построить этот процесс, чтобы каждый ребенок в классе почувствовал, что он приобретает необходимые ему навыки. Сотрудничество в обучении – это совместный труд педагогов, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителями.

   Этот процесс необходим для того, чтобы ученик быстрее стал сильным и самостоятельным, чтобы умел трудиться и в большом коллективе, и в малой группе, и самостоятельно.  

   На основании выше  изложенного, сформулирую  требования к речи:

   Первое требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем ребенок говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

   Второе требование – выразительность. Это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фраз, выбором слов.

   Третье требование – ясность речи – доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносимая сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков

   Проектная часть.

   1. Отчет о проделанной работе в период с 2005 по 2010г.

   Работая над темой "Формирование связной устной речи учащихся с отклонениями в развитии",  я ставила перед собой следующие задачи:

  1. развивать коммуникативную функцию речи, удовлетворять коммуникативную потребность учащихся;
  2. создавать условия для речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, занятиях, в играх, в повседневной жизни;
  3. обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуации;
  4. поддерживать стремление детей к общению;
  5. расширять словарный запас учащихся, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  6. учить учащихся задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения   (т. е пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  7. развивать        у детей фразовую речь;
  8. знакомить учащихся с устным народным творчеством;
  9. повысить уровень профессиональной компетентности;
  10. выявить  проблемы  в обучении через результаты проведенных диагностик;
  11. развивать творческий потенциал.

  За прошедший межаттестационный период мною проводилась следующая работа:                                                                                                                          

  1. Накопление дидактического материала и наглядных пособий.  
  2. Совершенствование методов и приёмов преподавания уроков.
  3. Установление контакта с учениками и родителями.

  В своей работе использовала следующие стили деятельности:

  Индивидуальный стиль – использовала всесторонние знания, старалась увлечь учеников, использовала творческие подходы к обучению.

   Эмоционально – методический стиль – умение преподать теорию, в ходе чего учащиеся демонстрируют эмоциональную активность.

   Рассуждающий  импровизированный стиль – умение ясно и четко изложить материал, умение сопровождать ученика во время образовательного процесса.      

   Развитие речи  - одна из центральных задач всей системы коррекционной школы 8 вида. Помимо характерных нарушений  в произношении, грамматике дети с нарушениями интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т.к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи.  Коррекционное обучение  дает уверенность, желание работать на уроке, формирует познавательную деятельность учащихся, готовит к жизни умственно отсталых школьников.  

   Работу над развитием правильной речи учащихся веду постоянно на всех уроках, во время отдыха, на экскурсиях, в играх и т.д.  К концу обучения в начальной школе учащиеся могут свободно общаться со сверстниками, вести диалог со старшими, многие принимают участие в общешкольных мероприятиях, в районном смотре "Мы все можем".  Увереннее отвечают на уроках, заучивают стихотворения.

    Накопленный опыт в этом году постаралась систематизировать.   На школьных семинарах делала сообщения на тему: «Использование коррекционных технологий в деятельности педагогов»,  «Использование благоприятной  и мотивирующей среды в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля и самообразования», «Беспроблемное общение», выступление на школьных педсоветах на тему: «Особенности психолого – педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии», «Девиантное поведение», выступления с докладами на общешкольных  родительских собраниях.                                                                      

     На окружном семинаре, который проходил в г. Камышлове, на тему: «Управление инновационной деятельностью в образовательном  учреждении»,  выступила с публичным докладом. Получила сертификат  участника.

   Опубликовала статью «Особенности усвоения материала по чтению  учащихся коррекционной школы 8 вида» и «Урок развития речи в 4 классе»  в информационно-аналитическом вестнике «Образование в восточном округе» Посещала открытые уроки  и воспитательские занятия, общешкольные мероприятия, принимая в них непосредственное участие.

  Закончила курсы кратковременного повышения квалификации по образовательной программе «Особенности психолого – педагогической работы с детьми, имеющими выраженные отклонения в интеллектуальном развитии», в объеме 80 часов,  г. Камышлов (ИРРО), с 08.11.07- 15.12.007.

          Проводила  открытые уроки.

          С целью накопления знаний посещаю уроки коллег.

  Веду мониторинги качества процесса обучения учащихся. Изучаю запросы родителей в целях организации и проведения целенаправленного просвещения коррекции детско-родительских отношений.

   2.  Мониторинг успеваемости учащихся.

   Прежде чем чему-то учить ребенка при поступлении в класс,  знакомлюсь с его личным делом, беру на заметку рекомендации специалистов МПК,  проводивших обследование и давшим направление для обучения  в нашей школе.

    Для отслеживания динамики развития детей в классе использую несколько таблиц.  

   Таблица «Формирование речевых умений и навыков учащихся с отклонениями  в развитии». ( См. Приложение № 2).  Таблицу заполняю в конце учебного года – мае.                                                                                                                                                 Данный мониторинг выявляет: -динамику знаний, умений и навыков учащихся;                                                                                   - уровень развития познавательных способностей учащихся.

  На данных графиках видно, что  речевые умения школьников изменились в лучшую сторону. К концу обучения в 4 классе большинство детей могут выполнить задание самостоятельно.

  Таблица  «Мониторинг техники чтения учащихся». Технику чтения  учащихся проверяю 2 раза в год.

   Результаты техники чтения показали, что способ чтения и правильность чтения повысились, но надо продолжать работать над выразительным  и осознанным чтением.

   Атмосфера сотрудничества, использования активных методов, приемов работы на уроке, целенаправленное внимание к слову, предложению дали положительные результаты.    Значительно обогатилась новыми словами речь детей, расширился лексический запас. Дети усвоили и применяют в устной форме  неизвестные ранее обороты и выражения. Большинство детей говорит связными предложениями.

   Владение устной речью устанавливается на основании наблюдений за устной речью учащихся на уроках и вне уроков, по результатам выполнения заданий, в результате накопленных сведений о внешней характеристике речи, её богатстве и связности.

   Развитая речь школьника – залог его успешного обучения. Успехи учащегося в связной речи способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности, обеспечили и определили высокие результаты работы по всем предметам.

   Целенаправленная систематическая работа по развитию речи учащихся способствует общему развитию младших школьников, формирует их личностные качества.

   Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод:  используемая технология способствует формированию  речевой компетенции, позволяя воздействовать в первую очередь на увеличение степени активности обучающегося в учебном процессе. У учащихся формируется мотивация и практическое овладение выразительной речью, обогащается словарный запас, речь становится более выразительной и грамотной.

   3.   Планирование работы на следующий  межаттестационный период.

   Задачи, которые ставлю перед собой при дальнейшей работе:

  1. Продолжать работать по теме «Формирование связной устной речи учащихся с отклонениями в развитии».
  2. Повышать уровень преподавания предметов, развития профессиональных и ценностных ориентаций учителя, активизация интеллектуальных и творческих    способностей.
  3. Внедрять новые педагогические технологии и интенсификации учебного процесса.
  4. Продолжать изучение психологии умственно отсталых школьников, олигофренопедагогики, педагогической коррекции.
  5. Пополнять педагогическую копилку.
  6. Пройти курсы повышения квалификации.
  7. Освоить методику проведения интегрированных уроков (например,  чтение - рисование,  живой мир – рисование – чтение).

   Заключение.

   Речевые упражнения играют большую роль в развитии связной речи учащихся. Поэтому необходимо широко и систематически применять их в практике обучения.

   Речь является и способом формирования мысли, непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности.

   Развивая речь ребенка, мы обогащаем, уточняем, активизируем его словарь. А богатство словаря - есть признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

   Итак, успех в овладении речью - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни.

                               

     Литература.

  1. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.  А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская. М.Просвещение», 1991.
  2. Занимательные материалы. 1-4 класс (по логике и математике, по развитию речи, по русскому языку, на уроке и в группе продленного дня). Начальная школа. /Сост. Сухин И.Г. – М.: ВАКО, 2005
  3. Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Л.В.Зубарева /практические и тренировочные задания и упражнения./ Изд. «Учитель"2007
  4. Обучение учащихся 1-4 классов во вспомогательной школе. 1978г.
  5. "Окружающий мир".  Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.
  6. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с  5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  7. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. В.В.Воронковой. – М, Просвещение, 2004;
  8. Пальчиковая гимнастика. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. М.:2006.
  9. Развитие речи. Младшая и старшая группа. Занимательные материалы. /Сост. О.И.Бочкарева.- Волгоград: ИТД. «Корифей", 2008
  10. Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработка занятий. / Сост. Жукова Р.А. – Волгоград: ИТД "Корифей", 2008
  11. Серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи» (травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) / наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей. – 25 книг
  12. «Тематические загадки для дошкольников»,  В.П.Гудимов
  13. Учебный процесс во вспомогательной школе./ Екатеринбург, 1993.
  14. Урок чтения во вспомогательной школе. Методические рекомендации. /Екатеринбург, 1993
  15. Журналы "Начальная школа" , №11, 2005г
  16. Журналы "Дефектология"
  17. Журналы "Коррекционная педагогика"
  18. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии", №4, 2009г,   №1, 2008г

Приложение

            Формирование речевых умений и навыков учащихся с отклонениями

                          в   развитии 2005-2010уч.годы

                                          (в процентах)

              Учебный год  


 Показатели


 2005-2006


2006-2007


 2007-2008


2008-2009


2009- 2010

Составление предложений

63%

63%

87%

34%

43%

Добавление предлогов

75%

63%

87%

   --                                                                    

43%

Составление рассказа по картинке

50%

50%

85%

50%

57%

Пересказ прослушанного текста

50%

75%

85%

34%

71%

Образование сущ. множ. числа

75%

75%

75%

66%

57%

Образование сущ. от прилагательного

63%

75%

75%

50%

71%

Образование сущ. в умен. форме

100%

100%

100%

100%

100%

    Мониторинг техники чтения за период 2005-2010гг.

2005-2006гг – 83%   (2 класс)

2006-2007гг – 88%   (3 класс)

2007-2008гг – 88%   (4 класс)

2008-2009гг – 67%   (1 класс)

2009-2010гг – 86%   (2 класс)

                         

      Результаты знаний умений учащихся за период 2005-2010гг.

2005-2006гг – 63% (2 класс)

2006-2007гг – 88% (3 класс)

2007-2008гг – 88% (4 класс)

2008-2009гг – 50% (1 класс)

2009-2010гг - 43%  (2 класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...

Статья по теме: "Овладение связной устной речью - важнейшее условие успешного обучения младших школьников".

           Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формиро...

Стенды по развитию связной устной речи "Времена года".

Материал "Времена года" предназначен для оформления стендов по развитию устной связной речи в кабинете логопеда. Стенды мобильные, предполагают дополнение наглядным материалом. Серия включае...

Развитие связной устной речи на уроках обучения грамоте

Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств, процесс взаимодействия людей в различных ситуациях общения....

Мастер-класс "Деятельностный метод обучения в формировании связной письменной речи учащихся с ОВЗ"

Мастер-класс для учителей-логопедов, учителей начальных классов, 2019 год...