Мастер-класс "Деятельностный метод обучения в формировании связной письменной речи учащихся с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии

Царевская Елена Геннадьевна

Мастер-класс для учителей-логопедов, учителей начальных классов, 2019 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_master-klass_28.03.2019.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный метод обучения

 в формировании связной  письменной речи учащихся с ОВЗ

Мастер-класс

  1. Презентация педагогического опыта.

Тема: «Деятельностный метод обучения в формировании связной  письменной речи учащихся с ОВЗ»

В коррекционной педагогике традиционно значительное место отводится репродуктивному методу обучения. Он предусматривает предъявление готовых знаний. А для приобретения учащимися навыков и умений учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.  

Оправдано ли использование репродуктивного метода обучения в логопедической работе? Если да, в каких случаях? (мнения слушателей)

  Назовите недостатки репродуктивного метода обучения (мнения слушателей):

  • Не способствует поддержанию интереса к логопедическим занятиям даже при подборе разнообразного занимательного речевого материала.
  •  Не развивает личность ребёнка, его познавательные способности.
  • Знания, полученные в результате репродуктивного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями.

Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Это способствует активному успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений

В ходе занятия дети стараются сами «открыть» новое знание, путём выполнения заданий и ответов на предложенные вопросы. В конце обсуждения заданий и ответов на вопросы обучающиеся подводят итог, выводя правильные формулировки и находя правильные решения заданий.

Для постановки учебной задачи также широко используется приём создания проблемной ситуации, требующей освоения нового знания. Это позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме и добиться более высоких результатов.

Цель мастер-класса – показать возможности и преимущества деятельностного метода обучения в формировании навыков работы с текстом, составлении связного письменного высказывания учащихся с нарушениями речи

Задачи: 

  • обучить приёмам, позволяющим эффективно формировать навыки связной письменной речи у детей с речевыми недостатками
  • помочь учителям-логопедам в создании своей системы работы по коррекции и развитию письменной речи на основе деятельностного метода обучения

Рассмотрим возможности применения деятельностного метода в формировании навыков связной письменной речи.

  1. Демонстрация основных приемов работы 

Наиболее эффективной формой деятельности младших школьников является игра. Для усвоения основных понятий использовались игровые технологии, приёмы мотивации, подводящий и побуждающий диалог, а также такой приём исследовательской деятельности как «придумай самостоятельно». Например, подводя к понятию «опорные слова», предлагаем детям поиграть

«Угадай сказку»

  1. Коза, козлята, волк, кузнец, съел.
  2. Муха, денежка, базар, самовар, паук, комар.

Как вы угадывали сказки? (помогали главные слова).

Помогают ли эти слова определить, о чём сказка, её тему? (да)

Что такое тема сказки? (это о ком или о чём в ней говорится)

Что же такое опорные (главные) слова? (это слова, которые помогают узнать тему текста)

Вспомните другую сказку (предлагаются опорные картинки) и назовите несколько главных (опорных) слов, чтобы мы могли угадать эту сказку.

«Найди лишнее слово»

  1. Лиса, журавль, в гости, тарелка, кувшин, воробей.
  2. Алёнушка, козлёночек, копытце, заблудился, превратился.

Почему это лишнее слово? (героя или события не было в сказке)

Придумай самостоятельно на какое слово можно заменить лишнее, чтобы оно стало «нужным»

  «Добавь слова»

  1. Старик, старуха, испекла, …
  2. Теремок, мышка, лягушка, …

Можно уже по этим словам определить тему (название) сказки? (да)

Можно ли назвать сказку текстом? Почему? (обращаемся к определению текста)

Вспомни другую сказку (используем опорные картинки), назови несколько главных слов, чтобы товарищи могли узнать её и продолжить ряд.

  1. Имитационная игра 

Слушателям предлагается фрагмент занятия «Знакомство с текстом-рассуждением», в котором они принимают участие, выполняя роль учеников.

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся (слушателей)

1. Самоопределение к деятельности

Угадайте сказку по опорным словам: весна, девочка, костер, прыгать, бояться.  

Почему Снегурочка боялась прыгать через костер?

На какой вопрос мы отвечали?

2. Актуализация знаний.

Если мы будем объяснять, почему Снегурочка растаяла, можем ли мы назвать наш рассказ повествованием или описанием?

3. Определение темы занятия

Всегда ли нам достаточно одного предложения, чтобы что-то объяснить, ответить на вопрос почему?

Как мы назовём несколько предложений, связанных по смыслу, расположенных в строгом порядке?

Чтобы ответить на вопрос почему? Нужно рассуждать. Как мы назовём  текст, с которым будем работать?

4. Постановка учебной задачи.

Прочитайте текст «Дома из кирпича». Определите, является ли он текстом рассуждением.

Давайте заполним таблицу, используя текст-рассуждение «Дома из кирпича»

Схема

План

Используй слова

1.Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Почему?

Во-первых

Во-вторых

В-третьих

5. Выход из затруднения

Уточняем понятия. Тезис – это главная мысль.

Доказательства – это примеры, объяснения

Какие слова текста помогаю ответить на вопрос почему?

Сказка «Снегурочка»

Она боялась растаять

Почему?

Учащиеся обращаются к определениям текста-повествования и описания и приходят к выводу, что это совсем другой текст

Нет, нужно несколько предложений

Текст

Текст-рассуждение

Читают определение: «Текст-рассуждение - это объяснение событий, причин их появления

Чтение текста.

Да, в нём говориться о том, почему дома строили именно из кирпича.

Дети испытывают затруднение в формулировке и конкретизации понятий

Выделяют части текста по плану, отмечая их карандашом (коллективная работа)

Потому что, поэтому, значит

4. Самостоятельная деятельность слушателей мастер-класса.

Участникам предлагается разработать фрагмент занятия по теме «Дифференциация С-Ц в тексте» на основе деятельностного подхода,

используем следующие материалы: текст из предложений, расположенные в неправильном порядке, этот же текст с правильным порядком предложений и пропущенными буквами С, Ц; таблица с указанием основных этапов занятия в соответствии с деятельностным методом.

Ставятся следующие задачи:

  • Определить место данного занятия в системе логопедических занятий;
  • Сформулировать цели и задачи занятия;
  • Определить содержание деятельности учителя-логопеда и учащихся на каждом этапе

Примерный результат деятельности:

Цели: формирование фонематического восприятия (различение звуков и букв С-Ц в тексте); развитие наблюдательности по отношению к языковым явлениям; закрепление понятия «текст», «тема текста», «главная мысль»; активизация словаря; развитие  внимания, навыков самоконтроля;

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности  Измените слова по образцу: вода – водица, сестра - …, лиса - …                                                    

Что  нового вы заметили в словах?

2. Актуализация знаний.

Что мы знаем про звук Ц?

Что мы знаем про звук С?

Уточняем артикуляцию звуков

Соотносим звук с буквой

3. Определение темы занятия

Какие звуки будем различать?

Мы учились различать С-Ц в слогах, словах и предложениях. А что можно составить из предложений?

Определите тему занятия

4. Постановка учебной задачи.

Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом?

А капкан цап лису за лапу!

Шла лисица по лесу.

Побежала лиса на запах.

Вдруг она почуяла запах мяса.

Хищница была голодна.

5. Активизация словаря.

Что такое капкан? Как понимаете значение слова почуяла? Подберите синонимы

Подберите слова, которыми можно заменить слово лиса

6. Выход из затруднения

Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Прочитайте предложения ещё раз и пронумеруйте по порядку. Прочитайте, что получилось. Докажите, что это текст. Какое название подойдёт: «Лиса»,  «Капкан»,  «Неудача». Почему?

7. Закрепление

Прочитайте текст, который у нас получился ещё раз. Чего в нём не хватает? Что нужно сделать?

8. Взаимопроверка (работа в парах)

Проверьте работу товарища. Если найдёте ошибку, отметьте знаком «!» в конце строки

9. Рефлексия

Оцените свою работу, используя смайлики

Выполняют

Добавили ЦА, появился звук Ц.

Он согласный, глухой, всегда твёрдый, получается «соединением» звуков Т,С

Согласный глухой, твёрдый, имеет мягкую пару. Звуки С-Ц похожи по звучанию

Объясняют, используя индивидуальные зеркала. Обозначают звук буквой

С-Ц

Текст

Будем различать С-Ц в тексте.

Читают. В случае необходимости обращаются к определению текста: «Текст – это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке»

Нельзя, потому что предложения расположены не по порядку.

Капкан – ловушка. Почуяла – почувствовала, поняла

Лиса –лисица, она, хищница, …

Поменять предложения местами, расположить по порядку.

Выполняют.

Для обоснования выбора названия обращаются к определениям «Тема текста- - это о ком или о чём говорится в тексте», «Главная мысль – это то, что говорится в тексте о предмете». В названии отражаем главную мысль текста.

Текст с пропущенными буквами С-Ц у каждого на карточке. Пропущены буквы С,Ц. Нужно вставить буквы

Выполняют

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания друг друга, исправляют ошибки

Выполняют

5. Рефлексия

  1. Как вы считаете, актуален ли деятельностный метод обучения для логопедической практики? Почему?
  2. В чём вы видите его преимущества?
  3. Возможно ли применение метода на каждом логопедическом занятии?
  4. С какого возраста, по вашему мнению, возможно деятельностное обучение ребёнка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения при работе с учащимися младших классов

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организов...

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Данный материал является творческим отчётом учителя начальных классов по теме самообразования "Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы"....

Информационное сообщение на тему" Формирование монологической речи учащихся в образовательном пространстве учебной деятельности"

Представлены основные структурные части темы: характеристика понятий, задачи, этапы работы....

Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся

Предлагается упражнение, включающее в себя текст изложения, анализ текста, словарную работу....

Комплекс упражнений по формированию культуры речи учащихся

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры ре...

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...