Комплекс упражнений по формированию культуры речи учащихся
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые вопросы.
Программные требования к культуре речи не достаточно реализуются в практике школы, поэтому проблема культуры речи младших школьников является актуальной в настоящее время.
Для формирования навыков литературного произношения учащихся был разработан комплекс упражнений, основанный на развитии и совершенствовании культуры речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые вопросы. К сожалению, не всегда учителя уделяют должное внимание формированию культуры речи, поэтому необходим поиск путей ее повышения.
Программные требования к культуре речи не достаточно реализуются в практике школы, поэтому проблема культуры речи младших школьников является актуальной в настоящее время.
Для формирования навыков литературного произношения учащихся был разработан комплекс упражнений, основанный на развитии и совершенствовании культуры речи детей.
Комплекс упражнений
Первый тип заданий – упражнения в образовании форм имен существительных, связанных с категорией рода, числа, падежа.
Найдите ошибки, напишите правильный вариант:
- На витрине стояла вкусная повидла.
- Солнце слепила глаза.
- Детвора готовились к празднику.
- Сандаль был на ноге.
- Эту комментарию уже слышали.
- Спелый яблок висел прямо передо мной
Образуйте форму родительного падежа, множественного числа следующих имен существительных:
- рельсы
- томаты
- валенки
- комментарии
- чулки
- места
- носки
- яблоки
Второй тип заданий - упражнения в образовании имен прилагательных.
От приведенных ниже прилагательных образуйте сравнительную степень:
- красивее
- молодой
- лучший
- худший
Третий тип заданий - упражнения в образовании форм спрягаемых глаголов.
Найдите ошибки, напишите правильный вариант:
- Дети бежат на поляну.
- Школьники хочут учиться.
- Ручейки бежат по проталинам.
- Около дома текет говорливая речушка.
Четвертый тип заданий - упражнения в образовании форм личных местоимений.
Найдите и исправьте ошибки:
- Евонный рассказ меня удивил.
- Ихнее выступление мне очень понравилось.
- К им стали обращаться за советом.
- Я заглянул в евошнюю тетрадь.
- Пошли к ему в дом.
Пятый тип заданий – упражнения на выбор места ударения.
а) в общеупотребительных словах
- каталог
- творог
- договор
- водопровод
- километр
- свекла
- алфавит
б) в словах с неподвижным ударением
кран – кранов шофер - шоферов
торт – тортов туфля - туфель
флаг – флагов шарф - шарфом
бант – бантов стакан - стаканы
стержень – стержней
в) в словах с подвижным ударением
директор – директора волк - волков
профессор – профессора новость - новостей
доктор – доктора лось - лосей
голова – голову доска – доску
Поучитесь находить слова в словаре. Узнайте правильное ударение и верно произнесите слова:
- клала
- начал
- послала
- понял
По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение.
Образец: брать — брали, брал, брало, брала.
Взять, занять, начать, понять.
Шестой тип заданий – упражнения на правильное произношение слов с трудным звукосочетанием.
Произнесите правильно:
- ЧТо, булЬОн, булоЧНая, еГО, конеЧНо, синеГО, прачеЧНая, нароЧНо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся
Предлагается упражнение, включающее в себя текст изложения, анализ текста, словарную работу....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-450828-1403116285.jpg)
Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-450828-1403116285.jpg)
Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-639206-1433143947.jpg)
Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся. Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоты и русского языка.
Наиболее часто встречающиеся на первых этапах обучения письму ошибки....
Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся
Дидактическое упражнение по формированию связной речи учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/25/picture-1107804-1548435538.png)
Комплекс упражнений, направленных на формирование культуры речи
Комплекс упражнений, направленных на формирование культуры речи обучающихся на уроках русского языка в 4 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-1052415-1535634967.jpg)
Комплекс упражнений для формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Работа над звуковым анализом и синтезом...