Комплекс упражнений, направленных на формирование культуры речи
материал по русскому языку

Савельева Надежда Васильевна

Комплекс упражнений, направленных на формирование культуры речи обучающихся на уроках русского языка в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_uprazhneniy_po_kulture_rechi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:


Н.В. Савельева, учитель начальных классов ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно- Вершины Самарской области

Комплекс упражнений, направленных  на формирование  культуры речи обучающихся на уроках русского языка в 4 классе.

1. Упражнение:  «Не подведи свой ряд».

1-й ряд записывает глаголы женского рода, 2-й  -мужского. 3-й  -среднего.

Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.

2. Упражнение:  «Путаница». 

Расшифруйте слова:  ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА  (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера) ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ (вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг)

3. Упражнение: «Какое слово лишнее?»   

Ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок (Какое сово здесь лишнее? (Решать» - это глагол, остальное –сущ.)

4. Упражнение:  «Буквы потерялись». 

Какие буквы пропущены? Собери из них  пропущенных букв слово.

…ЕЛО …ННА …ОРЬ …ИСТ …ИГА  (Сахар)

5. Упражнение:  Работа по группам. «Найдите пару».

Лед   --    вод,   Мясо -----  провод,  Поле---     ферма,  Птица ---        ход, Гром --   рубка, Дом---- комбинат, Везде—провод, Сено--  хозяйка, Мясо  ---- ход,  Тепло ---- косилка.

6. Упражнение:  «Отвечай и проверяй».

 - Свекла где растет? (на грядке)

 - Буквы пишут где? (в тетрадке)

- Что мы утром чистим? (зубки)

 - Одеваем в холод? (шубки)

 -Любим  мы играть …? (в снежки)

 - Есть на праздник …(пирожки)

Что общего в словах?     (Есть суффикс –к-)

7. Упражнение: «Расшифруйте слова».

СОКПЕ           ПОДОРМИ         АЦИНЕШП       ОБЕДПА   ПРЕСНЫЙКРА  (песок, помидор, пшеница, победа, прекрасный)

 - Какое слово здесь лишнее? (Прекрасный -  прилагательное.)

8. Упражнение: «Восстановите слова». 

Т…АТР, …АР…ЛКА, …ЕВЕР,  Т…ПЛ…В…З,Т…П…РЬ,     

(театр, север, теперь, тарелка, тепловоз)

Какое слово лишнее? (Теперь,остальные – существительные).

ПМЩЬ, ПЧТЛЬН, ПРЗДНК (помощь, почтальон, праздник.)

КВШ, КЛДЦ, КТЛТ, КПТН, ПДЖ (ковш,колодец,котлета, капитан,падеж)

ЖВТН, ЖНГР ЗБТ (животное, жонглер, забота)

9. Упражнение: «Составьте слова».

И, НИК, ПОД, СНЕЖ – (подснежник)

А, К, ПО, САД – (посадка)

А, УШК, КОРМ – (кормушка)

10. Упражнение: "Попугайчики" (развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции).

Учитель начинает игру словами: «Мы – не девочки, не мальчики, Все сейчас мы – попугайчики. Попугай, не зевай,   с нами повторяй». Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

11. Упражнение: "Добавь следующее". 

Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Например: Слон. Слон, тигр. Слон, тигр, лев и т. д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

Комплекс тестовых упражнений, направленных на формирование  культуры речи обучающихся на уроках русского языка в 4 классе.

Цель первого задания - выявление уровня знаний норм ударения в словах.

Цель второго, третьего, четвёртого заданий выявление уровня знаний норм произношения.

Цель пятого задания - определение способности установления синонимического ряда.

Цель шестого задания - определение умения находить антоним к данному слову.

Цель седьмого задания - определение умения разграничивать значения паронимов.

Цель восьмого задания - выявление умения определять форму имен существительных во множественном числе родительном падеже.

Цель девятого задания - выявление умения определять род имен существительных и согласовывать их с именами прилагательными.

Цель десятого задания - определение умения правильно употреблять предлоги.

Цель одиннадцатого задания - определение словарного запаса младшего школьника.

1.Поставь ударение.

Портфель, случай, балованный, жалюзи, каталог, кладовая, облегчить, дремота, досуг, километр, повторили красивее, статуя.

2. Подчеркни слова, в которых сочетание ЧН произносится как ШН. Конечно, скворечник, дачник, скучно, крошечный, нарочно,

3. Подчеркни слова, в которых сочетание ТЕ произносится как ТЭ. Свитер, коттедж, тема, темп, отель, текст, территория, терапевт.

4. Подчеркни слова, в которых перед звуком Э произносится твердый согласный. Километр, крем, бассейн, антенна, модель, термос, террор, компьютер.

5. Вычеркни лишнее слово:

а) плакать, грустить, хныкать, рыдать;

б) петь, смеяться, хихикать, хохотать;

в) смелый, храбрый, отважный, добрый;

г) враг, хвастун, противник, неприятель.

6. Подчеркни слово, противоположное по смыслу:

а) день-утро, вечер, сутки, ночь, час;

б) весёлый - старый, умный, белый, грустный, светлый;

в) горячий — тёплый, холодный, молодой, зелёный, круглый;

г) терять - покупать, собирать, находить, выбирать;

д) далеко - мокро, близко, сильно, страшно,

7. Подчеркни нужное слово.

Мы собирали грибы в (елочном, еловом) лесу.

Бабушка варила вкусное (сливовое, сливочное) варенье.

Не будь таким (обидным, обидчивым)!

На море разыгрался сильный (шторм, штурм).

Животноводческая (ферма, фирма); цветок (душистый, душный); свитер (пушной, пушистый).

8. Подчеркни правильную форму слова.

Пара ботинок - пара ботииков; пара сапогов - пара сапог; килограмм помидор - килограмм помидоров; пара носок — пара носков; много яблоков - много яблок; пять килограмм - пять килограммов.

9. Определи род имён существительных. Вставь пропущенные окончания.

Бел... лебедь, длин.,, шоссе, горяч... какао, прав... туфля, сладк... кофе, яблочн... повидло, нов... шампунь.

10. Вставь нужный предлог (на, из, с, в).

Идут___ работу, сойти __ поезда, прийти ___школы, идти___магазина, возвращаться ____кино, заходить __школу.

Использование этого  тестирования – это  способ контроля уровня культуры речи обучающихся не только в письменной, но и в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений, направленных на развитие фонематического слуха

Комплекс упражнений, направленных на   развитие фонематического слуха....

комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся

Комплекс включает в себя 42 упражнения на редактирование текста. Первый тип заданий – упражнения на построение предложений,  Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи, т...

Комплекс упражнений по формированию культуры речи учащихся

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры ре...

Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции младшего школьника.

Комплекс упражнений, включает:наблюдение  над функционированием лексических явлений в речи.знакомство с лингвистическими признаками основных лексических явлений.использование изучаемых лекс...

Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников

Комплекс упражнений, направленный на формирование графомоторных навыков младших школьников...

Комплекс коррекционно-развивающих заданий и упражнений, направленных на формирование каллиграфического письма у младших школьников с ОВЗ.

Основными причинами каллиграфических ошибок у детей с ОВЗ, являются:  напряжение мышц плечевого пояса, недостаточность развития познавательных процессов, в частности восприятия  (слухового и...