Комплекс упражнений, направленных на развитие фонематического слуха
материал по чтению на тему

Комплекс упражнений, направленных на   развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, направленных на   развитие

 фонематического слуха.

Некоторые  виды упражнений даны на  примере  работы с буквой и звуком У.

1. Слуховой диктант.

Хлопнуть в ладоши, если услышите звук У.

- улитка удочка дом пруд шар утка нитка галочка избушка ёжик муха арбуз сыр мост оса барсук жук звук

- музыка уха слон стул корова гул улов львица ура вертолёт рыбка удод удав утюг роза коробка мука труд

- уборка собака лужа доска гора круча караул карман лук ракета Миша чудо щука виноград малина дружба ручей

(Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д. 2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".


Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
)

2. Закрой глаза. Послушай и повтори:

ИИУ     УУУМ       АООУ

3. Сколько раз услышите звук У, столько раз хлопни в ладоши.

УА    ООУ   АУУ   УУУА

4. Определи, каким по счёту является звук У.

УА    ООУ   СУ

5. Найди букву У. Соедини одной линией все найденные буквы. Соедини другим цветом цепочку: у – о – у – а – у – у.

Ы

Р

У

М

А

У

О

У

У

Г

Н

И

М

Э

У

А

6. Назови предметы первым звуком, которых является звук У.

7. Назови предметы, в которых есть звук У.

8. Читалочка.

ААА                        АААУ        ООУ

УУУУ                    АУ              УА

        Читается на одном дыхании. Стрелка вверх, показывает вдох, вниз – выдох. Буква без точки сверху – читаем длинно (протягиваем звук), с точкой – коротко.

Буквенная цепочка.

а                у              а                  у

         о                 о                      у

9. Разучивание и чтение стихов и скороговорок с данным звуком.

Ползёт улитка по дорожке,

Как буква У её два рожка.

Куда же торопиться ей?

Ведь дом её всегда при ней.

А – автобус.

Чётко, кратко.

Здесь и выход,

И посадка.

А машина с буквой У

Быстро не помчится,

Новичок шофёр,

Ему велено учиться

У опушки

Две старушки

Брали груздья и волнушки.

Филин: -У-ух!

Филин: -У-ух!

У старушек замер дух.

Жутко!

Укротительница львов

Удивит учеников:

Укрощает льва и львицу,

Ужас как мышей боится!

Улитка просит уточку:

- Закинь-ка в речку удочку.

Уточка закинула –

Уклейку – рыбу вынула.

Скороговорка.

- У ужа - ужата, у ежа – ежата.

7. Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

 

8. Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - А.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

9. Третий лишний.

Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.

Мак-бак-банан

Сом-индюк-ком

Лимон-вагон-кот

Так-рак-веник


После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).

Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).

10. "Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

11. "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".

 
12. "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

13.  "Придумай новое слово".
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

14 .Игра «Тихо - громко»

        Мы катались по горам

        Пели тут и пели там

Ход игры: Пропевание заданного звука по демонстрации учителя. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

15. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Ход игры. Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

16. Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.

 

Ход игры. Педагог  называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.

Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

17. Игра с перебрасыванием мяча « Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»

Ход игры. Педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

18.Игра«ТЕЛЕВИЗОР».

Ход игры. На экране рячется  слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки  на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал  слово - экран   открывается.

Например: месяц - спрятанное слово

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

19.Игра «РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ».

Ход игры:  Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

20.«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

  Цель: развивать ФС, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать   навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.

21. Игра «СОБЕРИ ЦВЕТОК»

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются  « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих  «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

22.Игра «СОБЕРИ БУКЕТ»

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая - [Л], розовая - [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться. Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс поделенный на две команды).

23.Игра  «РЕЧЕВОЕ ЛОТО»

Ход игры. Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок. Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).

24. Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».

Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например:               удочка - уточка                      мишка-мышка       коза - коса

                      мак-рак                                  трава – дрова         кит-кот      

                     кадушка – катушка               усы-уши                дом-дым

2 вариант. Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики читают хором слог (букву, слово) затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. Количество играющих:  1-2 человека и более.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Система упражнений по развитию фонематического слуха

Даны виды упражнений для работы в начальной школе на этапе словарной работы по русскому языку...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...

Комплекс упражнение, направленных на развитие рефлексии

Содержит приемы и методы формирования рефлексии....

" Учебно- методический комплекс направленный на развитие фонематического слуха и логического мышления"

материалы республиканской научно- практической конференции " Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья" ( статья в сборнике)...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...