Литературное чтение
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

......

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: В.А. Осеева «Три товарища», «Хорошее».

Цель: познакомиться с произведением, работать над выразительным чтением, отрабатывать умение чтения по ролям, учить сопереживать, анализировать поступки и стремиться совершать только хорошее, показать, что такое настоящая дружба, воспитывать любовь к книге.

Оборудование: учебник, портрет Осеевой, книги, рисунки детей, письма-советы, грамзапись, пословицы (на доске).

Ход урока

I. Организация учащихся.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Вы за парты дружно сели

На меня все посмотрели.

II. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы завершаем работу над произведениями В.А. Осеевой и познакомимся с ещё двумя ее рассказами «Три товарища» и «Хорошее». Будем говорить о том, кого можно назвать товарищем, о хороших и плохих поступках.

III. Проверка домашнего задания.

Ребята, послушайте грамзапись и попробуйте определить о каком произведении идет речь.

как называется это произведение? (Синие листья).

- Можно ли Катю назвать «товарищем»?

- Почему?

- Как вы думаете, может ли она исправиться? Давайте зачитаем советы, которые вы дали (советы) Кате. (чтение советов).

- Как вы думаете, научит ли этот случай чему-нибудь Катю, поняла, ли она, как плохо быть жадной.

IV. Работа над новым материалом.

  1. Первичное восприятие рассказа.

«Три товарища».

- О чем этот рассказ?

- Почему Витя стоял в стороне и не завтракал?

Как бы вы поступили в подобной ситуации?

  1. Повторное чтение и анализ текста.

Прочитайте ещё раз этот рассказ и найдите предложения, характеризующие каждого из мальчиков.

- Модно ли сказать, что Коле и Мише было совершенно безразлично, что происходит с Витей? Почему? (Коля выразил сочувствие Вите, Миша тоже сочувствовал Вите, да еще и совет дал)

- Чем отличаются действия Володи от действий Коли и Миши?

- Прочитайте, что сказано о Володе!

- Какой можно сделать вывод из прочитанного? Прочитайте пословицы, записанные на доске и скажите, можно ли их использовать для выражения главной мысли рассказа? Почему?

Не спеши языком – торопись делом.

Словами горю не поможешь.

Друзья познаются в беде.

Сам пропадай, а товарища выручай.

  1. Инсценирование рассказа.

Действующие лица:

Автор –

Вова –

Коля –

Миша –

Витя –

4. Обобщающая беседа.

- Прочитайте еще раз, как называется этот рассказ?

- Сколько на самом деле у Вити товарищей?

- Почему так считаете?

- Как бы вы назвали этот рассказ?

(«Единственный друг», «настоящий товарищ»).

  1. Физкультминутка.

Мы читали, все читали,

На вопросы отвечали

А теперь мы отдохнем,

Сладко, сладко все заснем.

(Затем проснулись, посмотрели не поворачивая головы глазками влево, вправо, вверх, вниз).

  1. Чтение рассказа «Хорошее».

- Прочитайте название следующего рассказа, подумайте, о чем может идти речь в рассказе с таким названием.

- Чтение рассказа.

О чем же «хорошем» идет речь в рассказе? (мечты мальчика).

- Какие чувства вызывает у вас герой рассказа?

- Что бы вы посоветовали Юре?

7. Повторное чтение рассказа и анализ текста.

- Прочитайте, о каких делах мечтал Юра?

- Можно ли эти дела назвать «героическими»?

- Почему?

- Что можно сказать о мальчике узнав о его мечтах? (Что этот мальчик очень смелый, отзывчивый, всегда готов прийти на помощь)

- прочитайте, как мальчик вел себя на деле, когда нужна была его помощь.

- Что можно сказать о Юре, судя по его поступкам? (Юра никому не помогал, был очень грубым, доставлял всем огорчение)

- Что посоветовала Юре мама?

- Какие добрые дела он мог легко сделать?

- Как вы думаете, почему Юра не делал такие легкие, добрые дела? (Добрые дела можно творить каждую минуту в обыденной жизни, не дожидаясь трагедии, когда можно проявить себя).

- Прочитайте пословицу, помещенную после рассказа.

- Можно ли ее использовать для выражения главной мысли рассказа?

(На словах одно, а на деле другое.

На словах и так и сяк, а на деле никак).

8. Чтение рассказа по ролям.

9. Обобщающая беседа.

- Есть ли что-то общее между рассказами В.А. Осеевой «Три товарища» и «Хорошее»?

- Чему учат эти рассказы?

Прочитайте пословицу «Дерево смотри в плодах, а человека в делах». (на доске)

- Как вы ее понимаете?

Можно ли этой пословицей выразить главную мысль, заключенную в этих двух рассказах?

V. Итог урока.

С какими рассказами познакомились? Кто их написал?

Обратите внимание на выставку книг. Их тоже написала для вас В.А. Осеева. Советую вам их тоже почитать.

- Посмотрите на рисунки, узнайте из каких рассказов эти герои?

VI. Выставление оценок

VII. Задание на дом.

стр. 19-21 подготовиться к чтению по ролям.

Пусть книги друзьями

Заходят в дома,

Читайте всю жизнь

Набирайтесь ума.

Дополнительно.

Книги учат хорошему. Я хочу, чтобы вы выросли добрыми, смелыми, трудолюбивыми, готовыми в любую минуту придти на помощь.

Послушайте советы. Хорошие запомните и выполняйте, плохие вычеркните и не претворяйте в жизнь. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?»»

Если учишься на пять,

Дисциплина – тоже,

То могу тебе сказать:

Лучше быть не может!

Если ты трепач и лгун,

И большой пройдоха,

То сказать тебе могу:

Это очень плохо!

Если с другом разделил

Ты свои конфеты –

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

Ты узнал чужой секрет

И разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты – культурный человек,

Мировой мальчишка!

Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Недостоин ты, поверь,

Человеком зваться!

Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это – просто красота,

Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен – в сорок раз

Ты собаки хуже.

Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже,

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

Если ты среди ребят

Одинок, как в море,

Только ты и виноват

В этом горьком горе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...