урок литературного чтения 1 класс по теме: "Буква ь -показатель мягкости согласного"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Щербакова Татьяна Петровна

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. Урок составлен по современным требованиям ФГОС, с применением деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_1_b_klasse.docx783.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 1 б классе

учитель Щербаков Т.П.

Тема: Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего  согласного звука .

Образовательные:

Познакомить с буквой Ь, рассмотреть роль мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце (и в середине) слова.

Развивающие :

Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: анализа, сравнения, обобщения; фонематического слуха, связной речи, памяти, внимания,  мышления, расширению словарного запаса и кругозора. Формировать компоненты учебной деятельности, приёмы рефлексии и самооценки.

Воспитательные:

Воспитывать толерантное отношение друг к другу,  культуру поведения при фронтальной  и групповой работе,

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт  (Познавательные УУД).

                                                   

                                              Ход урока:

1 Организационный момент. Актуализация знаний.

Слайд 1

На открытый наш урок

Собрались все гости в срок.

                         Мамы, папы, есть сестричка

                              И, конечно же, лисичка..

- К  Кто принёс рисунки с лисичками?

-ЧтЧто интересного об этом слове можете рассказать?

( многозначное-1 учащийся у доски составит слово)

Слайд 2

-С       -Составьте 2 предложения со словом ЛИСИЧКА.

-Из -Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят СЛОВА? Слоги? ( из звуков)

-Че   -Чем  обозначаются звуки на письме?

- р  -Разделите буквы, из которых состоит слово ЛИСИЧКА на 2 группы.

Слайд 3

И,     И,А. Какую работу выполняет звук  и? Какие ещё гласные умеют смягчать сог солласные)

Л,С,Ч,К

Бу  -Буквы, обозначающие согласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

-       -Подберите звуковичков и дайте характеристику звукам.

-К    -Какое правило о сочетаниях  с буквой Ч мы знаем?

ЧА ПИШИ  с А!

ЧУ пиши с У!

- 2.Постановка проблемы. «Открытие нового знания». Формулирование

         новой  темы.

-Гд  - где растут грибы, живут животные? ( в лесу)

-От     отправляемся в лес. Слайд 4

Фи физминутка.

Здравствуй, лес – чудный лес (развели руки)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево)

Ты о чём шумишь листовою? (руки поочерёдно к ушку)

Твой секрет сейчас откроем(руки вверх и покачать)

От открыли тетради, сделали схему слова, 1  на сладе, 1 из карточек.  (светофоры)

- напечатаем слово   ЛЕС

Произнесите слово ЛЕС.

-Почему звук [Л] -мягкий, звук [С]- твёрдый.

-Как мы узнали, что последний звук в этом слове твёрдый согласный?

(После буквы С никаких других букв нет.)

-А в лесу обитает животное. Отгадайте.

             

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(лось)

Слайд 5

-Произнесите слово ЛОСЬ

-Сделаем схему слова. 1 у доски.

-Звук [Л]- твёрдый, звук С -мягко.

-Сравните в этих схемах последний звук. Чем отличаются?

-Почему последние звуки  в этих словах ЛЕС – ЛОСЬ звучат по-разному?

-Сможем ли мы напечатать слово Лось?

-может у вас есть предложение? Как сделать согласный звук мягким?

-Люди давно договорились использовать букву – знак .

Слайд 6

От         -Отгадайте загадку (чтение учителем) 

Слайд 7

- Прочитайте букву Ь. (? – проблемная ситуация.  Она не читается)

- Какой звук она обозначает? Произнесите его. ( никакой) .

- Почему?  (Он не обозначает звука) Сможем ли мы подобрать звуковичка?

- Ребята, а ещё о Ь говорят, что он фокусник.  Как вы думаете, почему?

Слайд 8 (наблюдение за произношение звуков)

- Перед нами буквы. Какие звуки они обозначают? ( твёрдые)

(чтение звуков слева)

- А теперь эти буквы попадают в волшебный ящик нашего фокусника,

посмотрите, что с ними произошло?  Как мы будем читать эти звуки? Почему?

( чтение звуков правого столбика, наблюдение за цветовым обозначением)

- для чего нам нужен Ь знак? ( чтобы  мягко произносить согласный звук)

- какую роль играет Ь знак в словах? ( обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

-какова тема сегодняшнего урока?

Слайд 9

ВЫВОД:  Ь не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость

согласных звуков.

Физминутка

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит,

словно мягко зазвучит.

-Встанем, как мягкий знак

-поставим пальчики в виде мягкого знака.

Слайд 10

Допечатаем букву Ь в слове ЛОСЬ.

3. Первичное закрепление материала.

-    Лось - крупное животное, обитающее в Тульском крае.  Прочитаем рассказ в «Азбуке» на с.11  и узнаем  о лосе ещё много интересного.

-что мы прочитали? (текст)

-Как вы узнали? Сколько предложений? (4) Придумайте название.

-Как понимаете значение первого предложения?

Знаток русского языка читает значение из словаря Ожегова.

- С чем сравнивают лося во втором предложении? Почему?

-Чем лось питается?

-Зачем мальчики насыпали соль?

Поработаем в паре с соседом. Составьте предложение из рассыпанных слов.

Слайд 11

Лось очень любит соль.

-дополните предложение.  (Оцените свою работу)

-Подчеркни слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак?

Слайд 12

ЛОСЬ

СКВОЗЬ

СОЛЬ

МАЛЬЧИКИ

ПЕНЬ

Подбери слово к схеме

-Сколько букв и звуков в этом слове? Почему звуков меньше?

_ А в остальных словах?

- Какой вывод сделаем?

4 Развитие умений. Применение новых знаний.

-  Лось предлагает прочитать слова, найти сходства Слайд 13

РЫСЬ

ОЛЕНЬ

КОНЬ

МЕДВЕДЬ

КОНЬКИ

(слова предметы, с ь)

-Какое слово лишнее? Почему?

-Можно ли слова конь и коньки назвать родственными? Почему?

-Все остальные звери.

ЗВЕРЬ

Кто из зверей лишний? ( конь – домашнее)

Послушаем инсценировку были Л.Н.Толстого и запомним слова с ь.

-Что означает слово БЫЛЬ?

Был у Пети и у Миши конь.

Стал у них спор: чей конь?

Стали они коня друг у друга рвать.

«Дай мне, мой конь».-

«Нет, ты мне дай.

Конь не твой, а мой».

Пришла мать, взяла коня,

И стал конь ничей.

-Какие слова с ь запомнили?

-Чему эта быль может нас научить?

- Сегодня у нас  ещё один гость – фокусник ь!

(В  (Выходит ребёнок с шапочкой на голове) Слайд 14-15

Мягкий знак  –хитрый знак.

О себе скажу я так:

«Я – волшебник. Захочу-

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море,

Угол в уголь, брата в брать…

Так что всем не сдобровать –

Тем, кто вздумает лениться,

Без старания учиться..

Так что , дети, не ленитесь

И примерно все трудитесь.

И тогда могу сказать:

Все получите вы пять».

Пр   -Приготовил  ь знак для нас  задания. Слайд 16

- На парте лежат у вас солнышки. Напечатайте на лучиках слова с ь,

 которые запомнили сегодня на уроке. Начинаем писать от точки к центру.

 ( Если испытываете затруднения можно посмотреть с обратной стороны)

Кто заполнил все лучики, нарисуйте у солнышка улыбку и покажите мне.

5.Рефлексия

Быстро пролетел урок,

Подведём скорей итог!

Чем сегодня занимались?

В чём с охотой упражнялись?        

Что узнали и познали?

Почему умней вы стали?

Преграда-помеха, затруднение, то, что перегораживает путь.

Проносится как ветер- очень быстро.

( в шапочке  ь)

Мягкий знак  –хитрый знак.

О себе скажу я так:

«Я – волшебник. Захочу-

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море,

Угол в уголь, брата в брать…

Так что всем не сдобровать –

Тем, кто вздумает лениться,

Без старания учиться..

Так что , дети, не ленитесь

И примерно все трудитесь.

И тогда могу сказать:

Все получите вы пять». (показывает5)

Был у Пети и у Миши конь.

Стал у них спор: чей конь?

Стали они коня друг у друга рвать.

«Дай мне, мой конь».-

«Нет, ты мне дай.

Конь не твой, а мой».

Пришла мать, взяла коня,

И стал конь ничей.

Лось

очень

любит

соль.

Лось

очень

любит

соль.

Лось

очень

любит

соль.

Лось

очень

любит

соль.

Лось

очень

любит

соль.

Пень

Лось

День

Конь

Мать

Соль

Мель

Пень

Лось

День

Конь

Мать

Соль

Мель

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  -

средняя общеобразовательная школа №68

 им. Н.И. Долгих

Открытый урок литературного  чтения

 в 1 «б» классе

Тема: мягкий знак – показатель мягкости  согласных звуков

Учитель Щербакова Т.П.

2012-2013 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения в 1 классе с презентацией "Мягкий знак – показатель мягкости согласного"

Данный урок представлен по ходу изучения темы «Буква Ь (мягкий знак)» курса литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России».             ...

УМК Школа России урок русского языка по теме "Написание мягкого знака показателя мягкости согласного" по ФГОС

Урок составлен по УМК Школа России.Тема "Написание мягкого знака вконце и середине слова после согланых"Цели урока:Обучающие:- развитие фонематического слуха;- формирование умения использования мягког...

Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."

Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Мягкий знак-показатель мягкости согласных звуков"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе деятельностного подхода, с применением разных форм организации учебной деятельности. На уроке используются методы, приемы и средства обучен...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»

Составитель урока: учитель начальных классов Крысанова Т.И. МКОУ «Новогремяченская СОШ», с. НовогремяченскоеПредмет: Русский языкАвторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. ГорецкийКласс: 2Тема: ...

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Буква мягкий знак-показатель мягкости"

Цели деятельности: Ознакомление с буквой мягкий знак; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиПланируемые результатыПредметные:Знать: характеристику буквы мягкий знак: печатную бу...

Конспект + презентация урока русского языка по теме: "Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование умения обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками.Планируемые результаты:Предметные:Знать твёрдые и мягкие согласные звуки;Знать способы ...


 

Комментарии

Панкратова Ольга Вячеславовна

Отличный урок по ФГОС! В уроке чётко прослеживается системно-деятельностный метод обучения и применение других современных образовательных технологий. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)Спасибо!