Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме:
    Учимся отгадывать и загадывать

    Данный урок позволяет уточнить представление о загадке, выяснить ее структуру и научить составлять загадки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uchimsya_otgadyvat_i_zagadyvat.doc49.5 КБ
    Office presentation icon uchimsya_otgadyvat_i_zagadyvat.ppt2.27 МБ

    Предварительный просмотр:

    Цели:

    1. Уточнить представление о загадке как жанре.

    2. Выяснить структуру загадки.

    3. На основе указанных признаков научить составлять загадки.

    4. Совершенствовать навык чтения.

    1. Постановка учебной задачи.

    - Прочитайте с доски название темы урока.

    - Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить на уроке? (О загадке)

    - Любите отгадывать загадки?

    - А разгадывать?

    - Давайте поразгадываем загадки.

    (Ребята загадывают друг другу загадки)

    - Ребята, задумывались ли вы над вопросом: для чего создавались и создаются людьми загадки?

    - Знаете ли вы, от какого слова произошло загадка?

    (От слова гадати – думать, рассуждать. Гадание – выяснение чего-то скрытого, неясного)

    На доске:

    Загадка – гадати – думать, рассуждать.

    Гадание – выяснение чего-то скрытого, неясного.

    - Вы все отлично отгадываете загадки.

    - А как вы это делаете?

    - Что помогает отгадать загадку?

    - На эти вопросы мы будем сегодня отвечать на уроке.

    А ещё, если вы захотите, мы научимся сегодня составлять сами загадки.

    - Итак, давайте попробуем разобраться, что же такое загадка и из чего она состоит.  

    2. Работа над осмыслением структуры жанра.

    - Прочитайте с доски 2 записи:

    1. Словно глазки, из межи-

    Глазки девочки-малютки-

    Кротко смотрят незабудки.

    2. Из пшеницы, из овса

    Смотрят синие глаза.

    - Как понимаете значение слова «из межи?»

    - Межа – что это такое?

    (Межа – нераспаханная узкая полоска между полями)

    - Какая из 2-х записей, на ваш взгляд, является загадкой?

    - Почему вы так решили?

    (Вторая, так как в первой сказано, что речь идёт о незабудках. А во 2-ой нужно угадывать, о каких глазах говорится в загадке, то есть нужно загадку разгадать. 1-ый текст не построен по правилам загадки)

    - Угадайте, о каких же глазах идёт речь? (о васильках)

    (появляется рисунок)

    - Как вы догадались, это действительно васильки, чем они схожи с синими глазками?

    - Что ещё в загадке подсказало её ответ?

    - Как видите, загадка всегда построена хитроумно, по своим законам.

    У неё есть свои признаки, в которых нам надо разобраться.

     - Прочтите с доски загадку!

    Снесли птички синие яички,

    Развесили по дереву:

    Скорлупка мягонька,

    Белок сладенький,

    А желток костяной.

    - Что это такое? (Сливы)

    (на доске – рисунок)

    - Назван ли загаданный предмет в загадке, то есть сливы? (нет, не назван)

    На доске появляется табличка:

    Особенности загадки.

    1. Предмет не назван.

    - Название какого предмета его заменяет? (Яички)

    - Почему именно яичками названы сливы?

    (Они по форме похожи друг на друга)

    - Значит, в загадке назван другой предмет, похожий на заданный.

    2. Назван другой, похожий на него.

    - Какие ещё общие признаки перечислены в загадке?  (Скорлупа, белок, желток)

    3. Перечислены схожие признаки.

    - Есть и ещё одна особенность загадки. Чаще всего она написана в рифму, как стихотворение.

    4. Рифма.

    - Прочтите получившуюся запись с доски и расскажите всё о загадке.

    - Докажите, что записанный текст на ваших листах – загадки.

    1 вариант.

    Долгоножка хвалится:

    - Я ли не красавица?

    А всего - то – косточка

    Да красненькая косточка.

    (Вишня)

    2 вариант.

    Приказало солнце: стой,

    Семицветный мост крутой!

    Тучка скрыла солнце свет –

    Рухнул мост, и щепок нет.

    (Радуга)

    - Назван ли загаданный предмет в загадке?

    - А какой предмет, похожий на загаданный назван?

    - Какие общие признаки перечислены в загадке?

    3. Обучение составлению загадок.

    - Итак, вы теперь знаете, как построена загадка. К тому же наша наблюдательность позволяет нам подмечать сходство одних предметов с другими.

    Один замечательный детский поэт Роман Сеф про сходство одних предметов сочинил интересное стихотворение.

    - Послушайте его.

    На свете всё

    На всё похоже:

    Змея –

    На ремешок из кожи;

    Луна –

    На круглый глаз огромный;

    Журавль –

    На тощий кран подъёмный;

    Кот полосатый –

    На пижаму.

    Я – на тебя,

    А ты – на маму.

    - Вот мы сейчас будем учиться сравнивать предметы и сочинять загадки.

    На доске появится рисунок бочки.

    - Про что будем сочинять загадку?  (про бочку)

    - Можно использовать слово бочка?  (нет)

    - На что и на кого похожа бочка?  (дополнить рисунок)

    (на дом, самовар, толстую женщину в широком платье)

    - Какое слово нам подойдёт, чтобы заменить им предмет – бочку?

    - Выберите из предложенного мною:

    На доске: бочка, кадка, малышка, толстуха, толстушка.

    - Итак, давайте составим 1 предложение загадки, её начало:

    Стоит толстушка.

    - Из чего сделана бочка?  (Из дерева)

    - Значит, какой же живот у этой толстушки?

    Деревянный живот.

    - А для чего в хозяйстве нужны бочки?

    (Для хранения воды, капусты, огурцов)

    Воду хранит.

    - Прочтите, что получилось:

    Стоит толстушка,

    Деревянный живот

    Воду хранит.

    - Что неудачно?  (Нет рифмы)

    - Подберите близкое по значению слово к слову хранит, да ещё такое, чтобы оно рифмовалось со словом живот.

    - Кто догадался? (Бережёт)

    - Прочтите нашу получившуюся загадку.

    4. Преобразование текстов на основе художественного описания.

    - Прочтите с доски текст.

    - Узнайте, загадка ли это?

    Дятел в чёрном жилете,

    На головке красная шапочка.

    Носом, как топором, постукивает

    За дерево держится, на хвосте сидит.

    (появляется рисунок дятла)

    - Докажите свой ответ.

    - Попробуем из этого текста сделать загадку про дятла.

    - Можно слово дятел оставить?  (Нет)

    - Уберём его (слово стирается)

    В чёрном жилете и красной шапочке – это важные отличительные признаки? (Да)

    (Эти слова остаются)

    - Нос, как топор – это важный признак?  (Да оставим)

    - А слово постукивает обязательно использовать? (Нет, убираем)

    - Только ли дятел может держаться за дерево?  (Нет, убираем) признак?

    - Когда дятел долбит, он хвостом упирается в дерево, на хвосте сидит.

    - Важный это для нас признак? (Да)

    - Итак, «нарисуем» оставшимися словами дятла:

                            чёрный жилет

                             красная шапочка

                            нос, как топор

                            хвост, как?  (упор)

    -Получилась у нас загадка?

     Загадайте  её на перемене своим друзьям.

    5. Самостоятельное составление детьми загадок.

    - Теперь вы вполне можете сами составить свои загадки.

    На доске вы видите рисунки и слова - помощники.

    - Прежде, чем начнёте составлять загадки, вспомните правило её построения.

    (Дети по таблице повторяют признаки загадки)

    - Самостоятельная работа.

    Чайник

                            слон в берете

                             пузатый слон

                            паровоз

                            воду кипятить

                            чаем поить

                            вода кипит

                            пар шумит

                            водица бурлит

                            на огне сидит

    шипит, свистит

    на месте стоит

    пыхтит

    чаем одарит

    Одуванчик

                            золотой, молодой

                            старый, седой

                            с лысой головой

                            шарик пушистый

                            на ножке

                            у дорожки

                            ветерок

                            стебелёк

    6. Подведение итогов.

    - Понравился ли урок?

    - Что особо запомнилось?

    7. Домашнее задание.

    - Составить и нарисовать свою загадку.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учимся отгадывать и загадывать

    Слайд 2

    Из пшеницы, из овса Смотрят синие глаза.

    Слайд 3

    Снесли птички синие яички, Развесили по дереву: Скорлупка мягонька, Белок сладенький, А желток костяной.

    Слайд 4

    Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет – Рухнул мост, и щепок нет.

    Слайд 5

    Дятел в черном жилете, На голове красная шапочка. Носом, как топором, постукивает За дерево держится, на хвосте сидит.

    Слайд 6

    черный жилет красная шапочка. Нос, как топор хвост, как (упор)

    Слайд 7

    слон в берете пузатый слон паровоз воду кипятить чаем поить вода кипит пар шумит водица бурлит на огне сидит

    Слайд 8

    золотой, молодой старый, седой с лысой головой шарик пушистый на ножке у дорожки ветерок стебелек


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к выступлению на м/о по теме: "Учимся слушать и понимать друг друга".

    Презентация составлена к выступлению на школьном методическом объединении учителей начальных классов....

    Тема: Учимся изобразительному и дизайнерскому искусству.

    Урок изобразительного искусства по теме аппликация "Ичиги для Алсу"....

    Урок «Учитесь жалеть и беречь!»

    Педагог дополнительного образования Учитель экологии Марюхнич Вера Михайловна Статья отнесена к разделу: Преподавание экология,природоведение....

    Как учить стихи и развивать память

    Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память....

    Анализы воспитательной работы за 2011-2012 уч. г. и 2012-2013 уч.г.

    Перед вами представлены анализы воспитательной работы за прошедшие учебные года....

    Учу отгадывать загадки.

    Данный материал содержит определение понятия "ЗАГАДКА", виды загадок. Воспитательное значение загадок в учебном процессе. Примеры загадок. Использование загадок в материал видеопрезентации.  ...

    Учебно - методический комплект по математике на тему: "Час и минута. Учимся узнавать и называть время по часам" 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по математике на тему: "Час и минута. Учимся узнавать и называть время по часам" 2 класс (конспект + презентация)...