План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произведений. Задачи: актуализировать имеющиеся у детей знания; пробудить познавательную активность; развивать критическое мышление, читательские умения; формировать  собственное отношеник к изучаемому материалу, навык самооценки; воспитывать внимание и бережное отношение к окружающему миру. Ход урока состоит из 3-х стадий: 1-я стадия - "Вызов", 2-я - "Осмысление", 3-я - "Рефлексия". На уроке применяются такие методические приёмы, как "Корзина понятий, имён", "Предположение", "Чтение с остановками", "Настрой на следующий урок", гимнастика для глаз - пальминг. Проводится творческая работа, где прослеживается,  как меняется настроение мальчика на протяжении всего рассказа, и эти чувства отражаются с помощью кружков разного цвета. На время ребята становятся и волшебниками, чтобы оживить маленькую птичку - чижа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._uchitel_goda-2010.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н.Толстой. Быль «Птичка»

Цель: формирование умения осмысленного чтения литературных произведений.

Задачи: актуализировать имеющиеся знания; пробудить познавательную активность; сопоставить изученный материал с известными знаниями; развивать критическое мышление, читательские умения; формировать собственное отношение к изучаемому материалу, навык самооценки; воспитывать внимание и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, магнитофон, аудиозапись птичьих голосов, карточка №1 (самооценка), карточка №2  (творческая работа), карточка №3 (мониторинг урока), учебник (автор А.В.Рыбакова, Т.В.Артемьева).

Ход урока.

l. Организационная часть.

Приветствие друг друга: Здравствуйте, ребятушки:

                                           Мальчонки и девчушки!

                                           Умные, веселые,

                                           Добрые, хорошие!

Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Мне очень приятно с вами познакомиться.

А с каким настроением вы пришли на урок? Пусть каждый ответит на этот вопрос самостоятельно. Возьмите карточку №1 и обведите по контуру то облачко, которое соответствует вашему настроению.

ll. Повторение пройденного.

Я вижу, у вас сегодня бодрое, веселое настроение. Чтобы поближе познакомиться с вами, приготовила я вам несколько небольших вопросов. За каждый правильный ответ вы будете получать отметки - стик.

1.Викторина по произведениям Л.Н.Толстого.

- Назовите название произведения. Из какого произведения эти строки? О ком говорится? Кто автор?

  1. Волна захлестнула его и чуть не потопила.
  2. Она упала на камни и разбилась.
  3. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и побежит назад по своему следу.

- Чьи это слова? Из какого произведения?

  1. Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно. На вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
  2. Ты не можешь ходить впереди, у тебя нет глаз и ушей.

- А кто отгадает загадки?

  1. Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук.)
  2. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок.)
  3. Без огня горит, без ног бежит, без крыльев летит. (Солнце.)

2.Обобщение.

3. Самооценка.

(Первая стадия – «Вызов»)

Методический прием «Корзина понятий, имен».

Слайд 1.

( На слайде портрет писателя, условный значок корзины с вопросом.)

 - Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека? (Работа по слайду)

                                              Л.Н.Толстой

                                               

                                                писатель

                            рассказы           ?          басни

- Проведем логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете.

Вывод: продолжим изучение произведений Л.Н.Толстого.

lll. Сообщение темы и цели урока.

- Еще какие виды произведений написал Л.Н.Толстой? На этот вопрос мы постараемся ответить на уроке. Познакомимся  еще с одним видом, жанром творчества великого писателя, с его новыми героями.

V. Работа над новым материалом. (Стадия «Осмысление.)

1.Методический прием «Предположение»

- Мы с вами теперь прослушаем одну запись. Представьте, что вы находитесь в лесу весной. (Прослушивание голосов лесных птиц с закрытыми глазами)

- Ребята, как вы думаете, почему мы прослушали птичьи голоса?

Вывод: Будем читать о птицах.

- Почему Л.Н.Толстой так назвал свое произведение «Птичка»? Что может произойти в рассказе с таким названием?

2.Словарная работа. Слайд №2.

- Вы должны угадать, о какой птичке будем читать.

Рассказ о чиже. Слайд №3

Чиж – маленькая птичка, весит всего 11 граммов. Гнезда строят на ели, высоко от земли. Птенцов выкармливают гусеницами мелких  бабочек и тлями. В конце лета появляются в лиственных лесах. Чижи питаются семенами сорняков и других трав. Особенно большое значение имеют семена березы, ольхи и ели.

Слайд №4

Новое для вас слово – быль. Быль – это один из видов литературного произведения. Как вы думаете,  какому слову родственно это слово? Найдите однокоренные слова. Придумаем предложение.

Поджал (лапки) – согнул (ху=латнё). Придумаем предложение или словосочетание.

Закостенеть, костенеть – коченеть, становясь твердым (хытса кайма).

3.Гимнастика для глаз – пальминг.

 - Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочкой. Глядя в лодочку, скажем своим глазам добрые слова, скажем им «спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза и накладываем на них лодочку и немного посидим в таком положении. Опускаем руки, а глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет легкий ветерок, и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. И вы видите, как широко-широко простирается поле, как сливается золото поля с голубизной неба… Откройте глаза.

4.Чтение учителем. Методический прием «Чтение с остановками» (3 остановки).

Задание до чтения:

Ответьте на вопрос: «Что вас поразило»?

Чтение 1-й части до слов «Пошел Сережа обедать и сетку оставил».

После 1-й остановки вопросы-отзывы: Как вы думаете, почему Сережа обрадовался подарку дяди? Какие чувства вызвал этот отрывок текста?

Чтение 2-й части (до слов «Не успела она сказать…»).

- Какие у вас возникли чувства? Что произойдет дальше?

После чтения рассказа:

- Что поразило вас?

5.Виды чтения: круговое

- Ребята, мне нравится, как вы работаете на уроке. Думаю, что вы и читаете хорошо. Давайте прочитаем рассказ еще раз, но теперь по цепочке. И подумайте над вопросом: «Какой вывод для себя сделал Сережа?»

Выборочное чтение: Найдите и прочитайте, какой подарок подарил дядя Сереже? Найдите то место в были, где говорится о том, как птичка попала в сетку? Как птичка оказалась на воле? Как переживал Сережа? Прочитайте предложение, характеризующее содержание рисунка.

6.Физкультминутка.

 Рисование носом.

7.Работа в группах.

Задания для каждой группы.1-я группа находит зачин, озаглавит. 2-я – развитие действия, тоже даст название. 3-я – кульминацию, тоже даст название. 4-я – развязку, название.

Проверка.

8.Ответы на вопросы.

- Какой праздник был у Сережи? Какой подарок ему больше понравился? Что думала мама про сеть? Как Сережа поймал чижа? Чем все это закончилось? Какой урок получил мальчик?

9.Творческая работа (Карточка №3). Слайд №6

- Давайте проследим, как менялись чувства мальчика на протяжении всей были и отразим это с помощью разноцветных кружков.

Представьте себя волшебниками. Что бы вы сделали?

Проблема: Почему мы прослушали птичьи голоса?

10.Обобщение и вывод.

Птицы – наши друзья. Они радуют нас своими песнями, приносят большую пользу. Чтобы оберегать птиц, мы должны им помогать, делать кормушки зимой, скворечники для скворцов, не ловить их.

Итоговая самооценка.

Vl. Мониторинг урока (Карточка №3).

Vll. Стадия «Рефлексия».

С каким видом литературного произведения мы с вами познакомились на уроке? Чему научил вас урок? Какой вывод вы сделали на уроке? Кто доволен своей работой? Кому захотелось нарисовать картину по были?

Vlll. Домашнее задание.

1)Нарисовать картину по понравившемуся эпизоду и пересказать содержание.

2)У Толстого есть необычная быль «Орел», где по вине людей птица оказывается в беде. Я хочу задать вам такое задание: найти и прочитать эту быль. Что есть общее и какое отличие в этих былях?

lX. Настрой на следующий урок.

- С рассказами, баснями, былиной великого русского писателя Л.Н.Толстого мы познакомились. Надеюсь, они вам понравились. Он для нас написал очень интересные сказки. Вы любите читать сказки?  А вот с ними мы познакомимся на следующем уроке.

                                                   КАРТОЧКА № 1

Фамилия, имя ___________________________________________________

 

  1. Викторина                  

  1. Твое настроение

Итоговая отметка за  урок

 Карточка №3

                                                  Мониторинг урока

1.Какова была тема урока?

2.С чем ты должен был познакомиться на уроке?

3.Что нового ты узнал на уроке?

4.Что тебе понравилось на уроке?

5.Какой вывод сделал для себя?

6.В чем состоит твое домашнее задание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов

План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов . Презентация прилагается....

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:  Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...