План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

БРЕЗИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.

Задачи:

1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.

2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом.

3.     Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.

4.     Поддерживать стремление к познанию нового.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_chteniyu_bukva_e.docx298.35 КБ

Предварительный просмотр:



План – конспект

открытого урока

по литературному чтению

в 1классе




Учитель начальных классов

Брезина Н.Н.






2016-2017 уч.год

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.

Задачи:

  1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.
  2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
  3. Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.
  4. Поддерживать стремление к познанию нового.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать звук [э], букву, обозначающую его;
  • читать слова, предложения с буквами Э, э;
  • учиться составлять текст по сюжетным картинкам и опорным словам.

Метапредметные:

  • принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
  • находить дополнительную информацию по иллюстрации, у старших;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур

Ресурсы урока: Азбука с. 56-59; электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкий, Кирюшкин В.А. «Азбука 1 класс», компьютер, экспозиционный экран, видеопроектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью с набором приспособлений для крепления пособий.

Ход урока

  1.  Включение в учебную деятельность

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок

- Для чего вы пришли сегодня на урок?

-Чему хотите научиться?

(Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно читать и писать.)

- А какие у нас главные инструменты? (Язык, губы, зубы).

2.  Речевая разминка

а) Для губ:

 “Ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

 “Ребята-слонята”

Подражаю я слону, губки хоботком тяну.

б) Для языка: 

В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

- Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

“Лопата” - язык лопатой положи и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

- Вот подул легкий ветерок, и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

3.  Актуализация знаний.

Мы провели речевую разминку для чего? (Чтобы правильно произносить звуки)

- А какие 2 группы звуков вы знаете? (гласные, согласные)

- А что вы знаете про гласные звуки? (ударные, безударные, поются)

Обратите внимание, почему я гласные буквы построила в 2 ряда? (обозначают твердость и мягкость согласных звуков)

- А что мы знаем о согласных звуках? (твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

Закрыли глазки. Послушайте …мы оказались в необычном лесу.

-  Посмотрите, как кругом всё красиво, какой замечательный лес. 
(
Слайд 1)

-Прочитайте и отгадайте загадку

(слайд 2):

Ты кричал – оно молчало.

Ты молчал – оно кричало.

Что это? (Эхо).

- А что такое эхо? (Ответы детей.)

Это звук, а не человек. Дети думают, что им отвечает кто – то живой. На самом деле это не так.

- Послушайте текст из Азбуки на с.59, который называется «Поиграем в эхо». (Чтение учителем текста.)

- Где можно слышать эхо? (В лесу или вечером на речке.)

- Как оно разговаривает? (Мы кричим, а эхо нам отвечает, но только конец слова.)

 Игра

- Давайте и мы поиграем в эхо.

Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо.

Каток (ток), король (роль), пока (Ока), рыбак (бак), крот (рот).

4.   Постановка целей урока и определение темы урока.

- Произнесите слово «эхо» еще раз. Какой новый звук мы услышали в этом слове? ([э]).

- Кто из вас уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке ? (Познакомимся с новой буквой Э, узнаем какой звук она обозначает, как пишется, будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)

5.  Организация познавательной деятельности.

(шорох за ширмой)
Ребята, у нас за ширмой какой- то шорох, давайте посмотрим, кто к нам пришёл. (Появляется мальчик эскимос)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25938_3fcb8b95387401d8ada4c8a540e6f480.jpg.jpg


Ребята, к нам в гости пришёл мальчик – эскимос. Люди этой национальности живут на Чукотке России. Эскимос переводится, как человек, который ест мясо. С какого звука начинается слово эскимос? Правильно, это звук Э – это гласный звук. Ребята, как любой уважающий себя гость мальчик эскимос пришёл к нам с подарками. Посмотрите, а что он держит в руках? Правильно, это эскимо. А что такое эскимо? (опрос детей) Эскимо — сливочное мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью.

  1. Знакомство со звуком [э].

- Давайте протяжно произнесем самый первый звук в слове эскимо ([э]).

- Как он произносится?

(Рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая препятствий).

Сделайте вывод. (Значит, звук [э] – гласный).

- Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (Красным.)

2. Составление звуковых схем в тетради

- Сделайте фонетический (звуковой) анализ слова в тетради по письму

Проверим на слайде 3  (схема слова эскимо)

- А кто принес эскимо? (Эскимос)

Составим модель слова эскимос

Проверим  слайд 4

-Есть ребята, которые допустили ошибки? А кто не ошибся?

3.  Ребята, эскимос предлагает нам с вами назвать как можно больше слов, которые начинаются со звука Э.

(эй, эхо, экран, этаж, электричка, экскаватор, электрик, электричество) 

ФИЗМИНУТКА  давайте  немножко поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах:

 ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щётка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо.

4. Знакомство с буквами Э, э.

- А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук [э]. Демонстрация букв Э, э.

На что похожа эта буква? (Ответы детей.)

Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

Эге – гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит .

Буква Э на С дивиться
Словно в зеркало глядится
Сходство есть наверняка
Только нету языка.

Взял индеец в руки лук,
Удивлю я всех вокруг!
Натянуть потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
А вокруг сказали все:
Это буква – Э!


http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25938_8e606f1ba2b69db65d596314f04e94ce.jpg.jpg

Слайд 5

- Сравните строчную букву Э с заглавной. (Буквы похожи, но отличаются размерами.)

- Почему 2 буквы?

 (С заглавной буквы мы будем писать начало предложения и собственные имена, а с маленькой буквой – нарицательные имена).

Историческая справка. Демонстрация портрета М.В. Ломоносова.

- А вы знаете, что буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: эврика, экзамен, эскалатор, экватор, электричество, энергия, экономика и многие другие слова содержат букву Э. Об этом я узнала из «Энциклопедического словаря».

Запишем букву э в тетрадях

  1. Работаем со слогами. (Слайд 7)

Читаем слоги

эн эв

эл эш

эс эх

эт эг

эб мэ

эк сэ

- Как звучат согласные звуки: твердо или мягко?

Сделайте вывод. (Гласная буква э обозначает твердость предшествующего согласного звука.)

- Давайте прочитаем правило в Азбуке на с. 57. Верно ли мы сделали вывод? (Да.)

6.  Составляем слова. (по карточкам).

C:\Users\Пользователь\Desktop\file1_html_me249efe.png

  1.  Физминутка «Делай как я».

7.  Продолжение работы по теме урока.

7)Ищем слова со звуком [э]. (Слайд 10). Работа с электронным приложением.

Укажите предметы, в названии которых слышим звук [э]. (Ответы детей.)

Рассмотрите картинку, ответьте на вопросы.

- Куда дети пришли? (В музей на экскурсию.)

- Кто их встретил? (Экскурсовод.)

- О чем он рассказывал? (об экспонатах.)

- Какие имена могут быть у детей? (Эмма, Эдик).

8)Составляем рассказ по сюжетным картинкам и опорным словам. (Слайд 11)

 Работа с электронным приложением.

- Давайте, ребята, теперь составим рассказ по картинкам с использованием новых слов.

- А теперь посмотрим мультфильм и сравним наш рассказ с рассказом, который нам предлагают авторы. (Слайд 12).

- Какой рассказ вам понравился? Почему? (Ответы детей.)

9)Беседа. А у нас в городе есть музей? Как он называется? Какие экспонаты выставляются в нашем музее, мы обязательно узнаем, когда сходим туда всем классом.

10) А теперь эскимос предлагает поработать с карточками.

1. Найти и обвести букву э

2. Найти и прочитать слова

11) Работа по учебнику.

 Давайте теперь почитаем текст Л.Н. Толстого из учебника на с. 58.

(Чтение текста хором.)

- О ком говорится в тексте?

- Чем занята девочка Таня?

- Почему слово «Таня» написано с заглавной буквы?

- Для чего детям нужна грамота?

- Озаглавьте текст.

- Прочитайте стихотворение В. Берестова самостоятельно.

- Прочитайте это стихотворение по цепочке вслух

- Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)

- Кто из вас видел роботов? Где вы их видели?

11) Ищем слова в тексте с новой буквой.

- Найдите в тексте слова с буквой э. Подчеркните их. Прочитайте, какие слова вы подчеркнули?

12) Работа с лентой букв. (Слайд 13).

- Давайте определим место буквы э на ленте букв. Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей.)

8.  Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- С какой новой буквой мы сегодня познакомились?
- Какой звук она обозначает?
- Кто был у нас в гостях?
- Чем занимались на уроке?
- С чем справились легко?
- Что было сделать трудно?
- Что нового вы узнали на уроке?

- Оцените свою работу с помощью «Светофора».

Эскимос предлагает  вам на память фотографию (необходимо её раскрасить)


C:\Users\Пользователь\Desktop\uznayu-bukvy-ea-2.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\uznayu-bukvy-ea-2.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\uznayu-bukvy-ea-2.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\file1_html_me249efe.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\file1_html_me249efe.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\file1_html_me249efe.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\106792401_grom128.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\106792401_grom128.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\106792401_grom128.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Литературное чтение" во 2 классе

Разработка урока по литературноему чтению во 2 классе по теме В. Драгунский. Друг детства.Урок разработан в соответствии с методами рефлексивно-мотивационного обучения.Учебник "Литературное чтение" Э....

План-конспект урока"Литературное чтение" в 4 классе

Конспект урока направлен на развитие учебной субъектности обучающихся. Учебник "Литературное чтение" 4 класс Э.Э.Кац Умк "Планета знаний"...

план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"

План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....

план урока по литературному чтению "Буква Х"

план урока по литературному чтению "Буква Х" (1 класс) в соответствии с ФГОС...

план урока по литературному чтению "Буква Х"

1 класс план урока литературного чтения "Буква Х" по ФГОС...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...