план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока литературного чтения во 2 классе составила и провела учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33»

 города Энгельса Саратовской области

Подкладова Лариса Владимировна

(авторы учебника   М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.В.Климанова)

Цель урока: создать условия для осмысленного восприятия детьми новой информации.

Тип урока :итоговый урок по творчеству С.Есенина  

Задачи урока:

         1. Познакомить со стихотворением С. Есенина «Поёт зима – аукает..», совершенствовать       умение читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях;

2.способствовать развитию внимания, образного мышления, речи;

3. продолжить работу по воспитанию любви к природе, жалости, сострадания к животным зимой.

Ход урока.

I Организационный момент.

1) Клен ты мой опавший.

Клен заледенелый.

 Что стоишь нагнувшись

Под метелью белой?

2) Не жалею, не зову, не плачу.

Все пройдет, как с белых яблонь дым!

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

3)Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

 Уж не жалеют больше ни о ком.

-На чьи стихи я пропела куплеты?

-Почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?

II Постановка цели и задач урока (мотивация учебной деятельности)

- Творчеству какого поэта посвящен урок?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

III Актуализация знаний.

- Какие стихи Есенина вы знаете? (ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ДЕТЬМИ НАИЗУСТЬ)

- О чем эти стихи? (о природе)

- Какое определение подходит к стихам Есенина? (певучие стихи)

IV Усвоение новых знаний.

1. Анализ зимнего пейзажа.

- Какое время года изображено? (зима)

- Что конкретно изображено на этой картине? (зимний лес)

- Опишите его.

2. Чтение стихотворения «Поет зима – аукает…» подготовленным ученик ом.

- Как вы думаете, к какой части стихотворения можно отнести эту картину?

3. Анализ произведения.

а) – Поработайте над первой строфой ( дети читают про себя и вслух)

- Как вы понимаете выражение « Поет зима – аукает»? (зимой метели, вьюги завывают)

- С кем  автор сравнивает зиму? (с человеком)

- Какие слова доказывают такое сравнение? (поет, аукает)

- «Мохнатый лес» - это какой лес?

- Как вы понимаете выражение «лес баюкает» ? (лес шумит)

- Как вы думаете, а как он шумит? (тихо, как мать баюкает свое дитя)

- Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? ( сосны высокие, их верхушки задевают друг друга)

- Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака? (тихо, медленно)

- Что значит «седые облака»? (белые)

- Итак, какую картину можно нарисовать к первой строфе?

б) Чтение детьми про себя и вслух второй строфы.

- Найдите строки, в которых изображена метель.

- С чем она сравнивается, почему?

- Какая погода описывается в стихотворении?

- Найдите строчки , в которых говорится о воробьишках.

- Как автор характеризует воробьев? (игривые, детки сиротливые)

- Как вы понимаете слово «игривые»?

- Почему автор  сравнивает воробышек с «детками сиротливыми»?

- Почему они прижались у окна? (от окна идет тепло, и они надеются, что человек покормит их)

в) Чтение про себя и вслух третьей строфы.

- Как автор называет воробышек? (пташки малые)

- Как вы понимаете слово пташки?

- Как вы понимаете слово озябли?

Как греются пташки?

- Почему воробышки замерзли?

- Какое чувство вызывают к поэта воробышки? (чувство грусти, жалости)

- Воробышки, детки, пташки. Какие суффиксы в этих словах? (суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением)

- Почему С.Есенин использовал в стихотворениях слова с  этими суффиксами? (этим он передал свое отношение к воробьям)

- С кем автор сравнивает вьюгу? (со злым человеком)

г) Чтение про себя и вслух четвертой строфы.

- Что снится воробышкам?

- Какой она им снится?

- Почему воробьям снится весна?

V Проверка понимания.

- Какая тема этого стихотворения? (зима)

- Главная мысль стихотворения? (очень суровая зима, птичкам зимой холодно, голодно)

- Как мы можем помочь пернатым зимой?

- Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о С.Есенине, как о человеке? (он любил животных, жалел их)

- Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо быть еще и наблюдательным, каким и был Есенин.  

VI  Закрепление.

1. Работа по подготовке к выразительному чтению.

- Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение, отметим паузы (коллективная работа)

2. Работа в малых группах.

- С каким чувством будем читать о весне, о воробьях, о вьюге? (обсуждение и чтение)

VII Выразительное чтение и самооценка по плану:

1. Выразительно ли ты читал.

2. С чувством ли читал.

3.Эмоционально ли читал.

4. Соблюдал ли нужную интонацию.

5. Правильно ли выдерживал паузы.

6. Правильно ли ставил логические ударения.

7. Не было ли ошибок в словах.

VIII  Информация о домашнем задании (задания даются на выбор учащихся)

1. Выразительно научиться читать

2. Выучить наизусть.

3. Сочинить музыку к изученному стихотворению.

IX Рефлексия.

- С каким стихотворением познакомились?

- Как С.Есенина называют в народе? Почему?

- Что автор хотел показать  этим стихотворением?

- Какое настроение у вас появилось от этого стихотворения?

- О чем оно заставило задуматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"

Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние  загадки.           И.Бунин   « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...

Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".

Конструкт   урока   литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс...