Главные вкладки

    Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Солодова Нелли Витальевна

    Конструкт   урока   литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Этапы урока

    Деятельность педагога

    Деятельность учащихся

    Орг.момент

    -Здравствуйте ребята!

    -Начинается урок.

    Он пойдет ребятам впрок.

    Постарайтесь все понять,

    Хорошо запомнить.

    -Приветствуют учителя

    Подготовка к восприятию текста

    Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкального фрагмента.

    (Звучит музыка)

    -Что услышали в музыке?

    - Что почувствовали?

    -Может, кто-нибудь узнал пьесу?

    -Это звучала музыка Глазунова А.К. «Симфоническая картинка». Вы догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись. Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.

    -Слушают музыку

    -Впечатления детей.

    -Предположения детей.

    Мотивация к учебной деятельности.

    1. Выборка темы

    2.Слово о Ф.И.Тютчеве

    Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Вы хотите знать, как его зовут? А вы сами назовете его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения.

    -Правильно. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.

    -Какова цель нашего урока?

    -Правильно.

    Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: « кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы.

    -Л.Толстой не писал стихи, Ш. Перро – французский сказочник, Б.Заходер – современный поэт. Остается Ф.Тютчев.

    -Ознакомление с Ф.И.Тютчевым и его произведениями.

    Первичное восприятие произведения

    Вторичное восприятие с анализом.

    1.Словарная работа

    «Зима недаром злится…»

    Что вы представили, услышав название этого стихотворения?

    - Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.

    (Чтение стихотворения учителем. )

    -Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось?

     - Откройте учебники, перечитайте стихотворение , найдите слова, значение которых вам неизвестны.

     -засуетилось - ,

    нудит – словарь Ожегова( 1 ученик работает со словарем)

    -Предположения детей

    -В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны

    -Нудит, засуетилось

    2. Беседа

    Словарная работа по тексту

    Отработка выразительного чтения

    Анализ

    Выразительное чтение

    Обобщающая беседа

    –Назовите главных героев стихотворения.

    -Что напоминает стихотворение?

    Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена , как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Докажите это их действиями.

    1в. – читает все, что говорится о действиях Зимы.

    2 в. – Все, что говорится о действиях Весны.

    - Что он таким образом делает?

    -Как называется этот прием?

    -Два образа- два настроения. На чьей стороне симпатии автора?

    - Какое же время года, по-вашему, лучше?

    - Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Вспомните: «Чародейкою зимою околдован лес стоит…». Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо.

    -- На сколько частей разделили стихотворение?

    1ч. Почему Зима злится?

    -Как понимаете последние 2 строчки?

    -Какие слова здесь главные?

    -О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?

    -Как понимаете слова: Все засуетилось?

    -Отсюда, каков темп чтения этой части?

    -Какие слова здесь главные?

    -3 ч. Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.

    - Какие слова здесь главные?

    - Как шумит Весна?

    4 ч.

     – Прочитайте и выберите из текста в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части.

    -Как называет поэт Зиму?

    - А Весну?

    5ч. – Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

    - Что значит «наперекор»? (вопреки)

    -Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?

    5 учеников по 1 части.

    -Молодцы. А теперь послушайте еще одно стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

    (читаю стихотворение)

    -Можно  ли услышать в стихотворении шум весенней воды? Как поэт этого добился?

    -Кого поэт называет гонцами?

    -О каком хороводе он говорит?

    -Каким настроением проникнуто стихотворение?

    -Прочитайте стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо читать?

    -Понравились ли вам стихотворения?

    -Кто автор?

    -Какое вам больше понравилось?

    -Зима и Весна.

    -Сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа

    -Читают, приводят доказательства.

    -Одушевляет , делает их живыми.

    -Олицетворение.

    -Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит.

    -Весна.

    -5

    -прошла ее пора.

    -бодро, т.к. весна побеждает.

    -Читают.

    -3 учеников читают.

    Итог

    Рефлексия

    -Давайте вспомним, что же мы сегодня учили, читали на уроке?

    – Для чего мы учимся читать стихи выразительно?

    – У кого сегодня на уроке было такое настроение?

    Продолжите предложения.

    -Познакомились с стихотворениями Ф.И.Тютчева и готовились к выразительному чтению.

    - Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение

    Домашнее задание

    -выразительное чтение стихотворения наизусть.

            

    Конструкт   урока   литературного чтения

    на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева.

    2 класс

                                                         

    Разработчик: Солодова Н.В.

    Санкт-Петербург

    2019

    Цель:  знакомство учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» и « Весенние воды».

    Задачи: 

    1) воспитывать эстетические качества через поэтический стихотворный текст;

    2)развивать простейшие приёмы анализа стихотворных текстов;

    3)учить выразительно читать стихотворения.

    Оборудование: Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»
    Таблички с фамилиями: Л.Н.Толстой, Ф.И.Тютчев, Ш.Перро, Б.Заходер
    Портрет Ф.И.Тютчева, фонограмма «Симфонической картинки» Глазунова А.К., ИКТ, учебник «Литературное чтение» 2 класс(часть2) УмК»Школа России».

    Планируемые результаты

    1. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
    2. Метапредметные (УУД):

    - личностные: действие смыслообразования; самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности; формирование интереса к изучению предмета.

    -    регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формировать проблему; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник); контроль, коррекция; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    - познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;

    Общеучебные УУД: структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанных слов и предложений.

    -    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации; умение выражать свои мысли.

    1. Предметные:

    Обучающие: познакомить со стихотворениями «Зима недаром злится» и «Весенние воды»

           Развивающие: речевые умения, воображение, внимание, творческие способности, выразительное чтение.

    Воспитательные:  читательскую активность; любовь к поэзии и природе.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

    Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

    Чтение: Ф.Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"

    Метапредметный урок: чтение + Изо с приложениями. Картины художников и детских рисунков о весне....

    Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

    Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

    Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...