Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды» (УМК "Школа России") 2 класс
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды» УМК "Школа России"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Тема:Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды»

                                                                                                                                 (литературное чтение)

    Цели деятельности учителя:  познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» ; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

    Тип урока: открытие нового знания

    Планируемые результаты

    предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;  выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание;

    личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;

               Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова 2 класс, 2 часть; презентация к уроку; портрет Ф.И.Тютчева

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1. 1.

    Мотивационный

    Практич.: артикуляционные упражнения

    ≈5

    Речевая разминка

    - Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя.

    Речка голубая

    Под небом голубым,

    И туман растаял,

    Голубой, как дым.

    Будто бы кивая

    Круглой головой,

    Пьет сойка голубая

    Из лужи голубой.

    - Прочитайте с удивлением, раздражением.

    - Прочитайте стихотворение выразительно.

    Читать, правильно артикулируя.

    П: осмысленно читают текст.

    Р: принимают и со храняют уч задачу

    2

    Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопросы.

    Прак: расшифровка темы урока, формулирование темы.

    Прак: чтение диалога из учебника.

    Прак.: слушание и чтение текста.

    Прак.: определение автора.

    Словес.: ответы на вопросы

    Словес: слово учителя.

    Словес: чтение стихотворения.

    Словес: беседа.

    Прак: работа по карточкам в парах.

    Словесн: фронтальная беседа.

    ≈15

    -Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? О чем мы с вами сегодня будем говорить?(предположения детей)

    - С каким разделом мы познакомились на прошлом уроке? (Люблю природу русскую Весна)

    -Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел Люблю природу русскую Весна.

    Предположите, о чем мы с вами будем сегодня говорить?( о весне)

                  Изучение нового материала.

    - Вот и подошло концу самое суровое время года. Зима была холодная, морозная, но, не смотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе.

     Самое главное в стихотворение -это рифма. Бывают стихотворения, в которых есть рифма, а бывает такие,  в которых нет рифмы. Но такие стихи не менее ритмичны и красивы, чем первые, ведь главное в этих стихах настроение.

    -Чем стихи отличаются от прозы?(рифмой, ритмом, образными словами)

    -Посмотрите на доску. Что здесь написано:

    ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ? (Федор Иванович Тютчев)

    -Что вы знаете о поэте Ф.Тютчеве?(предположения детей)

    Федор Иванович Тютчев.  Родился он 5 декабря 1803 года. Родители Фёдора были не богатыми Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.  Его стихи живут и не стареют . Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С двумя из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.

    Первичное знакомство с текстом.

    - А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» Закройте свои глаза и попробуйте представить картины которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения.(учитель читает стихотворение на фоне музыки)

    - Кто является главными героями этого стихотворения?

    - «Зима не даром злится...».Что вы представили, услышав название этого стихотворения?(высказывания детей)

    -Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину. Что происходит между героями в стихотворении?(Зима и Весна борятся за власть на Земле) Кто прав?(Весна) Кто должен отступить?(Зима) Какой месяц зимы описывает автор? Подходит ли февраль?(да, подходит так как февраль последний месяц зимы) В природе  нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало Весны. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит. 

     Словарная работа.

    -Ребята, в стихотворении есть такие слова, значения которых вам могут быть вам неизвестны. У вас на партах лежать листочки, посмотрите на них: слева написаны слова, а справа их значения.

     Соедините слова с их значениями с помощью стрелочки самостоятельно в парах. Посмотрите на доску сравните свою работу с эталоном. У кого получилось так? У кого-нибудь получилось по другому? Если да, то исправьте свои ошибки.

    Первичный анализ.

    -Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?(Зима и Весна-как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди)

    Посмотрите,  как Тютчев называет Зиму?(Ведьма злая), а Весну?(прекрасное дитя)

    А на самом деле Весна и Зима живые существа?(нет)

    Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение. Давайте прочитаем что оно означает.(кто-то из учащихся читает) Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки. Какое настроение у автора?(ответы детей) Почему? Докажи.  Зима не хочет уходить почему?(потому что ей понравилось,  что  всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить) Как шумит весна?(ручьями, пением птиц) Как в природе зима хлопочет, ворчит?(Вьюгами, метелями, пургой) Как отреагировала весна?( с забавой, с задором) Почему? (потому что она молодая, энергичная)  

    Отвечать на вопросы.

    Предполагать тему и цель урока

    Слушать, систематизировать знания.

    Отвечать на вопросы.

    Слушать, отвечать на вопросы.

    Предполагать, отвечать на вопросы вспоминая прошлые З.

    Слушать, анализировать полученную информацию.

    Слушать, представлять образы.

    Отвечать на вопросы.

    Работать в парах.

    Анализировать произведение, отвечать на вопросы.

    П: строят речевые высказывания.

    П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков.

    П: строят речевые высказывания.

    К.: формулируют собственное мнение.

    П.: строют речевое высказывание.

    П.:  анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков; выделять существенную информацию из Т.

    Р:принимать и сохранять уч.задачу.

    П.: строют речевое высказывание.

    К.: договариваются и приходят к общему решению в совместной д-ти.

    Р.: Оценивать правильность выполнения задания.

    Физминутка

    ≈2

    - А теперь мы отдохнём - физминутку проведём.

    Повторять движения.

    Л: установка на ЗОЖ.

    3

    Решение частных задач

    Практический: чтение и анализ Т

    Прак.: анализ каждой части.

    ≈13

    Повторное чтение и углубленный анализ.

     -Перечитайте стихотворение про себя. Какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

    -На чьей стороне симпатия автора?(Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то,что она не уходит)

    -Какое же время года, по-вашему, лучше?(каждое время по своему прекрасно)

    -На сколько частей вы поделили стихотворение?(на 5)

    Прочитайте 1 часть.(один из уч-ся читает вслух)

    Почему Зима злится?(прошла ее пора,наступает Весна,Зиме нужно уходить)

    Замените близким по значению слово недаром.(неспроста, т. е. У Зимы есть причины злиться на Весну)

    -Как понимаете 2 последние строчки?(сменяются времена года, зима уходит и наступает весна)

    -Прочитайте эту часть выразительно. Попробуй проанализировать?

    Прочитайте 2 часть.(Один читает)

    -Как понимаете слова «Все засуетилось»?(начало суетиться,действовать торопливо)

    -В каком темпе будем читать эту часть?(быстро, торопливо)

    -Прочитайте эту часть выразительно.

    -Прочитайте 3 часть.(Один читает)

    -Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.(зима-хлопочет,ворчит;весна-хохочет,шумит)

    -Как шумит Весна?(ручьи шумят весной)

    -Прочитайте эту часть выразительно.

    -Прочитайте 4 часть.(Один читает)

    -Прочитайте и выберите из текста слова в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части.(Зима хлопочет, на Весну ворчит)

    -Как называет поэт Зиму?(ведьма злая)

    -А Весну?(прекрасное дитя)

    -Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне.

    -Прочитайте 5 часть.(Один читает)

    -Как отреагировала Весна на проказы Зимы?(не замечает Зиму, умылася в снегу)

    -Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.

    -А теперь, кто хочет прочитать всё стихотворение    выразительно? (Несколько детей читают стихотворение вслух)   Каким тоном надо его читать?(бодро,ведь Весна побеждает)

    Проводить анализ чтения.

    Анализировать, отвечать на вопросы, делить текст на части.

    Отвечать на вопросы.

    Р: принимают и со храняют уч задачу

    П: осмысленно читают текст

    П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

    П: строят речевое высказывание

    Р.: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают правильность выполнения действий.

    4

    Рефлексия

    Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

    ≈4

    А. Предметная

    - С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве?

    (Ф. И. Тютчев.С детства писал стихи. Писал много о природе)

    С каким стихотворением мы познакомились на уроке? (стихотворение Тютчева «Зима не даром злится..»)

    - Что было для вас особенно интересно? (ответы детей)

    Как вы думаете зачем нам воображение в этом разделе?( чтобы представить  картины которые возникают при чтении прозы и поэзии)

    Б. Деятельностная

    Посмотрите на доску и оцените свои достижения, у вас на парте лежать листочки, возьмите их и закончите предложения которые вы видите на доске.

    - Выберите и продолжите любое предложение.

    • На сегодняшнем уроке я узнал…
    • На этом уроке я похвалил бы себя за…
    • После урока мне захотелось…
    • Сегодня я сумел…

    Домашнее задание: выучите стихотворение Ф. Тютчева.

    Молодцы я довольно вашими достижениями на уроке, мне было приятно с вами работать.

    Отвечать на вопросы, обобщать.

    Оценивать свои достижения.

    П: строят речевое высказывание

    П: осуществляют синтез

    П: строят рассуждения

    Р: осуществляют итоговый контроль


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой,как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая Из лужи голубой .

    Слайд 2

    Люблю природу русскую. Весна.

    Слайд 3

    ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ

    Слайд 4

    Тема:Фёдор Иванович Тютчев. «Зима не даром злится…» Цель :познакомиться с лирическими произведениями о весне.

    Слайд 5

    Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873)

    Слайд 6

    хлопочет взбесилась наперекор трезвон пуще звон вопреки разозлилась еще больше занимается чем-то очень усердно

    Слайд 7

    олицетворение - неживые предметы изображаются как живые существа

    Слайд 8

    Воображение — создание в своем сознании картин, образов, своих идей.

    Слайд 9

    На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…

    Слайд 10

    Домашнее задание: выучить стихотворение Ф. Тютчева.

    Слайд 11

    Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...

    Чтение: Ф.Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"

    Метапредметный урок: чтение + Изо с приложениями. Картины художников и детских рисунков о весне....

    Урок по литературному чтению во 2 классе по теме " Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"

    Урок по литературному чтению во 2 классе по теме " Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...

    Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

    Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

    Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

    Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".

    Конструкт   урока   литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс...