Главные вкладки

    Конспект урока: "Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды»"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Волосенко Елена Игоревна

    конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lch_9-03.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 9.03.2017                                                                                                                                           Учитель школы: Мамлеева Л. Г.

    Школа: МОУ Кулуевская СОШ                                                                                                                            Методист: Зубарева Н. С.

    Класс: 2 «б»                                                                                                                                                         Студентка: Волосенко Е.И.

    Урок: 2                                                                                                                                                                                                        46 гр.

    Конспект урока по литературному чтению

                                                                                                                                                                                                         

    Тема урока: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды»

    Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф. И. Тютчева, с его стихотворениями «Зима недаром злится…» и «Весенние воды»; вспомнить главные отличительные особенности зимы и весны; развивать речь; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

    Планируемые результаты

    Личностные: развивать коммуникативные навыки; любовь к природе; формировать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности; формировать уважительное отношение к мнению других.

    Предметные:  подвести к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое; учить выразительному чтению лирического стихотворения; выбирать средства выразительности при чтении стихотворений: темп, тон, логические ударения, интонацию; формировать умение выражать своё отношение к прочитанному.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки


    Этапы урока:

    Методы и приемы.

    Время:

    Деятельность учителя:

    Деятельность уч-ся:

    УУД:

    1.Организационный этап.

    Словесный: приветствие.

    Мотивационный этап.

    Практический: речевая разминка.

    1 мин.

    3 мин.

    - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Садитесь.

    Речевая разминка.

    - (Слайд 1) Прочитайте выразительно:

    Уж тает снег, бегут ручьи,

    В окно повеяло весною…

    Засвищут скоро соловьи,

    И лес оденется листвою!

    Чиста небесная лазурь,

    Теплей и ярче солнце стало,

    Пора метелей злых и бурь

    Опять надолго миновала…

    (Алексей Плещеев).

    Приветствовать учителя.

    Читать выразительно.

    Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

    2. Постановка учебной задачи и ее решение.

    Словесный: ответы на вопросы.

    10 мин.

    2 мин.

    Проверка домашнего задания.

    - А что представлено на слайде (1)? (Стихотворение). Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Вы хотите знать, как его зовут? А вы сами назовете его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения. (Слайд 2: Лев Толстой - не писал стихи, Шарль Перро – французский сказочник, Борис Заходер – современный поэт. Остается Фёдор Тютчев). Молодцы! Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока?

    Рассказывать стихотворения.

    Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать.

    Предполагать, ставить цели.

    П.: строят речевое высказывание.

    Л: самоопределение.

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

    3. Решение частных задач.

    Словесный: слово о поэте.

     

    Практический: анализ стихотворения.

    Практический: работа над выразительным чтением стихотворения, работа над содержанием стихотворения.

    Словесный: ответы на вопросы.

    Практический: чтение стихотворения.

    2 мин.

    .

    1 мин.

    1 мин.

    3 мин.

    3 мин.

    3 мин.

    - Прежде чем начать узнавать стихи поэта, познакомимся с его биографией (Слайд 3).

    Фёдор Иванович родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Отец Тютчева, Иван Николаевич, был помещиком среднего достатка. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. С четырёх лет Тютчева воспитывает его дядя, бывший крепостной. Мать Тютчева – Екатерина Львовна оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. С 1819 года Фёдор Иванович поступает в Московский университет на словесное отделение, где изучает литературу, историю, искусства, археологию. (Слайд 4: выставка книг).

    Физминутка.

    - Немного отдохнем!

    - А теперь познакомимся с замечательным стихотворением «Зима недаром злится…».

    (Первичное чтение учителем).

    Анализ стихотворения.

    - О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны). Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

    - А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить).

    - Что напоминает стихотворение? (сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа).

    Поэт – волшебник, совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение про себя и докажите это их действиями.

    - Что автор, таким образом, делает? (одушевляет, делает их живыми)

    - Как называется этот прием? (олицетворение).

    Работа над выразительным чтением стихотворения и над содержанием.

    - Сколько строф в стихотворении? (пять) Сколько продолжительных пауз? (четыре) Почему Зима злится? Подберите синонимы к слову «недаром» (Не зря, не напрасно). Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. (Весенняя пора совсем близко). Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит).

    - Назовите признаки весны, описанные автором. Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит". Что подразумевает автор под словом «все»? (Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы) Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки). Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц.

    - Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит). Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение? А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком). Подберите синоним к слову пуще? (Сильнее)

    Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. (Взбесилась, пустила убегая). Как поэт называет Зиму? Весну? Как отреагировала Весна на проказы Зимы? Синоним к слову "наперекор"? (Назло). Какие слова надо выделять голосом? Каким тоном читать стихотворение? (Бодро). Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?

    Чтение всего стихотворения «цепочкой», а затем отдельными учениками.

    Знакомиться с поэтом.

    Выполнять физические упражнения.

    Анализировать, отвечать на вопросы, делать выводы.

    Искать паузы, ставить логическое ударение, определять темп чтения, тон.

    Размышлять, отвечать на вопросы.

    Выразительно читать.

    Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

    П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

    К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

    4. Итог урока.

    Рефлексия.

    Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

    1 мин.

    - С каким произведением познакомились сегодня? («Зима недаром злится…», «Весенние воды»).

    - Кто автор этих стихотворений? (Ф. И. Тютчев).

    - Поднимите руку, если у вас появилось хорошее, весеннее настроение, после нашего урока. Хорошо, спасибо!

    Вспоминать, отвечать на вопросы.

    Оценивать свое настроение.

    Р: осуществляют итоговый контроль.

    Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чтение: Ф.Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"

    Метапредметный урок: чтение + Изо с приложениями. Картины художников и детских рисунков о весне....

    Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

    Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

    Конспект урока для 2 класса "Зима недаром злится..."

    Цели урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»Планируемые результаты: Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы...

    Конспект урока по литературному чтению "Зима недаром злится..." 2 класс, Школа России

    Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

    Открытый урок Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…»

    laquo;Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением о весне; подвести к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое; учить выраз...

    Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".

    Конструкт   урока   литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс...