Чтение: Ф.Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Метапредметный урок: чтение + Изо с приложениями. Картины художников и детских рисунков о весне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок по чтению1.52 МБ

Предварительный просмотр:

 Урок по литературному чтению. УМК «Школа России»

Составитель: Главатских Надежда Анатольевна

 учитель начальных классов МБОУ « Кезская  СОШ № 1»

Тема: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды».                                                               Тип урока: объяснение нового материала                                                                                                                     Цель: Показать красоту и взаимосвязь поэтического текста, произведений изоискусства и музыки.                                                                                                                                                                         Задачи: 1. Развивать навыки выразительного эмоционального чтения стихов.                                                                                         2. Расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас детей.                                                            3. Воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе.                                                                            4. Формировать умения работать в группе.                                                                                   Оборудование:                                                                                                                                                - Детские рисунки весны на разных стадиях                                                                                                   - Портрет Ф.И.Тютчева                                                                                                                               - Аудиозапись «Весна» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского                                                          - Карточки с заданиями для групповой работы; сигнальные карточки                                                                                                    - ПК, проектор, презентация к уроку.                                                                                                          - Учебник: Климанова Л.Ф. «Родная речь 2 класс», часть2. М. Просвещение, 2010 г. Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология  деятельностного метода, ИКТ                                                                                                                                                         Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: словесная, наглядная, фронтальная, групповая, работа в паре, индивидуальная.                                                                                                               Прогнозируемые результаты:                                                                                                       познавательные: оформлять свои мысли в устной форме, выразительно читать: целыми словами, соблюдая интонации и ритмический рисунок стиха; понимать смысл произведений, выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; сравнивать произведения по содержанию и настроению, развивать поэтический вкус, образное мышление,  творческое воображение.                                                                                                                              регулятивные: формирование эстетических чувств и представлений; адекватно реагировать на оценку товарищей и учителя; самооценка правильности выполнения задания; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.                                                                                                                           личностные: развивать умения высказывать своё отношение к прочитанному, выражать  настроение, чувства, вызванные произведением; способность к самооценке учебных действий; положительная мотивация  к урокам литературного чтения,                                                                                                                                                                                                                                                                коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других, учиться взаимодействовать в группе; договориться и прийти к общему мнению; использовать речь для регуляции своего действия.                      

Ход урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Стадия вызова.

1.Мотивация к учебной деятельности                (2 мин)

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят: “Улыбка – это поцелуй души”. Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся (повернулись друг к другу, улыбнулись)

Самоконтроль готовности.               Настрой на работу.

Личностные: эмпатия как понимание чувств других людей, положительное отношение к учебной деятельности Коммуникативные:  умение высказывать своё отношение к друзьям, выражать свои эмоции;  создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха.                    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.                           (7 мин)

- Сегодня урок я хочу начать с загадки. А вы, обсудив с соседом по парте, попробуйте определить тему урока.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

И птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

- Назовите признаки весны, описанные в загадке.

- О каких весенних изменениях в природе можете ещё рассказать?

По ходу ответов детей составляю общий кластер на доске.

- Озвучьте тему урока.

Дети читают загадку со слайда 1 (Предположения учащихся)

Дети выбирают и называют слова и словосочетания из загадки.                    

(Работа в группах по 4 человека. Карточки с заданиями подготовлены заранее)                                Дети добавляют об известных им весенних изменениях из личного опыта, составляют кластер.

тепло       тает снег       капель                                                                                  

лужи              весна           ручьи    

дни длиннее         солнце греет                                  птицы возвращаются                                         с юга                                                       (Ответы детей: по одному представителю от группы по выбору детей)                                         Дети озвучивают тему урока

Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой форме. Коммуникативные: взаимодействие с соседом по парте, в группе; учитывать мнение партнёра и прийти к общему решению

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текста загадки; уметь актуализировать свой жизненный опыт

 II. Стадия содержания.

1.Открытие новых знаний.

      (25 мин)

- Действительно, сегодня мы будем говорить о весне в стихах, музыке и живописи. Сейчас вы перечисляли приметы весны. А хотелось бы вам  проверить правоту своих суждений?                                - Давайте посмотрим, как изображают приход весны художники. (И.Левитан «Март» К.Юон «Конец зимы») Слайды 2, 3                         - Какое настроение (чувства) вызывает у вас картина?                  - Как художнику удалось передать приход весны?                    - Какие цвета красок для этого использовал автор?                                          – Можно ли услышать запахи, звуки весны?

- Весна не может оставить равнодушным ни одного человека. Поэтому тема весны звучит у многих писателей и поэтов. Сегодня мы познакомимся со стихами Ф.И.Тютчева о весне.                            Слайд 4           (Краткая биография поэта:  Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской  семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой. Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик              С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация. Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений. Последние годы жизни поэта были омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.)                    - Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» с. 110 Отметьте непонятные слова.

- Назовите героев стих-я.                                – Какой изобразил поэт Зиму? А Весну?

                                                                                                                                Проверка выполнения                                              - Определите настроение стих-я.            Попробуйте в парах передать своим чтением интонацию спора этих времён года.                              – Правильно ли отметил борьбу Зимы и Весны поэт? Вы замечали это в природе?

 Дети рассматривают сначала картину И.Левитана, затем К.Юона, высказывают своё впечатление по картине. После этого перечисляют признаки весны, которые они увидели на картинах.

Дети читают стихотворение, отмечают непонятные слова.

                                               Проверка выполнения работы                              Слайд 5

(Работа в парах) Дети выбирают слова, которые говорят (один) о Зиме, (другой) о Весне и проверяют верность выполнения друг у друга. Помогают подобрать слова, если у партнёра возникли проблемы. Высказывания детей (Зима и Весна спорят)

                                                                                                Дети читают стих-е с интонацией спора.

                                                                     Делятся личными наблюдениями.

 

Познавательные: строить высказывание в речевой форме; осуществлять анализ объекта с выделением существенных признаков Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение; допускать возможность существования у людей различных точек зрения                       Личностные: чувство прекрасного и эстетического; ориентация на учебную деятельность

Регулятивные: сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной самооценки Коммуникативные: владеть диалогической формой речи; строить понятные для партнёра высказывания; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии                 Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2.Физкультминутка
(пауза релаксации)

        (3 мин)

- Встаньте из-за парт. Представьте, что вы оказались в березовой роще. Прислонитесь к стволу берёзки, закройте глаза и сделайте глубокий вдох, втяните в себя запахи весны. (Включаю аудиозапись «Апрель» П.Чайковского) (Слайд 6)                               - Какие картины вы представили себе?

- Вы большие молодцы! Правильно уловили в музыке журчание ручейка. Второе стихотворение Ф.Тютчева называется «Весенние воды» с.111                                           - Как вы думаете, о чём оно?

- Послушайте стих-е, попытайтесь увидеть картины, краски, услышать звуки весны. Можете для этого прикрыть глаза.

- Теперь прочитайте его самостоятельно. Отметьте непонятные слова.                            - Какое из данных стихотворений описывает более позднюю пору весны? Найди доказательства своей правоты в стихотворении.

(Словарная работа)                  Слайд 7

- Какое настроение у вас вызвало данное стихотворение? Почему?                          - Прочитай стих-е соседу так, чтобы он почувствовал твою радость.

- О чём гласят ручьи? Какими вы их себе представляете?

- Какой из ручьёв на слайде больше подходит к описанию поэта?  Аргументируйте свой выбор.                      Слайд 8

Отдых, расслабление.

Высказывания учеников.

                                                                                                                              Предположения детей                                    

                                                              Обмен впечатлениями  

                                                                                                                   Самостоятельная работа.                                                             Работа в паре(Обмен мнениями с соседом по парте)                                     Зачитывают выбранные слова и выражения.

   

                                           Дети читают стихотворение, стараясь передать своё настроение, вызванное данным стих-ем.  

Высказывания детей

                                                  Выбор детей с аргументацией

                               

Познавательные: умение слушать и строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.      Личностныеные: эмоциональная отзывчивость, понимание настроения музыкального произведения Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания

Личностныеные: эмоциональная отзывчивость, понимание настроения поэтического произведения

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в свои действия после его выполнения

3. Итог урока

         (3 мин)

- Какие чувства у вас остались от стихов Ф.И. Тютчева?                            - Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки вывешены на доску). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - зелёный, «Хорошо» - жёлтый, «Старался, но не всё получилось» - красный).

Высказывания учащихся

Учащиеся обозначают свой уровень усвоения материала. Встают к карточке соответствующего цвета на доске.

 Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

Личностныеные: эмоциональная отзывчивость-чувство прекрасного

Познавательные: умение слушать и строить речевое высказывание

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной самооценки

III. Рефлексия

      (3 мин)

1. Почувствовали ли вы, ребята, сегодня весну?                                          2. Что вам помогло её почувствовать?              3. Какие краски, звуки весны вы услышали и увидели?                                  4. Способствовала ли этому сегодняшняя погода?

- На этом путешествие в мир весенней природы у нас не заканчивается. Мы ещё познакомимся со стихами других поэтов. Вслушивайтесь в песню весны, всматривайтесь в её краски – и вы поймёте, о чём журчит ручей, щебечут птицы, шепчутся молодые листочки берёзы

 Высказывания детей

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; осуществлять пошаговый анализ своих действий на уроке; уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;  

Личностные:

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить монологическую речь

 IV. Домашняя работа

      (2 мин)

1.Выучить одно из стихотворений наизусть.

   2.Выполнить рисунки о весне (по желанию)               Спасибо за урок! Слайд 9