Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."
    методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

    Лобачева Валентина Юрьевна

     Знакомство с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строчки с зимними пейзажами художников-передвижников. Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature_vo_2_klasse.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока

    по литературному чтению во 2 классе

    Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

    Цели: познакомить с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строчки с зимними пейзажами художников-передвижников. Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

    Оборудование: аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года», портрет Ф.Тютчева, диапроектор, экран, диск с репродукциями картин художников на тему «Зима», книга «Литературное чтение,ч.2,Л.А.Ефросинина», рабочая тетрадь, карточки с поэтическими строчками о зиме, два эскиза с контурами женских фигур.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    -Прочтите запись на доске  «Зимушка-зима».

    -О чем будем говорить на уроке?

    (О зиме.)

    -Но ведь у нас урок не природоведения, а литературного чтения.

    (О том, как писатели и поэты изображают зиму в своих произведениях.)

     2. Знакомство с литературными приемами.

    -Прочитайте поэтические строчки о зиме разных поэтов. Что бы вы нарисовали к каждой строчке?

                         

        «Зима висит на хвойных лапах,

                             По праздничному хороша».

    ( А.Тарковский)

    «А там волшебница седая
    Лежит на высоте холма».

     (Г. Державин)

    « Березки толпятся кольцом

    И никнут в торжественной пудре».

     (Саша Черный)

    « Сугробы, как звери, столпились у двери

    И дышат в лицо ».

     (Ю. Мориц)

    -Какие строчки придают праздничное настроение?

    -Многие поэты, наблюдая картины природы, для особой выразительности используют литературные приемы: образные сравнения, эпитеты ,метафоры, олицетворение.

    Сравнение- это когда сопоставляют одно явление с другим. Попробуйте найти сравнение.

    («Сугробы, как звери», «толпятся кольцом», «зима висит»…)

    Эпитеты – это образные определения, выражающие сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Найдите эпитеты.

    («Хвойные лапы», «волшебница седая», «торжественная пудра», «по праздничному хороша»…)

    Метафоры – это перенесение свойств одного предмета на другой, например, по их сходству. Попробуйте найти метафоры.

    («Столпились у двери», «дышат в лицо», «никнут в торжественной пудре»…)

    - Какие строчки вам больше всего понравились своей красотой ? Почему ?

       3. Сопоставление поэтических строчек и картин художников.

    - Под музыку П.И.Чайковского рассмотрите репродукции картин Б.Кустодиева «Масленица», И.Шишкина «Зима»,  «На севере диком», А.Саврасова «Дворик. Зима», В.Поленова «Зима» и  сопоставьте с поэтическими строчками, которые вы прочитали. Объясните свои высказывания.

      4 Знакомство с  Ф.И. Тютчевым.

    - Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину,только словесную. Правда процесс поиска нужного слова, передающего чувства человека долгий и трудный и не каждому это удается.

    - Сегодня я вас познакомлю с творчеством необыкновенного человека-Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет. Его называют «певцом природы»

    - Как вы думаете, почему?

                 - Каждая строчка в его стихотворениях заставляет задуматься. Мне, например, нравится как он по разному, в зависимости от настроения, изображает зиму в своих произведениях. То она представляется в образе прекрасной волшебницы, чародейки, а то – злой ведьмой.

            Одушевленная природа в стихах Ф. Тютчева полна движения, персонажи его очеловечены и наделены определенными характерами.

    5. Чтение учителем. 

    - Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…» и подумайте о чем оно?

    -Действительно, это рассказ о соперничестве старухи Зимы и юной Весны, борьба между которыми, хоть и веселая, но яростная.

    6.Самостоятельное чтение. 

    Прочитайте стихотворение самостоятельно и проследите за тем, как развертываются действия.

    7.Выборочное чтение

    .-Почему «Зима недаром злится»? Прочитай.

    -А как встречает Весну все живое в природе? Прочитай.

    -Можно сказать, что автор говорит о весне и зиме как о людях? Найди слова, подтверждающие свой ответ.

    - Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают ? (олицетворение)  

    -Найдите строчки, где это хорошо видно.

    Зима.        Весна.

    «злится»        «в окно стучится»

    «хлопочет»        « гонит со двора»

    «ворчит»»        «хохочет»

    «взбесилась ведьма злая»        «умылася в снегу»

     –Какой вы представляете Зиму, Весну?

    -Доскажите предложения:

    Ведьма злая  –это …

    Прекрасное дитя- это …

    -Как автор относится к победе весны над зимой? Выбери подходящий ответ, добавь свой.

     (С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью…)

     8.Иллюстрирование образов зимы и весны.

    -На листочках нарисованы контуры женских фигур. Они одинаковые. Дорисуй им элементы одежды, лицо, волосы и т.д., чтобы получились два разных образа – весны и зимы ( по вариантам).

    - Какие слова помогли вам это сделать?

    Весна («хохочет и пуще лишь шумит», «прекрасное дитя», «и лишь румяней стала»).

    Зима («зима недаром злится», «хлопочет и на весну ворчит», «взбесилась ведьма злая», «снегу захватя, пустила убегая»).

             

    9. Анализ иллюстраций.

    -Чем отличаются рисунки?

    -Какие эпитеты вы подобрали бы к картине «Весна»? (Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица)

    -К картине «Зима»? ( Упрямая, старая, седая, ведьма злая.)

    -Что вам помогло нарисовать образ Весны и Зимы, представить их?

    (Эпитеты, сравнения, олицетворения).

     

     10.Подготовка к выразительному чтению.

      -Каким настроением пропитано все стихотворение? (Озорством, веселостью, задором).

    -И как бы мы не любили зиму с ее кружевными и затейливыми узорами, на смену ей приходит весна с чистотой и веселостью, задором и оптимизмом. Это настроение надо передать при чтении стихотворения.

    - Подготовьте выразительное чтение и не забудьте о секретах речи (тон, паузы, громкость, темп…)

    11. Выразительное чтение детьми.

    -Объясните слова «взбесилась», «нудит».

    12. Допишите строчки, расставив знаки препинания:

    Зима недаром …

    Прошла ее…

    Весна в окно…

    И гонит со…

    13. Попробуйте сочинить стихотворение с предложенными рифмами

            ………………………………………злится

            ……………………………………….стучится

            Трудно ?

    14.Итог. Задание на дом. 

        Чуть более трехсот стихотворений составляет наследие Тютчева, способности которого проявились в 15 лет. А первые стихи, еще неизвестного поэта, но высоко оцененные А.С.Пушкиным были опубликованы в журнале «Современник».

    -А сегодня мы познакомились только с одним его стихотворением, и я думаю, что уже кому то оно очень понравилось.Чем?

    -Кто хочет выучить это стихотворение наизусть?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

    Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

    Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

    Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

    Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

    Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

    Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

    Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...