Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Лобачева Валентина Юрьевна

 Знакомство с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строчки с зимними пейзажами художников-передвижников. Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature_vo_2_klasse.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по литературному чтению во 2 классе

Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Цели: познакомить с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строчки с зимними пейзажами художников-передвижников. Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года», портрет Ф.Тютчева, диапроектор, экран, диск с репродукциями картин художников на тему «Зима», книга «Литературное чтение,ч.2,Л.А.Ефросинина», рабочая тетрадь, карточки с поэтическими строчками о зиме, два эскиза с контурами женских фигур.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Прочтите запись на доске  «Зимушка-зима».

-О чем будем говорить на уроке?

(О зиме.)

-Но ведь у нас урок не природоведения, а литературного чтения.

(О том, как писатели и поэты изображают зиму в своих произведениях.)

 2. Знакомство с литературными приемами.

-Прочитайте поэтические строчки о зиме разных поэтов. Что бы вы нарисовали к каждой строчке?

                     

    «Зима висит на хвойных лапах,

                         По праздничному хороша».

( А.Тарковский)

«А там волшебница седая
Лежит на высоте холма».

 (Г. Державин)

« Березки толпятся кольцом

И никнут в торжественной пудре».

 (Саша Черный)

« Сугробы, как звери, столпились у двери

И дышат в лицо ».

 (Ю. Мориц)

-Какие строчки придают праздничное настроение?

-Многие поэты, наблюдая картины природы, для особой выразительности используют литературные приемы: образные сравнения, эпитеты ,метафоры, олицетворение.

Сравнение- это когда сопоставляют одно явление с другим. Попробуйте найти сравнение.

(«Сугробы, как звери», «толпятся кольцом», «зима висит»…)

Эпитеты – это образные определения, выражающие сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Найдите эпитеты.

(«Хвойные лапы», «волшебница седая», «торжественная пудра», «по праздничному хороша»…)

Метафоры – это перенесение свойств одного предмета на другой, например, по их сходству. Попробуйте найти метафоры.

(«Столпились у двери», «дышат в лицо», «никнут в торжественной пудре»…)

- Какие строчки вам больше всего понравились своей красотой ? Почему ?

   3. Сопоставление поэтических строчек и картин художников.

- Под музыку П.И.Чайковского рассмотрите репродукции картин Б.Кустодиева «Масленица», И.Шишкина «Зима»,  «На севере диком», А.Саврасова «Дворик. Зима», В.Поленова «Зима» и  сопоставьте с поэтическими строчками, которые вы прочитали. Объясните свои высказывания.

  4 Знакомство с  Ф.И. Тютчевым.

- Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину,только словесную. Правда процесс поиска нужного слова, передающего чувства человека долгий и трудный и не каждому это удается.

- Сегодня я вас познакомлю с творчеством необыкновенного человека-Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет. Его называют «певцом природы»

- Как вы думаете, почему?

             - Каждая строчка в его стихотворениях заставляет задуматься. Мне, например, нравится как он по разному, в зависимости от настроения, изображает зиму в своих произведениях. То она представляется в образе прекрасной волшебницы, чародейки, а то – злой ведьмой.

        Одушевленная природа в стихах Ф. Тютчева полна движения, персонажи его очеловечены и наделены определенными характерами.

5. Чтение учителем. 

- Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…» и подумайте о чем оно?

-Действительно, это рассказ о соперничестве старухи Зимы и юной Весны, борьба между которыми, хоть и веселая, но яростная.

6.Самостоятельное чтение. 

Прочитайте стихотворение самостоятельно и проследите за тем, как развертываются действия.

7.Выборочное чтение

.-Почему «Зима недаром злится»? Прочитай.

-А как встречает Весну все живое в природе? Прочитай.

-Можно сказать, что автор говорит о весне и зиме как о людях? Найди слова, подтверждающие свой ответ.

- Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают ? (олицетворение)  

-Найдите строчки, где это хорошо видно.

Зима.        Весна.

«злится»        «в окно стучится»

«хлопочет»        « гонит со двора»

«ворчит»»        «хохочет»

«взбесилась ведьма злая»        «умылася в снегу»

 –Какой вы представляете Зиму, Весну?

-Доскажите предложения:

Ведьма злая  –это …

Прекрасное дитя- это …

-Как автор относится к победе весны над зимой? Выбери подходящий ответ, добавь свой.

 (С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью…)

 8.Иллюстрирование образов зимы и весны.

-На листочках нарисованы контуры женских фигур. Они одинаковые. Дорисуй им элементы одежды, лицо, волосы и т.д., чтобы получились два разных образа – весны и зимы ( по вариантам).

- Какие слова помогли вам это сделать?

Весна («хохочет и пуще лишь шумит», «прекрасное дитя», «и лишь румяней стала»).

Зима («зима недаром злится», «хлопочет и на весну ворчит», «взбесилась ведьма злая», «снегу захватя, пустила убегая»).

         

9. Анализ иллюстраций.

-Чем отличаются рисунки?

-Какие эпитеты вы подобрали бы к картине «Весна»? (Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица)

-К картине «Зима»? ( Упрямая, старая, седая, ведьма злая.)

-Что вам помогло нарисовать образ Весны и Зимы, представить их?

(Эпитеты, сравнения, олицетворения).

 

 10.Подготовка к выразительному чтению.

  -Каким настроением пропитано все стихотворение? (Озорством, веселостью, задором).

-И как бы мы не любили зиму с ее кружевными и затейливыми узорами, на смену ей приходит весна с чистотой и веселостью, задором и оптимизмом. Это настроение надо передать при чтении стихотворения.

- Подготовьте выразительное чтение и не забудьте о секретах речи (тон, паузы, громкость, темп…)

11. Выразительное чтение детьми.

-Объясните слова «взбесилась», «нудит».

12. Допишите строчки, расставив знаки препинания:

Зима недаром …

Прошла ее…

Весна в окно…

И гонит со…

13. Попробуйте сочинить стихотворение с предложенными рифмами

        ………………………………………злится

        ……………………………………….стучится

        Трудно ?

14.Итог. Задание на дом. 

    Чуть более трехсот стихотворений составляет наследие Тютчева, способности которого проявились в 15 лет. А первые стихи, еще неизвестного поэта, но высоко оцененные А.С.Пушкиным были опубликованы в журнале «Современник».

-А сегодня мы познакомились только с одним его стихотворением, и я думаю, что уже кому то оно очень понравилось.Чем?

-Кто хочет выучить это стихотворение наизусть?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...