Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс. Исследуем законы волшебных сказок. А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Урок- путешествие.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок- путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_lukomorya_konspekt_uroka_2_klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

урока литературного чтения

в 2 классе на тему:

Составила Братышева Е.Л.,

учитель начальных классов.

 


Тема: Исследуем законы волшебных сказок.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Урок- путешествие.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Основные задачи:

- воспитывать осознанное восприятие содержания текста;

- овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

- участвовать в обсуждении  прослушанного/ прочитанного произведения;

- углубить представления о понятиях: сказка, законы волшебной сказки;

- познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;

- развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства;

- воспитывать любовь к поэтическому слову.

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим  меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– способность осознавать свою этническую идентичность.

– представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов;

– начальных представлений об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, малой родине;

– ответственности за свое дело, понятий о коллективизме, верности в дружбе;

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи  и работать в соответствии с ним, планировать и контролировать этапы своей работы;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

Познавательные универсальные учебные действия

– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями и хрестоматией во внеурочное время;

– выбирать книги для внеклассного чтения.

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

– подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;

– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

– подбирать слова-определения для характеристики героев;

– выполнять первоначальный анализ художественного текста;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

– реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников.

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

– понимать контекстную речь взрослых;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение»
  2. Тематические творческие работы детей «Сказки в рисунках и загадках»
  3. «В гостях у сказки», муз. В.Дашкевича, сл. Ю. Кима
  4. Изображение дерева – дуба большого размера.
  5. Карточки с заданиями и знаками «?»
  6. Тест по теме.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивирование и включение учащихся в учебную деятельность.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 . Вначале урока звучит песня «В гостях у сказки», муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима, приглашая к уроку. (4 мин)

- Ребята, я надеюсь, что эта песня подняла вам настроение и подсказала, что сегодня у нас непростой урок литературного чтения, а урок-путешествие в волшебную страну. Жителями этой страны являются дети, есть и взрослые, но только те, которые не забыли дорогу в эту замечательную страну. А как она называется, Вы уже, наверное, догадались.

- Мне кажется, что эта страна называется «Сказка».

- Совершенно верно! Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране сказок и волшебства.

  1. Проверка домашнего задания.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2. Игра «Сказка о рыбаке и рыбке ». ( 5 мин) 18 вопросов.

Ответы на вопросы в учебнике.

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома? Какие вы прочитали самостоятельно? Всего сказок у А. С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде»,      « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», « Сказка о золотом петушке».  

- Вспомните, в сказках указано, где находятся волшебные государства?

- Эти государства находятся за тридевять земель.

- Правильно! Мы сегодня оказались  в этой волшебной стране , она  здесь - на этом дереве (изображение на доске). Что это за дерево?

- Оно похоже на дуб.

- Конечно же, это дуб. Ребята, подскажите, что есть в любой стране?

- В любой стране есть города и жители.

 Ответьте на вопрос: Почему у огромного дуба обитает вся сказочная сила? Заира  подготовила ответ на этот вопрос. Давайте послушаем её.

Заира : Древние люди весь окружающий мир населяли духами, с которыми очень хотели подружиться. Особенно опасными местами они считали лес и воду (озера, реки, моря). По их мнению, высокие мощные деревья соединяли Средний мир (в нем жили люди вместе со своими домашними животными) с Верхним, небесным миром, так как крона дерева уходила в облака. В Верхнем мире находились небесные светила и стихии. Корни дерева уходили под землю, в Нижний мир, где обитали подземные звери и духи. Так у всех народов мира появилось представление о Мировом дереве, которое стоит в центре земли и соединяет собой все три мира: небесный, земной и подземный.

- Спасибо, Заира, очень интересное сообщение. Ребята, сказка -  это не просто развлекательная вымышленная история, в сказке отражаются представления древнего человека о мире.

- Но на дереве мы видим  только листочки с вопросительными знаками.

  Мы не знаем, какие сказки живут на этом дереве. Хотите узнать?

- Да, хотим. 

- Дерево это волшебное и просто так не раскрывает своих секретов.

- Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

- Ответить на вопросы на дереве.

- Вы, наверняка помните, что во многих сказках герои проходят испытания. Так и нам, чтобы попасть в эту страну нужно выполнить волшебные задания. Эти задания мы найдем на дереве .                        

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3.(5 мин)

  1. СЛЕД.  

2 СЛЕД.  

3 СЛЕД.

4 СЛЕД

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- Вспомните, сказки каких авторов мы называли.

- Мы называли русские народные сказки и сказки А.С. Пушкина.

- Совершенно верно. Вы упомянули имя А.С. Пушкина – великого русского поэта.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наша основная часть урока?

- Может быть, мы будем говорить о А.С. Пушкине?

- Верно! Кто дополнит ответ?

- Познакомимся с другими сказками А.С. Пушкина.

- Молодцы, ребята!    

  1. «Открытие нового знания».

 Этап изучения новых знаний и способов действий.

- А сегодня вы познакомитесь с отрывком из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья». В ней рассказывается, как Киевский князь Владимир выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг, веселье прерывается: раздаются сильные удары грома, воцаряется тьма. Когда снова становиться светло все, с ужасом, замечают, что Людмила исчезла! Это злой волшебник, Черномор, похитил её и унёс в свой, заколдованный замок. Руслан и трое тайно влюбленных в Людмилу и, ненавидящих Руслана, воинов отправляются на поиски пропавшей красавицы. На пути они встречают испытания боем, ложью, предательством и волшебством. Не все остаются в живых. Но сказочная поэма хорошо заканчивается. Поэма _- это большое стихотворное произведение. Вы обязательно прочтете ее, когда станете чуть старше.

-Я буду читать, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4.(3 мин)

- Понравился отрывок? Напоминает ли наше дерево дуб из этого произведения?

- Наш дуб похож на дуб А.С. Пушкина, только не хватает некоторых персонажей.

- Определить, кого и чего не хватает на нашем дубе.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 5.(4 мин)

  1.  Физминутка.

- Можете поменяться рабочими местами.

- Сравните наш дуб и дуб из отрывка «У лукоморья». Определить, кого и чего не хватает на нашем дубе.

Словарная работа в группах.

- а теперь (по группам)  прочтите заданные вам строки. Выберите из них:

А) незнакомые или не совсем понятные слова;

Б) слова или выражения, которые делают это произведение волшебной сказкой.

 1    группа – первые 6 строк, заканчивая словами «…Налево – сказку говорит»

  1. группа – со слов «Там чудеса…» до «Стоит без окон и дверей»
  2. группа -  со слов «Там лес и дол…» до «И с ними дядька их морской»
  3. группа – со слов «Там королевич мимоходом…» до «А бурый волк ей верно служит»
  4. группа – со слов «Там ступа с Бабою-ягой…» до конца.

- Начнем с выступления 1 группы. Назовите и  попробуйте объяснить незнакомые слова.

 Лукоморье - изогнутый, как лук, берег моря.(Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.).

«Златая» - старое, вышедшее из употребления форма слова золотая.

2 группа:

Леший – лесной дух. (Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей).

Русалка – девушка-рыба живёт на озёрах, болотах. По ночам песни поёт, заманивает в болото путников.

Неведомых -  незнакомых.

3 группа

Дол – долина.

О заре- на заре.

Прихлынут – набегут на берег.

Брег – берег.

Витязь – воин, солдат.

Чредой – чередой, по очереди.

Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. (Наш дядька не простой солдат, а морской).

4 группа.

Мимоходом – по пути, проходя мимо.

Пленяет – берёт в плен.

Колдун – человек, который владеет волшебством.

Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.

Темница – тёмное помещение без окон.

Тужит - грустит, страдает.

5 группа

Ступа – тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд в виде большого стакана, бочки

Кощей- бессмертный царь, колдун. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

Чахнуть – сохнуть, изводить себя, страдать.

- Умницы! С первой частью задания вы справились. Так почему эту поэмой считают сказкой?

- В этой поэме так много волшебства.

- Есть существа, которых нет в настоящей жизни, поэтому эта поэма – сказка.

-Хорошо, приведите примеры.

1 гр.- Кот, который рассказывает сказки.

2 гр. «Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

…Избушка там на курьих ножках…»

3 гр.«И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных»

4 гр. «Там в облаках … колдун несет богатыря»;

        «…бурый волк ей верно служит»;

5 гр. «Там ступа с Бабою-ягой

Идет, бредет сама собой»

«царь кощей над златом чахнет»

 - Замечательно. Теперь кого нет на нашем дубе?.

- Мы заметили, что на нашем дереве нет золотой цепи, и кота, который по ней гулял, королевича, мимоходом пленяющего царя, колдуна, несущего богатыря; царевны в темнице.

- Хочу обратить ваше внимание на золотую цепь на кота.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

- Золотая цепь  - это и символ Солнца, которое по кругу ходит возле земного мира, и символ волшебной силы потому, что она золотая (золотые предметы в сказках обладают волшебной силой). Вспомните, в одной из сказок мы уже встречали цепь на огромном дубе.

- Дуб, на котором на цепи висит сундук, где смерть Кощея Бессмертного.

- Почему по цепи ходит именно кот? То, что он ходит по кругу, по золотой цепи, обозначает смену дня и ночи, смену правды и вымысла; «песнь», которую он «заводит», связана с правой стороной, с правдой; «сказка» -  с левой стороной, с выдумкой.

Из всех домашних животных кот всегда считался не просто умным, но связанным с миром предков. Заселяясь  дом, в него сначала запускали кошку, оказав, таким образом, уважение предкам, чтобы впредь заручиться их поддержкой. У народов всего мира кот - излюбленный персонаж. Назовите сказки, где кот – главный герой.

- «Кот в сапогах»,  «Кот и лиса», «Кот, петух и лиса».

  1. Закрепление. ПРЕЗЕНТАЦИЯ 666 .( 4 мин)

- А теперь, представьте как бы рассказала этот   отрывок из поэмы няня  Пушкина  А.С.- Арина Радионовна, на этот раз карандашом отметьте паузы и ударения, которые услышите.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.

Выразительное чтение учащимися по частям.(3 мин)

  1. Рефлексия  учебной деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

- Наш урок подходит к концу. Оглядываясь назад, вспомните, какие задачи мы перед собой ставили в начале урока. Выполнили то, что хотели? На листочках выполните задания теста по сегодняшней теме.

  1. Кто автор строк «У лукоморья дуб зеленый…»? ( 3 мин)
  1. Иван Крылов;

 б)  А.С. Пушкин;

  в)  К.И. Чуковский

  1. Почему эту поэмой считают сказкой?
  1. поэме много волшебства, сказочных персонажей;

 б) в поэме много непонятных слов;

 в) все, о чем говориться в поэме – выдумка.

  1. Объясните значение слова «лукоморье»
  1. изогнутый, как лук, берег моря;

б)  море лука;

в) не знаю

Домашнее задание.

Выучить наизусть первые 12 строк отрывка« У лукоморья дуб зеленый…»

Нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. Подготовить сообщения. «Что такое Лукоморье? Где оно?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Исследуем законы волшебных сказок. А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс.

Конспект  и презентация (2 части) к уроку литературного чтения по теме "Исследуем законы волшебных сказок.  А. С. Пушкин "У Лукоморья дуб зелёный" 2 класс....

«Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц «Песенка про сказку»

Урок  литературного чтения во 2 классе  по теме "Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц "Песека про сказку"...

Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»

Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...

Методическая разработка урока литературного чтения. Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстомЗадачи урока:Образовательные:  обеспечить полноценное восприятие текст...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...

Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.

Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...