Главные вкладки

    Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Валерия Сергеевна Лукина

    Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_literaura.odt37.56 КБ

    Предварительный просмотр:


    Предмет: литературное чтение

    2 класс

    Тип урока: урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

    Учебно-методический комплекс:  «Школа России»

    Тема

    Ф. Тютчев «Зима недаром злится». «Весенние воды».

    Цель

    Показать целостность художественного образа его общую природу в разных видах искусства  и обратить внимание детей на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи.

    Задачи

    • формирование у детей навыков осознанного чтения;
    • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов,
    • расширение лексических знаний о слове;
    • при анализе стихотворении Ф.И. Тютчева “Зима недаром злиться” и “Весенние воды” обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения для создания поэтического образа и передачи настроения.
    • воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

    Решаемые проблемы

    - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;

    - учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);

    - воспитывать любовь к родной природе.

    Понятия

    «Лирический герой», «образ», настроение, тема произведения, средства художественной выразительности, рифма.

    Формируемые УУД

    Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

    Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

    Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при  вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

    Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

    Планируе-мый результат

    Предметные:  учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

    Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;  формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

    Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

    Строить монологическое высказывание, используя математические термины, учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

    Определять взаимосвязь между действиями умножения и деления и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

    Ресурсы:

    - основные

    - дополни-тельные

    Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Бойкина М.В. Виноградская Л.А.);

    проектор, мультимедийная доска, ноутбуки для учителя , презентация.

    Этапы урока

    Цели

    Содержание

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД (универсальные учебные действия)

    1. Организационный момент
    • Проверить готовность к восприятию нового знания

    Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка.

    • Организует создание рабочей атмосферы
    • Входят в рабочее состояние

    1. Введение в тему урока( мотивационный момент)
    • Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания;
    • Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания;
    • Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания .
    • Поставить цель урока.

    Звучит музыка из цикла ”Времена года”  (“Весна”) П.И. Чайковского. На её фоне читаю четверостишие:

    Сиренью пахнет, небо ясно,

    Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко – красном

    Шагает по земле:

    Дети хором: “Весна!’ (слайд)

    -Что помогло определить тему нового раздела?

    (музыка, стихи)

    Появляются иллюстрации на доске. (слайд)

    -Чьи это картины?

    -У меня к сожалению рассыпались и перепутались карточки с буквами. Попробуйте прочитать.

    Ответ: Саврасов, Левитан.

    - Как догадались? (читали через букву)

    Какие произведения мы будем читать в этом разделе?

    Есть ли знакомые авторы? В каком жанре они работают? Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? ( рифма, ритм, образные слова).

    • Организует анализ визуальной информации;
    • Организует выделение главного в информации;
    • Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств.
    • Воспринимают визуальную информацию;
    • Анализируют и выделяют главное;
    • Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.
    • Определяют тему урока
    • Отвечают на вопросы.

    Личностные:

    мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности.

    Регулятивные:

    Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание.

    Коммуникативные:

    оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.

    Познавательные:

    Анализ визуальной информации, выделение главного в информации.

    1. Изучение нового материала.
    • Сформулировать затруднение;
    • Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи;
    • Организовать плавное вхождение в тему урока;
    • Организовать дальнейшие учебные действия..

    1. Актуализация знаний.

    -Как вы узнаёте весну? ( дети говорят о приметах)

    А только ли видно весну? Её ещё и слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечуь. Откройте учебники на стр. 110

    Со стихами какого автора мы сегодня познакомимся?

    Ф.  И. Тютчев (слайд) был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.  

    2. Первичное чтение стихотворения “Зима недаром злиться” учителем.

    -О чём рассказал автор? О борьбе Зимы с Весной).

    -Как названа Зима? (Ведьма злая).

    -А весна? (Прекрасное дитя).

    Кого они тебе напоминают?

    -Что делает Весна? А Зима?

     –На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)

    -Как это называется такой прием?  (олицетворение)

    -Поэт волшебник. Совершил чудо – времена года превратил в людей, поэтому их имена написаны с заглавной буквы.  У поэта они ведут себя как люди. Докажите это их действиями. (слайд).

    • Организует подачу разноуровневого материала;
    • Организует обсуждение информации;
    • Организует выполнение пробного действия;

    • Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки;
    • Организует актуализацию знаний в достижении учебных целей.
    • Демонстрирует уровень знаний;
    • Высказывает свой взгляд на учебную проблему;
    • Обсуждают качества пробного действия;

    • Дают оценку учебной деятельности.
    • Работают с текстом.

    Личностные:

    Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка.

    Регулятивные:

    контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.

    Коммуникативные:

    организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.

    Познавательные:

    смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.

    1. Самостоятельная работа.
    • Построить логическую цепь учебных действий по усвоению нового знания;
    • Задать алгоритм самостоятельной работы;
    • Организовать проверку и самопроверку.

    - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения.

    - Прочитайте друг другу.

    - Понравилось ли чтение? Чем?

    • Организует самостоятельную работу учащихся;
    • Задает алгоритм учебных действий;
    • Ставит проблемный вопрос;
    • Подводит к применению нового знания во внешней речи;
    • Организует проверку и самопроверку
    • . Осуществляет самостоятельную работу по овладению новым знанием;
    • Работает над аспектами выразительности чтения;
    • Решает проблемную ситуацию;
    • Осуществляет проверку и самопроверку.

    Личностные:

    личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка.

    Регулятивные:

    саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.

    Коммуникативные:

    Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,

    Оформление диалогической речи.

    Познавательные:

    самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата.

    1. Физкультминутка.

    Дети выполняют движения.

    1. Продолжение работы над новм материалом. Работа по стихотворению “Весенние воды”.
    • Организовать осуществление проекта согласно плану;
    • Ввести новое знание во внешнюю речь;
    • Устранить затруднение;
    • Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта

    Чтение стихотворения про себя, затем вслух.

    Вопросы после чтения.

    -Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении?  (Радость, ликования, ожидания теплых дней)

    -Какие слова создают радостное настроение у читателя?

    -Какой была природа до появления весенних ручьёв?

    -Почему ручьям удалось пробудить природу?

    -как называют себя весенние воды?

    -Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами?

    -Почему поэт называет майские дни хороводом?

    -Итак, какая главная тема этого стихотворения?

    • . Организует анализ информации;
    • Организует поиск существенных признаков объекта;
    • Подводит к осознанию главного в информации;
    • Организует выдвижение и доказательство гипотез
    • Осуществляет анализ текста;
    • Проводит подбор информации согласно поставленным задачам;
    • Высказывает свою гипотезу и доказывает ее;
    • Отрабатывает алгоритм работы с текстом.

    Личностные:

    Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей.

    Регулятивные:

    составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации.

    Коммуникативные:

    активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов.

    Познавательные:

    поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей.

    Закрепление нового знания

    • Организовать условия достижения результата;
    • Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата;
    • Повысить степень усвоения нового знания;
    • Обеспечить включение нового знания в систему знаний.

    - Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников).

    - Кому лучше удалось передать настроение автора?

    - Чье прочтение стало более выразительным и точным?

    - Почему вы так считаете?

    • Организует работу для более глубокого усвоения нового знания;
    • Проводит анализ информации;
    • Подводит к выдвижению аргументов;
    • Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона.
    • Осуществляет многократное прочтение стихотворения;
    • Воспринимает текст во внутренней и внешней речи;
    • Проводит сравнительный анализ информации;
    • Устраняет ошибки и отклонения от эталона.

    Личностные:

    смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности.

    Регулятивные:

    целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона,

    Коммуникативные:

    активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания.

    Познавательные:

    выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое.

    Рефлексия учебной деятельности

    • Зафиксировать результата учебной деятельности;
    • Оценить степень успешности овладения новым знанием;
    • Организовать проведение самооценки учащимися.

    - Назовите автора, стихотворения которого мы сегодня читали.

    - О чем это стихотворения?

    - Какое  понравилось и запомнилось стихотворение?

    - Какие другие стихи этого автора мы читали?

    - Какие стихи о природе вы помните и любите?

    - Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему?

    • Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов;
    • Встраивает новое знание в систему знаний;
    • Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата.
    • Показывает уровень усвоения нового знания;
    • Дает самооценку своей деятельности;
    • Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности.

    Личностные:

    установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение.

    Регулятивные:

    Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

    Коммуникативные:

    активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

    Познавательные:

    Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.

    1. Домашнее задание

    Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

    Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....

    Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...

    Чтение: Ф.Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"

    Метапредметный урок: чтение + Изо с приложениями. Картины художников и детских рисунков о весне....

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

    Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

    Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".

    Конструкт   урока   литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс...