Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Тип урока: изучение нового материала

    Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные: учить прогнозировать содержание произведения, представлять картины весенней природы и находить в произведении подтверждение этому, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; способствовать развитию речи учащихся.

    ·        Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.

     

    Оборудование: учебник по Литературному чтению 2 класс часть 2, под редакцией Климановой Л.Ф.; учебная презентация; аудиозапись произведений из цикла П.И. Чайковского «Временя года» («Весна»)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_tyutchev.doc62.5 КБ
    Файл lch_zima_nedarom_zlitsya.pptx1.96 МБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока.

    Методы и приемы

    Время, мин.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Орг. момент

    Мотивационный

    Словесный: слово учителя

    09:20-09:21

    Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Давайте мы поприветствуем друг друга и улыбнемся! В классе стало немного уютнее от ваших улыбок! Присаживайтесь.

    Эмоционально настраиваются на работу

    Приветствуют учителя

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

    2. Постановка учебной задачи

    Метод: словесно-практический

    Прием: учебный диалог, работа в парах

    09:21- 09:26

    А начнем мы наш урок с повторения.

    -Какой раздел мы начали на прошлом уроке? (Весна, весна! И все ей радо!)

    -Чему он будет посвящен? (произведениям о весне)

    -С какими определениями мы познакомились на прошлом уроке? (олицетворение, воображение)

    - Что такое олицетворение? (Олицетворение – это присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым)

    Хорошо, молодцы! Кто напомнит нам, что было задано на дом? (придумать загадку на весеннюю тему)

    Проверка домашнего задания

    Проверять домашнее задание мы будем в парах. Повернитесь к своему соседу и прочитайте друг другу загадки, которые у вас получились. Выберите самую интересную загадку в паре и прочитайте ее вслух. А остальные пытаются отгадать что это.

    Молодцы! Какие интересные загадки у вас получились!

    Ребята, сегодня мы продолжим с вами знакомиться с новым разделом.

    Повторяют пройденный материал

    Вспоминают определения

    Работают в парах

    Читают свои загадки

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

    Коммуникативные: учитывают мнение одноклассников

    Коммуникативные: работа в парах

    Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

    Метод: словесно-наглядный

    Прием: рассматривание портрета; учебный диалог

    09:26- 09:30

    Посмотрите на слайд. Как вы думаете, кто это? (Федор Иванович Тютчев)

    Правильно, ребята, это Федор Иванович Тютчев.

    Ребята, не случайно я показала вам его портрет. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке?

    Давайте поставим цели нашего урока. Сравните цели, которые поставили вы и цели на слайде. Здесь есть лишняя цель. Как вы думаете какая?

    Молодцы! Вы нашли лишнюю цель! Давайте начнем достигать правильных целей!

    Выдвигают предположения

    Формулируют правильные цели урока

    Анализируют цели на слайде

    Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге

    Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

    Регулятивные: целеполагание

    3. Решение частных задач

    Метод: словесный

    Прием: слово учителя

    Метод: словесно-наглядный; словесно-практический

    Прием: учебный диалог, прослушивание аудиозаписи, рассматривание страниц учебника

    09:30-09:40

    Итак, с творчеством, какого поэта мы сегодня с вами познакомимся? (Ф. И.  Тютчева)

    Что вы знаете об этом поэте? (ответы детей)

    Федор Иванович Тютчев – человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на 4 с половиной года. Однако Тютчев при жизни Пушкина как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным критикам. Только в 1836 году в журнале «Современник» были помещения «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т. «Весенние воды»» - всего 24 стихотворения. Говорят, А.С. Пушкин пришел в восторг и изумление, прочитав эту рукопись. Давайте познакомимся с некоторыми произведениями Ф.И. Тютчева. Откройте учебники на странице 51. Закройте глазки и представьте себе картину из стихотворения.

    Учитель на фоне музыки читает стихотворение

    -«Зима недаром злиться…». Что вы представили, услышав это стихотворение? (ответы детей)

    - Что увидели? Передайте свои впечатления. Что удивило, что запомнилось? (ответы детей)

    - Давайте прочитаем стихотворение по абзацам. Р1, читай первое четверостишие.

    Посмотрите внимательно, есть ли в стихотворении слова, которые вам не знакомы? Посмотрите на слайд.

    Засуетилось – начало суетиться, действовать торопливо

    Нудит – принуждает, заставляет

    Как поэт изображает Весну и Зиму? Какой прием использует? (поэт использует олицетворение, изображает Весну и Зиму как живых существ)

    Найдите в стихотворении, как поэт называет Весну? (прекрасное дитя)

    Как названа в стихотворении Зима? (ведьма злая) Найдите в стихотворении слова и выражения и докажите это.

    А почему слова Зима и Весна автор пишет с большой буквы? (Зима и Весна – живые существа, главные герои произведения) Перечитайте стихотворение и докажите это.

    Молодцы! Мы хорошо с вами поработали!

    Выдвигают предположения

    Слушают слово учителя

    Представляют картину

    Делятся своими чувствами и впечатлениями с одноклассниками

    Читают по абзацам

    Анализируют стихотворение

    Строят речевое высказывание

    Выдвигают предположения и доказывают их

    Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге

    Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

    Коммуникативные: составляют высказывания в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения

    Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

    Физминутка

    09:40- 09:41

    Сейчас мы с вами немного отдохнем и разомнемся. Физминутка!

    Смена вида деятельности

    Личностные: смена вида деятельности

    3. Решение частных задач

    Метод: словесно-практический

    Прием: учебный диалог, анализ произведения

    Метод: словесно-практический

    Прием: учебный диалог, выразительное чтение

    09:41- 09:55

    Давайте еще раз посмотрим на стихотворение. Какое настроение у поэта: он печалится или радуется? (ответы детей)

    На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму, за то, что она не уходит)

    Какое же время года, по вашему,  лучше? (ответы детей)

    Однозначно, какое время года лучше, мы сказать не можем. Каждое время года по-своему прекрасно и любимо.

    Анализ произведения

    -На сколько частей разделили произведение? (5)

    Посмотрите на первую часть.

    -Почему злиться зима?

    -Попробуйте заменить слово недаром близким по значению (неспроста, у нее есть причины злиться)

    - Как вы понимаете последние 2 строчки в первой части? (ответы детей)

    - Прочитайте выразительно

    Найдите вторую часть

    - О каких признаках весенней природы здесь говориться? (Жаворонки уже подняли звон, все засуетилось)

    - Как вы понимаете выражение «все засуетилось»? (ответы детей)

    - В каком темпе мы будем читать эту часть? (в оживленном, радостном)

    - Прочитайте эту часть выразительно

    Посмотрите на третью часть

    - Какое настроение у Зимы и Весны? (Зима ворчит, Весна хохочет)

    - Как шумит Весна? (пуще)

    - Что это значит? (Пуще – сильнее, больше)

    - Прочитайте выразительно

    Прочитайте 4 часть

    - Как поэт называет Зиму? (ведьма злая)

    - Как называет Весну? (прекрасное дитя)

    - Расскажите, как взбесилась Зима и что она сделала? (взбесилась, взяла снег и запустила в Весну)

    Прочитайте про себя 5 часть

    - Как отреагировала Весна на проказы Зимы? (не расстроилась, не стала горевать)

    - В стихотворении есть слово умылася. А как мы говорим? (умылась)

    - Как вы думаете, что означает слово наперекор? (Наперекор – вопреки чему-то)

    - Прочитайте все стихотворение выразительно (3 человека)

    Хорошо, молодец, твоя оценка за выразительное чтение…

    Анализируют стихотворение

    Участвуют в учебном диалоге

    Анализируют произведение вместе с учителем

    Заменяют слово синонимом

    Читают выразительно

    Выдвигают предположения

    Читают выразительно

    Строят предположения

    Читают выразительно

    Строят устный рассказ

    Участвуют в учебном диалоге

    Читают выразительно все стихотворение

    Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге

    Коммуникативные: учитывают мнение одноклассников

    Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

    Коммуникативные: выслушивают мнение соседа по парте, приходят к единому решению

    Познавательные: анализ

    Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

    Познавательные: выразительное чтение

    5. Итог урока. Рефлексия

    09:55- 10:00

    А наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Кто напомнит нам, какие цели урока мы ставили? Достигли ли мы их?

    -Какой раздел мы с вами изучаем?

    -Какое стихотворение мы с вами прочитали?

    -Кто его автор?

    -За что вы могли бы себя похвалить сегодня?

    -Что особенно хорошо у вас получилось?

    Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: Выучить стихотворение на странице 51 наизусть.

    Ребята, вы большие молодцы! У вас сегодня все получилось! Мне было приятно с вами работать! До новых встреч!

    Подводят итоги совместно с учителем

    Записывают домашнее задание

    Оценивают свою работу на уроке

    Прощаются

    Регулятивные: контроль своих действий на уроке

    Тема: «Ф. Тютчев. Зима недаром злиться…
    Прием контраста в лирическом стихотворении»

    Тип урока: изучение нового материала

    Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: учить прогнозировать содержание произведения, представлять картины весенней природы и находить в произведении подтверждение этому, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; способствовать развитию речи учащихся.
    • Личностные: проявлять интерес к предмету; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.

    Оборудование: учебник по Литературному чтению 2 класс часть 2, под редакцией Климановой Л.Ф.; учебная презентация; аудиозапись произведений из цикла П.И. Чайковского «Временя года» («Весна»)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Литературное чтение

    Слайд 2

    Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873 гг )

    Слайд 3

    Познакомиться с творчеством Ф.И. Тютчева; Учиться анализировать стихотворения, воспринимать выраженные в них чувства; Цели урока

    Слайд 4

    А.С. Пушкин старше Ф. И. Тютчева на 4,5 года

    Слайд 6

    Засуетилось – начало суетиться, действовать торопливо; Нудит – принуждает, заставляет;

    Слайд 7

    Познакомиться с творчеством Ф.И. Тютчева; Учиться анализировать стихотворения, воспринимать выраженные в них чувства; Цели урока


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

    Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"

    Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

    Конспект урока по литературному чтению "Зима недаром злится..." 2 класс, Школа России

    Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

    Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Тютчев «Зима недаром злится»" УМК "ПНШ" 2 класс

    Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по текс...