Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лунькова Дарья Дмитриевна

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.

Планируемые результаты

Предметные:

знать определения новых слов; прием олицетворение;                                                                                          

уметь находить выразительные средства изображения в поэтическом произведении; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные:  
-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;                                                                                                           
-проводить самооценку своих действий, поступков и других людей;                                                                                                                                                                          
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                               ФИО учителя: Богданова В.П.

Школа: 95                                                                                                                        ФИ студента: Лунькова Д.

Класс: 2-1                                                                                                                            ФИО методиста: Солопова Т.В.

Конспект урока литературного чтения

Тема: Фёдор Тютчев «Зима недаром злится»

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.

Планируемые результаты

Предметные:

знать определения новых слов; прием олицетворение;                                                                                          

уметь                                                                                                                                                                                                                    находить выразительные средства изображения в поэтическом произведении; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные:  осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;                                                                                                            -проводить самооценку своих действий, поступков и других людей;                                                                                                                                                                          -устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин.

 - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб читателями стать.

 - Повернитесь лицом друг к другу, пожмите ладошки друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

 - Ребята, а что означает рукопожатия, вы знаете?

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

 - Рукопожатие - это жест, который используют при приветствии, прощании, поздравлении, в знак примирения.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

чтение скороговорки

Словесный:

подводящий диалог

Словесный:

учебный диалог

Словесный:

рассказ учеников

4-5мин.

 - Давайте начнем наш урок с чистоговорки. Я прочитаю ее, я вы послушайте.

На – на – на – наконец пришла весна.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Ка – ка – ка – разлилась наша река.
Ель – ель – ель – с крыши капает капель.
Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи.
Ождь – ождь – ождь – льет весенний дождь.

 - А теперь прочитаем все вместе. Готовы? Три-четыре.

 - Потренируйтесь в быстром прочтении 30 секунд. Кто желает прочитать чистоговорку для всего класса?

 - Ребята, сейчас на слайде будут появляться фотографии, ваша задача – внимательно их рассмотреть и предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(Демонстрация фото зимы, ранней весны).

 - Кто догадался? Ваши предположения.

 - Назовите весенние месяцы.

 - Назовите признаки весны.

 - Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.

- Как вы думаете, почему?

 - Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы.

Работают над чистоговоркой.

Рассматривают фотографии.

Отвечают на вопросы.

 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: анализ

III. Постановка учебной задачи

4-5мин.

 - Ребята, посмотрите на слайд и прочтите тему урока.

 - Скажите, какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

Читают тему.

 - Познакомиться со стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится», проанализировать данное стихотворение.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практический: слушание

Практический:

Словарная работа

Практический: слушание и анализ текста

7-8 мин.

 - Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году. С раннего детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.

- Ребята, как вы думаете, почему стихотворение так называется?

 - Ребята, прежде чем читать стихотворение, давайте разберем слова, которые в нем встречаются и могут быть вам непонятны. (слова и определения выносятся на слайд).

 - Словарная работа

И всё засуетилось – забеспокоилось, всё тает.

Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.

Пуще – сильнее.

Недаром - не напрасно.

Наперекор – назло, вопреки.

Подняли трезвон – звонко запели.

Хлопочет - занимается чем-то очень усердно

Взбесилась – очень сильно разозлилась.

 - Сядьте поудобней, расслабьтесь и послушайте, как я буду читать вам это стихотворение. А после вам нужно будет ответить на несколько вопросов.

 - Какое настроение в этом стихотворении? Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение?

 - Какие картины вы представили перед глазами?

 - Какое настроение автора вы уловили?

Слушают биографию автора.

Предполагают, почему стихотворение носит такое название.

Работают над незнакомыми словами.

Слушают стихотворение.

 - В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.

 - Автор радуется наступлению весны.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практический: чтение текста

Словесный:

учебный диалог

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение

Словесный: учебный диалог

4-5 мин.

 - Откройте учебник на странице 120. Давайте прочитаем стихотворение по 4-стишью по цепочке, начиная со 2 ряда, остальные внимательно слушают.

 - Почему слова «Весна» и «Зима» написаны в стихотворении с большой буквы?

 - Как называется такой прием?

 - Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

 - Кто из них старше?

 - У кого скверный характер? Подтвердите строчками из текста.

 - Найдите строчки из которых ясно, что Весна еще ребенок.

 - А теперь найдите другие строчки, которые подтверждают, что Весна и ведет себя, как дитя.

 - Верно! Она не сердится на Зиму, которая бросает ей снег в лицо, а делается от этого только румяней. Так дети могут играть в снежки и не сердиться, если в них попадут снегом. Согласны? Найдите подтверждение моим словам в тексте.

 - Прочитайте строчки, из которых видно, что поэт изображает Зиму как живое существо.

 - Прочитайте строчки, из которых видно, что поэт изображает Весну как живое существо.

 - Как именно слова (слова-названия предметов, признаков, действий) помогают поэту «оживить» природные явления? Прочитайте только эти слова.

Читают стихотворение.

 - Потому что поэт представляет их как живых существ, одухотворяет их.

 - Олицетворение.

 - Зима.

 - Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

 - Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

 - Весна хохочет, шумит, как ребенок:

… Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

 - … Умылася в снегу

И лишь румяней стала.

 

 - Зима недаром злится…

Зима еще хлопочет, и на весну ворчит.

 - Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

 - Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Слова «прекрасное дитя».

 - Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

 - Слова-названия действий помогают одухотворить, оживить природные явления.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение речевого высказывания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: построение речевого высказывания

Физминутка

1мин.

 - А сейчас отдохнем, встаньте все из-за парт и повторяйте движения за мной.

 - Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

 - Молодцы, садитесь. Продолжим наш урок.

Выполняют физические упражнения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

самостоятельная работа

Практический: сверка ответов с ответами соседа по парте

7-8мин

 - Сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.

 - Я раздам вам карточки, на которых слева будут написаны понятия, а справа определения к этим понятиям, но дело в том, что они перепутались. Ваша задача – внимательно прочитать понятие и определение, соединить понятие с правильным определением.

 - Всем понятно задание?

 - Приступаем к выполнению.

 - Первые три человека, которые сделают, поднимите руку, я проверю и поставлю вам отметку.

 - Все выполнили задание?

 - Сверьте ответы с ответами соседа по парте.

(Слова и определения взяты из словарной работы вначале урока).

 - Проверим вашу работу с образцом на слайде.

Внимательно слушают задание.

 

- Да.

Выполняют задание.

 - Да.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: синтез

К: взаимодействие с партнером

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

VII. Включение в систему знаний, повторение

2-3 мин.

 - Теперь давайте каждый прочитает стихотворение по 4-стишью по цепочке, так как дома вам нужно будет его выучить.

 - А теперь прочитайте это стихотворение друг другу в паре вполголоса.

 - Давайте поработаем с поговорками о весне. Каждой группе я раздам поговорку, вам нужно прочитать ее, обсудить в группе и объяснить, как вы понимаете ее смысл.

(раздаточный материал: поговорки о весне)

Работают в группах.

Объясняют смысл и значение пословиц о весне.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обощений

2-3 мин

 - Наш урок подходит к концу. Давайте, мы с вами подведем итог урока.

 - Что мы сегодня повторили, вспомнили?

 - Я раздала вам книжечки, оцените свою работу на уроке.

Если вы считаете, что на уроке были активны, внимательны и тема была понятна, то раскрасьте книжку зеленым.

Если вы работали хорошо, но возникали некоторые трудности, раскрасьте желтым.

Если урок был для вас сложным и на уроке вы плохо работали, то раскрасьте красным.

 - Покажите мне, книги какого цвета у вас получились?

 -  Вы ребята, сегодня хорошо поработали. Мы сегодня с вами провели очень плодотворную и творческую работу.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Л: самооценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мн6-7 умно Л. Н. Толстой Н.П. Шилов Ф.И. Тютчев Ш. Перро Не писал стихи Современный ч елябинский поэт Французский сказочник

Слайд 2

Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Слайд 3

Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Есть в осени первоначальной... Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Чародейкою Зимою Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою , Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Слайд 4

Тема: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

Слайд 5

Скрипка Зима представлена струнными инструментами Флейта Весна представлена духовыми инструментами

Слайд 6

Хлопо́чет Взбеси́лась Напереко́р Ну́дит Трезво́н Пу́ще Звон церковных колоколов в особых торжественных случаях. Очень сильно разозлилась. Вопреки, противоположно тому, чего ожидали, хотели. Еще больше, сильнее. Занимается чем-нибудь усердно . Ну́дный - монотонный, надоедливый.

Слайд 7

Доскажи предложение. Ведьма злая- это _______ Прекрасное дитя-это ________ з има . в есна .

Слайд 8

Эпи́теты - это образные определения, которые выражают сущность предмета или явления.

Слайд 9

Олицетворе́ние - это изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами. Контра́ст - это резкое противопоставление.

Слайд 10

Зима Весна Злится хохочет хлопочет гонит шумит ворчит ведьма дитя злая прекрасное взбесилась горя мало Злится хохочет хлопочет гонит шумит ворчит ведьма дитя злая прекрасное взбесилась горя мало


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.Л. Дуров «Наша Жучка». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.Л. Дуров «Наша Жучка».Цели урока:  продолжить чтение произведений «о братьях наших меньших»; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к животным, учить ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения по теме: В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе. УМК «Школа России»

Конспект урока литературного чтенияпо теме: В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе.УМК «Школа России»...

Конспект урока литературного чтения «А.Усачёв «Бинокль» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством А.А. Усачёва, с художественным произведением «Бинокль»; формирование навыка осознанного и выразительного чт...