Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Шерстобитова Юлия Владленовна

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_chtenie_vesna2.docx39.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературному чтению

    Тема: ВЕСНА,ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО!

    Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»

    Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них  чувства, настроение; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности; познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева о весне; учить анализировать произведения.

    Планируемые результаты :

    •  учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела и произведения;
    • научатся читать стихотворения и загадки выразительно;
    • уметь соотносить загадки и отгадки;
    • научатся сравнивать тексты стихотворений о разных временах года;
    • научатся представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины;
    • уметь объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

    Тип урока: открытие нового знания

    Оборудование: Учебник  «Перспектива», Литературное чтение, 2 класс, 2-я часть; презентация; портрет Ф.Тютчева, визуальные материалы по теме ; аудиозапись произведений из цикла П.И. Чайковского «Времена года»; карточки (задания).

            

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Организационный

    ≈ 1

    - Здравствуйте ребята! Сегодня урок чтения у вас  проведу я. Меня зовут –Юлия Владленовна.

    -И так, давайте начнём урок.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

    2.

    3.

    Мотивационный

    Речевая разминка.

    Постановка целей урока.

    Постановка учебной задачи и её решение.

    Знакомство с новым разделом

    ≈ 3-4

    ≈5-6

    -Прочитайте стихотворение , выбрав способ.

    Позывные

    Лютуют ночные морозы,

    Холодные  ветры свистят.

    Осины, дубы и березы

    Под зябкими звездами спят.

    Но в воздухе есть перемены,

    Они разбудили сосну:

    Иголочки, словно антенны,

    Уже уловили весну.

    В. Орлов

    -Ребята прочитайте стихотворение с разной интонацией.

    -О каких позывных говорит нам автор?-

    -Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения?(Предположения детей)

    -Сегодня ребята, мы с вами начнем изучать новый раздел.

    -Ребята, посмотри на экран. На экране у нас надпись, но вам нужно как вы видите расшифровать её.

    !ОДАР ЙЕ ЁСВ И! АНСЕВ, АНСЕВ

    (Весна!Весна! И всё ей радо!)

    -Откройте учебники на странице 50.Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?

    -Предположите,  что мы будем изучать в данном разделе,  чему учиться и чему научимся?(Предположения детей)

    -А теперь прочитайте и сравните два стихотворения Татьяны Коти «Весенний букет» и «Осенний букет»( стихотворения на слайде, сопровождаются иллюстрацией. Дети читают стихотворения самостоятельно, а затем 2 человека читают вслух выразительно)

    -Какими словами описывает поэт весну и осень? Найдите их и прочитайте.

    -Молодцы! А назовите главные приметы весны.

    -Хорошо, а теперь откройте стр.108 и прочитайте текст.

    -Что вы узнали из этого текста?

    Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют поставленное задание.

    Отвечают на вопросы учителя, делают предположения

    Дети выполняют поставленное задание

    Предполагают  цели на урок

    Принимают и выполняют поставленную задачу

    Отвечают на вопросы учителя, читают текст в учебнике

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

    Р: осмысляют учебный материал

    П.: дополняют и расширяют знания

    4.

    5.

    6.

    Решение частных задач

    Весенние загадки

    Физминутка

    Работа по теме урока: рассказ

    Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»

    ≈ 7

    ≈3-4

    ≈1

    ≈3-4

    ≈15

    - (Воспроизводится аудиозапись произведения «Весна» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского)

    -Что вам представилось во время прослушивания?

    -Прочитайте диалог Вани и Ани на стр.50 учебника.

    -Что вы узнали из этого разговора? Чем стихи отличаются от прозы?( Рифмой, ритмом, образными словами).

    -Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров. Что в узнали из этого текста?

    -Сегодня мы с вами будем работать с определениями «олицетворение» и «воображение» .( Определения и их значение появляются на экране).

    Раздаются карточки с загадками на весеннюю тематику, работа происходит в группах( по5-6 человек)

    -Прочитайте загадки на карточках. Работайте в группах. Потом будем читать эти загадки выразительно.

    Для начала мы с тобой

    Крутим только головой.

    (Вращения головой.)

    Корпусом вращаем тоже.

    Это мы, конечно, сможем.

    (Повороты вправо и влево.)

    Напоследок потянулись

    Вверх и в стороны.

    Прогнулись.

    (Потягивания вверх и в стороны.)

    От разминки раскраснелись

    И за парты снова сели.

    (Дети садятся за парты.)

    -Ребята, мы с вами размялись ,а теперь продолжим изучать новый раздел. Мы познакомимся с жизнью и творчеством Ф.Тютчева.

    -Прочитайте ,что написано на экране (ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ  РОДЁФ- Фёдор Иванович Тютчев.

    Это человек пушкинского поколения. Он младше А.С.Пушкина на четыре с половиной года. Однако при жизни А.С.Пушкина Тютчев как поэт был совершенно неизвестен даже петербургским литературным критикам. Только в 1836 г. В журнале « Современник» были помещены «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью «Ф.Т. «Весенние воды»» -всего 24 стихотворения. А.С.Пушкин пришел  в восторг и изумление, прочитав эту рукопись.( На слайде портрет и дата жизни и смерти Тютчева)

    (Учитель читает стихотворение на фоне музыки)

    -Что вы представили, услышав название этого стихотворения?(Высказывания детей)

    -Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.(Учитель читает стихотворение на фоне музыки)

    -Что вы увидели? Передайте ваши впечатления. Что удивило, запомнилось?( Учитель спрашивает 2 человека) (В стихотворении Тютчев рисует пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времени года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.)

    -Перечитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам незнакомо?(недаром- неспроста, т.е. есть причины; засуетилось- действовать торопливо, быстро; нудит- принуждает, заставляет; хлопочет-трудится,  суетится; трезвон -радостный звон; пуще- сильнее, больше; наперекор- против, противоположно чему-либо(кому- либо) .

    -Какой прием используется в этом стихотворении?(олицетворение) . Приведите в пример несколько строчек, что это олицетворение.

    -Как названа в стих-ии Весна? Как названа Зима? Найдите в тексте такие слова и выражения.(зима-ведьма злая; весна- прекрасное дитя)

    -Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?( Зима и Весна- как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди, перечитайте стихотворение  и докажите это).

    -На сколько частей разделили стихотворение?(На 5)

    1часть.

    -Почему зима злится на весну? Как вы понимаете две последние строчки? Какие слова здесь главные? Прочитайте эту часть выразительно.

    2часть.

    Как понимаете слова « все засуетилось»? В каком темпе будем читать эту часть? Какие слова здесь главные? Прочитайте эту часть выразительно.

    3часть.

    -Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. Какие слова здесь главные? Как шумит Весна? Что значит пуще? Прочитайте эту часть выразительно

    4часть.

    -Прочитайте и выберите из текста слова в доказательство, что Зима так  просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части. Как называет поэт Зиму? Как называет Весну?

    5часть.

    -Как отреагировала Весна на проказы Зимы? В стихотворении есть слово «умылася» а как мы говорим? «умылась». Прочитайте, изображая голосом ,что Весна не унывает. Прочитайте все стихотворение выразительно вслух.

    -Каким тоном нужно читать?( Бодрым, ведь Весна побеждает)

    Слушают учителя, читают учебник, отвечают на вопросы и говорят свои предположения.

    Выполняют поставленную задачу

    Повторяют движения за учителем

    Дети читают, отвечают на поставленный вопрос, слушают рассказ учителя, анализируют, полученную информацию

    Слушают учителя, представляют, высказывают свои представления

    Дети слушают ,воспринимают информацию, отвечают на вопросы, анализируют произведение, доказывают, рассуждают.

    Разбирают, выразительно читают и анализируют стихотворение по частям вместе с учителем

    П:; дополняют и расширяют знания.

    Р: осмысляют учебный материал.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

    Р: осмысляют учебный материал

    П.: дополняют и расширяют знания

    П.: Ориентируются в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

    Р: осмысляют учебный материал.

    7.

    8.

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

    ≈1-2

    ≈2

     - Что вы узнали на уроке? Что у вас особенно хорошо получилось?

    -Какой раздел мы изучаем? Какое стихотворение мы прочитали? Кто его автор? Сегодня вы отлично поработали, спасибо за урок!

    Обобщают, подводят итог

    П.: делать выводы в результате  работы всего класса.

    Р.: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению. Тема:А.Н. Плещеев "Весна", 2 класс

    УМК: "Планета знаний" Учебник: Э.Э. Кац "Литературное чтение", в двух частях, Москва, изд. "Астрель", 2008 г....

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

    Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

    Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

    Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

    Конспект урока по литературному чтению Стихи А. Плещеева "О весне" 2 класс

    Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Стихи А. Плещеева "О весне"...

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»

    Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто»

    Конспект урока по литературному чтению на тему «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто» + презентация...

    Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

    Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...