Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."
методическая разработка по чтению (2 класс)

Бородиневская Анна Евгеньевна

В данном конспекте представлена технологическая карта урока и сам подробный план-конспект урока литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodinevskaya_a.e._zima_nedarom_zlitsya.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Бородиневская Анна Евгеньевна
ГБОУ Гимназия №363 г.Санкт-Петербург

Методическая разработка

урока литературного чтения

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

 Литературное чтение

Класс

2

Тема занятия

Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»

Дидактическая цель

Создать условия для знакомства обучающихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», для совершенствования умения выразительного чтения.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Положительное отношение к учебной деятельности

Л 2.  Формирование внутренней позиции школьника (самоуважение)

МПознавательные

МП 1. Уметь действовать по образцу.

МРегулятивные

МР 1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать  условия её выполнения.

МР 2. Уметь планировать, контролировать и оценивать свою деятельность под руководством учителя.

МКоммуникативые

МК 1. Взаимодействовать со своими товарищами по группе сообща.

МК 2. Отвечать на простые вопросы учителя.

П 1. Уметь определять строфы в стихотворении

П 2.Уметь формулировать своё восприятие произведения по вопросам учителя

П 3. Уметь определять идею,главную мысль лирического произведения

П 4.Уметь находить то, как автор выражает свою позицию в стихотворении

Уметь выразительно читать стихотворение

Учебная задача урока

Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения?

Основные понятия,  изучаемые на уроке

лирика,лирическое произведение,выразительное чтение, строфы

Образовательные технологии

 Диалоговая , здоровосберегающая, рефлексия

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерное оборудование, компьютерные презентации.

Образовательные ресурсы

Интернет – ресурсы:

УМК:

https://infourok.ru

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Орг. Момент
  2. Целеполагание.

(на слайде картина наступления весны)

Как вы думаете, какое время года изображено? Какие изменения в природе произошли с наступлением весны?

Сегодня мы с вами попробуем понять, что необходимо сделать, прежде чем выразительно прочитать стихотворение?

Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения?

  1. Основной этап

Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Вы хотите узнать, как его зовут? А вы сами назовете его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения.

Правильно, Фёдор Тютчев. (Л.Толстой не писал стихи, Ш Перро – французский сказочник, Б.Заходер – современный поэт. Остается Ф.Тютчев.)

Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.

Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» в исполнении народного артиста России - Олега Табакова полюбуйтесь картинами известных художников, которые представлены видеорядом к этому стихотворению. В конце урока мы с вами попробуем ответить на вопрос: С помощью какого средства выразительности передает свое настроение великий русский поэт?

Кому понравилось стихотворение?

Кто может ответить, какое впечатление вызвали у вас картины художников?

Какое же настроение у поэта? Созвучно ли оно с вашим настроением?

К какому литературному жанру относится это произведение как вы думаете?

Лирическое произведение - это произведение, относящееся к лирике.

Лирика - один из трех родов художественной литературы (эпос, лирика, драма) , вид поэтического творчества, который выражает чувства и переживания по поводу события, явления или факта.

Лирика отражает собственное "я автора

Сегодня на уроке мы постараемся понять, как поэту удалось выразить свое настроение в стихотворении, научимся передавать его при выразительном чтении, узнаем какие литературные приемы использовал автор при написании стихотворения.

А теперь прочитайте это стихотворение самостоятельно, найдите и подчеркните в нем незнакомые слова.

Сейчас вы поработаете в парах. На одних листочках написаны слова, а на других – значения этих слов. Ваша задача найти слова, которые есть в стихотворении и подобрать к ним нужное значение, определение. Задание:

1.Недаром-не напрасно, не зря

2.Наперекор-назло

3.Пуще- сильнее

4.Горя мало- о беззаботном, не унывающем человеке,

5.Пора - время

6.Нудит -заставляет

7.Хлопочет-занимается чем-то усердно, добивается чего-то

8.Трезвон-частые, резкие звонки, сильный звон

Молодцы! А теперь немного отдохнём!

Физминутка

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

О чём рассказал нам автор? Два образа – два настроения. На чьей стороне поэт?

Сейчас мы с вами поговорим про каждое четверостишье отдельно.

Часть 1: Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Вопросы:

1.Почему Зима злиться?

2.Как понимаете две последние строчки этой части?

3. Какие слова, по-вашему, являются главными в этой части? Подчеркните их.

Часть 2: И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Вопросы:

1.О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?

2.Каков темп чтения этой части ?

3. Какие слова главные?

Часть 3: Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Вопросы:

1. Какие слова передают настроение Зимы и Весны?

2.Как шумит Весна?

Часть 4: Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Вопросы:

1.Прочитайте слова, доказывающие то, что Зима так просто не уходит.

2.Как называет поэт Зиму?А Весну?

Часть 5: Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Вопросы:

1.Как Весна отреагировала на проказы Зимы?

2.Правильно ли употреблено слово «умылася»?

3.Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.

Сейчас я разделю вас на 2 группы. Первая группа выберет действия Зимы, а вторая – действия Весны.

Зима – хлопочет, ворчит, взбесилась , пустила снежок

Весна – хохочет, шумит, умылася, румяней стала

Молодцы! Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою. Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот? Как Тютчев относится к Зиме, Весне?

Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст,  для того, чтобы показать противостояние добра и зла, новизны и прошлого.

Итак, какова же главная мысль (идея) стихотворения? Идея: “Как бы зима ни злилась, весна наступит”.

На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)

Вот это нам и предстоит доказать! Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Что значит «читать выразительно»? На сколько частей можно разделить стихотворение? Значит сколько будет продолжительных пауз?

А сейчас мы будем готовиться к выразительному чтению стихотворения.

В каком темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем? Почему?

Расставим логические ударения.

Читаем первую строчку и отметим действие Зимы. Подберите синоним.

Читаем вторую строку и отметим, почему Зима злится.

Читаем далее. На кого злится Зима? Какое слово отметим?

Следующая строка. Назовите действие Весны. Замените синонимом.

Почему здесь – гонит?

Подготовьтесь прочитать первое четверостишие. Кто хочет прочитать для всех?

Работаем со вторым четверостишием. Что происходит вокруг?

Читаем дальше и назовем вестников Весны.

Что вы заметили в этой строфе?

Для чего это делает поэт?

Для усиления  звуковой выразительности стихотворения Ф.И.Тютчев применил звукопись. При помощи обилия звуков автор заставляет почувствовать звуки весны, услышать звонкий приход весны.

Кого еще называют вестниками весны? Почему здесь – жаворонки?

Какое слово доказывает, что все вокруг слышат приход Весны?

Кто хотел бы прочитать всем?

Работаем с третьим четверостишием. Что делает Зима? Скажите иначе.

Почему здесь – ворчит?

Читаем третью строчку и отметим действие Весны. Подберите синоним.  Почему у Тютчева – хохочет?

Читаем четвертую строку и найдем слово, которое показывает, что веселье все усиливается и усиливается.

Подготовьтесь читать это четверостишие. Кто готов прочитать для всех?

Работаем дальше. Отметьте в первой строчке действие Зимы. Замените синонимом.  Какие слова в этой строчке подчеркивают высшую степень злобы?

Что сделала Зима дальше?

Читаем дальше и найдем антоним к словосочетанию “ведьма злая”.

Как называется такой приём? Прием, с помощью которого представлен образ в виде живого существа, называется олицетворением. Для чего поэт применил этот литературный прием в своем произведении? Готовимся к чтению этой части. Кто готов прочитать выразительно?

Читаем последнее четверостишие. Найдем в первой строчке слова, говорящие о характере Весны. Что она сделала со снегом, которым Зима хотела ее прогнать, засыпать? Какой стала Весна от снега? Скажите по-другому.  Почему румяней?

Добилась Зима своей цели? Как поступила Весна?

Найдите в последней строчке непонятное слово. Что оно означает? Почему у Тютчева – наперекор?

Кто хочет порадовать нас чтением всего стихотворения?

  1. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

  1. Рефлексия

Кому понравился урок – поднимите руку. Кому было сегодня трудно – хлопните в ладоши. Благодарю вас за активность! До встречи!

Приветствуют учителя

Весна.

Да!

Тютчев.

Дети внимательно слушают стихотворение и смотрят видеоряд.

Дети поднимают руки, отвечают на вопросы учителя.

Дети самостоятельно читают стихотворение, подчёркивая в нём непонятные слова.

Дети работают в парах, выполняют задание. Затем вместе с учителем проверяют его выполнение.

Ученики повторяют за учителем.

О борьбе Зимы с Весной. Поэту симпатична Весна, он радуется весне и осуждает Зиму, за то, что она не уходит.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Ученики, работая в группах, выполняют задание.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Зима может злиться сколько угодно, всё равно Весна наступит.

Поэту не симпатизирует Весна, а Зиму он осуждает.

Соблюдать паузы, выделять голосом «нужные» слова, определять темп чтения.

На пять.

Четыре.

В среднем, Зима сдерживает торопливость Весны, но Весна упорно наступает, не медлит.

Злится. Сердится, недовольна.

Прошла…

Весна.

Гонит, заставляет уйти, провожает.

Настойчиво.

Один ученик пробует прочитать выразительно четверостишье.

Засуетилось, нудит.

Жаворонки.

В строчках:И жаворонки в небе

уж подняли трезвон много звонких и глухих согласных.

Грачей, скворцов.

Очень звонкие, все сразу услышат, что Весна пришла.

Трезвон.

Один ученик пробует прочитать выразительно четверостишье.

Хлопочет, ворчит. Ругается, злится, кричит. Уже нет сил сопротивляться Весне.

Хохочет. Смеётся.

Звонко, заливисто, задорно.

Пуще.

Один ученик пробует прочитать выразительно четверостишье.

Взбесилась. Рассердилась.

Ведьма злая.

Снегу пустила.

Прекрасное дитя.

Да.

Приблизить природу к чувствам человека, показать единство природы и человека.

Один ученик пробует прочитать выразительно четверостишье.

Горя мало. Умылася.

Румяней. Краснее.

Ярче, веселее.

Нет, не добилась.

Наперекор. Назло.

Весна не злая, а настойчивая.

Один, два ученика пробуют прочитать выразительно всё стихотворение.

Ученики записывают домашнее задание.

Ученики прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....

Литературное чтение 2 класс. Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."

Литературное чтение. 2 класс. Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…» Цели:  Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведен...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ф.Тютчев "Зима не даром злится" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климаноа,В.Г.Горецкий 2 клас 2ч. на тему: "Ф.Тютчев "Зима не даром злится"...