Главные вкладки

    Литературное чтение 2 класс. Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."
    методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

     

    Литературное чтение. 2 класс.

     

    Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…»

     

    Цели:  Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведения. Формирование личностных,  коммуникативных и  познавательных УУД.

     

    Задачи:

    - формирование у обучающихся навыков сознательного чтения;

    - пополнение лексических знаний о слове;

    - развивать интерес к чтению, воспитывать любовь к поэзии;

    - воспитывать любовь к природе;

    - формирование  чувство прекрасного на примерах произведений  

       поэтов, художников и композиторов;

    - формирование умений работать в группе, ставить цели, планировать работу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc50.5 КБ
    Office presentation icon tyutchev.ppt1.29 МБ

    Предварительный просмотр:

    Литературное чтение. 2 класс.

    Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…»

    Цели:  Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведения. Формирование личностных,  коммуникативных и  познавательных УУД.

    Задачи:

    - формирование у обучающихся навыков сознательного чтения;

    - пополнение лексических знаний о слове;

    - развивать интерес к чтению, воспитывать любовь к поэзии;

    - воспитывать любовь к природе;

    - формирование  чувство прекрасного на примерах произведений  

       поэтов, художников и композиторов;

    - формирование умений работать в группе, ставить цели, планировать работу.

    Ход урока.

    1. Организация начала занятия.

    1. До чтения.

               Постановка целей урока.

    - Сегодня, ребята, мы с вами вновь начнём перелистывать странички Поэтической тетради, помещённой в наших учебниках. Нам предстоит не только познакомиться с новым произведением, но и попробовать свои силы в оформлении книжной страницы.

    Работать сегодня мы будем в группах.

    Антиципация чтения.   

    -Ребята, что значит поэтическая тетрадь?

    -Какие произведения встретим  в ней?

    - Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся два значения слова. Первое: «Поэзия – это стихи, произведения, написанные стихами», и второе: «Поэзия – это красота и прелесть чего-либо». А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами. У каждой группы на столе лежит лист с загадкой. Сейчас вам необходимо прочитать ей и  отгадать.

    (Ребята в группах читают загадки и отгадывают их)

    - Какие отгадки получились? (сосулька, подснежник, скворечник)

    - Что объединяет все эти отгадки? (весна)

    - Чему будут посвящены стихотворения в нашей поэтической тетрадке? (весне)

    (Появляются слайды с картинами весны)

    - Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.  

    -  Как вы думаете, почему?  

    - Верно. Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Апрель».  И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными  русскими художниками. (слайды с картинами)

    -Какое настроение создало увиденное и услышанное вами? (дети делятся впечатлениями).

    - Очень хорошо.

    Знакомство с писателем

    - Вернёмся к поэзии. Как я уже говорила вам, многие поэты воспевали весну в своих произведениях. Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня. Имя Ф.И.Тютчева мы уже с вами встревали на страничках  учебника. Посмотрите,  вот его портрет.  (Слайды о поэте)

    - С детства Ф.И. писал стихи. Своё первое он  опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.

    III.   Во время чтения.

    Первичное чтение текста.

    Чтение стихотворения учителем.

    -Какое настроение после стихотворения?

    - Какие картины природы увидели?

    - О чём пишет поэт?

    Перечитывание текста.

    - Откройте страницу учебника 110. Перечитайте ещё раз это стихотворение. Обсудите, значение каких слов вам непонятны.

    Словарная работа.

    - Давайте озвучим непонятные слова.

    (на слайде синичка)

    -Посмотрите, ребята, синичка   готова вам помочь. Она принесла вам весточку от весны вот в этих конвертах.  Откроем их. Синичка предлагает вам найти определение неизвестных вам слов. Каждая группа читает определение 2 слов.

     

    Физминутка.

    1. После чтения.

    Беседа по содержанию текста.

    -Ребята, посмотрите на экран. Кто изображён? (Зима и Весна)

    - Как вы догадались кто из них кто? (дети объясняют)

    - Давайте найдём в тексте как называет каждую из них Тютчев? (Ведьма злая и прекрасное дитя).

    -Почему поэт называет зиму ведьма, а весну дитя? (зима уже заканчивается, старая, весна только начинается, как маленькое дитя).

    - Давайте посмотрим в тексте, с какой буквы написаны названия героинь стихотворения? (С большой)

    - Как вы думаете почему?

    - Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратились в людей, поэтому их  

        имена написаны с большой буквы. У Тютчева они ведут себя как люди. Найдите тому

         доказательства в тексте.

     -Найдите и прочитайте, что делает зима.

    - Какие действия совершает весна.

    (Слайд)

    - То есть что делает поэт. Он одушевляет неживые предметы. Наделяет и качествами, которыми обладает человек. Таким приёмом пользуются многие поэты. Как же он называется?  В этом вам опять помогут синичкины   подсказки. Поскорее открываем конверт. Ваша задача: среди нескольких определений выбрать только то, о котором мы сейчас говорили.

    (Дети открывают конверт и читают определение олицетворению)

    -Как же называется этот поэтический приём? Верно. Молодцы. (Слайд)

    - И так, у нас два образа – два настроения. Молодая девушка весна и старуха зима.

    - Как вы считаете, зачем Тютчев показал эти два образа в одном стихотворении?

      (Показать борьбу весны и зимы, добра и зла)

    -В одной строфе автор говорит, что Зима и Весна враги. Прочитайте эти строки.

    -Почему они враги?

    -На чьей стороне автор? Почему так решили?

    - Какое настроение было у Ф.И., когда он писал эти строки?

    -С каким настроение необходимо читать данное произведение?

    Творческое задание:

    -Заглянем ещё раз на страницу учебника.

    - Отразил ли художник содержание стихотворения? Понятно ли из иллюстраций, о чём

        речь?

    - Сейчас мы поможем художникам нашего учебника. Оформим стихотворение сами.

    - Сколько строф в нашем стихотворении? (5).

    -  Каждой группе достаётся своя строфа. А какая, вы должны догадаться сами. Вот, синичкины подсказки.

    - Кому какая строфа досталась. Прочитайте её. А теперь совместно сделайте рисунок к этой строфе.

     (Дети на фоне музыки готовят соё выступление).

    - И так, посмотрим, что же у вас получилось.

    (Каждая группа защищает свою страничку).

    -Посмотрите, какие замечательные иллюстрации у вас получились. Вы большие молодцы!

    V. Подведение итогов урока.

           - Вот и подходит к концу наше занятие.

           - С каким произведение познакомились? Кто его автор?

           - Что ещё нового вы сегодня узнали?

           - За что могли бы себя похвалить или других?

    Рефлексия.

    Сейчас посмотрим,  какое настроение у вас после занятия зимнее хмурое или весеннее радостное. На столах лежат зелёные листочки – символ хорошего настроения, и снежные тучки, говорящие о  грусти. Покажите, какое у вас настроение.

    Молодцы! Спасибо за работу!

    VI. Домашнее задание.

    Подготовить выразительное чтение. Вспомним, что значит читать выразительно. (соблюдать паузы, интонация, настроение)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

    Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

    Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

    Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

    Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

    Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

    Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

    Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...