Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Черненко Галина Васильевна

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_4_klasse.docx19.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

    Тема:  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

    Цели: расширить знакомство с классической литературой; увлечь чтением литературных сказок; обобщить знания детей по изученному разделу; учить работать сообща; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся; формировать и развивать навыки выразительного чтения.

    Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к близким людям.

    Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, карточки с заданиями.

    Предварительная подготовка: учащиеся читают сказки любимых писателей; класс делится, например, на 5 групп по читательским интересам; каждая группа выбирает писателя, творчество которого она будет представлять на уроке; учитель готовит к уроку загадки, вопросы литературной викторины.

    Ход урока 1

    I. Организационный момент

    Встреча с книгой, что с другом,

    Для всех словно праздник,

    А для детской души

    Это нить Ариадны,

    Что ведет их от сказок,

    Былин и преданий

    В мир жизни реальной,

    Мир науки и знаний.

    Книги учат детей

    Всем премудростям жизни —

    Как быть Человеком,

    И быть нужным Отчизне,

    И как правду от лжи

    Все должны отличать,

    Как бороться с врагом

    И как зло побеждать.

    Сегодня мы отправимся в путешествие «По дорогам сказки». Вы покажете и расскажете, чему научились за это время. Итак, в путь, друзья! Нашей обычной выставки книг к уроку нет, мы будем ее составлять в ходе путешествия.

    II. Работа по теме урока

    1. Отчеты команд

    (Каждая команда рассказывает классу о прочитанных книгах и их авторах, знакомит с избранной сказкой и загадывает загадки по прочитанному. Учащиеся могут сопроводить свое выступление электронной презентацией. Во время выступления на доску вывешивают иллюстрации к сказкам, на полочки ставят книги. К концу урока оформляется выставка книг.)

    Пример выступления команды

    Ученики. Мы выбрали сказку про Ивана и его приключения: «как в сусеки он попал, как перо свое проспал, как хитро поймал Жар-птицу, как похитил Царь-девицу, как он ездил за кольцом, как был на небе послом, как он в солнцевом селенье киту выпросил прощенье, как, к числу других затей, спас он тридцать кораблей, как в котлах он не сварился, как красавцем учинился, словом: наша речь о том, как он сделался царем».

    —  Какая это сказка? (Сказка «Конек-Горбунок». Написал ее Петр Павлович Ершов.)

    Вот портрет этого писателя. Он жил очень давно. Его знал А.С. Пушкин, которому очень нравилась сказка «Конек-Горбунок».

    —  Сейчас мы вам прочитаем отрывок из этой сказки. Только внимательно посмотрите на эту картинку. (Учащиеся показывают рисунок, изображающий встречу Ивана с Месяцем Месяцовичем, затем в лицах читают соответствующий отрывок из сказки.)

    —  Ответьте на наши вопросы: как звали царицу, про которую рассказывает Иванушка? (Царь-девица.)

    —  В какой сказке Пушкина герой тоже разговаривает с месяцем? (Королевич Елисей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».)

    А вот три разных издания сказки Ершова «Конек-Горбунок», которые мы нашли, и карточки для классной картотеки.

    2. Литературная викторина «Красная, синяя, черная»

    Учитель. Дополните названия произведений.

    1. Сказка Ш. Перро «Красная...». (Шапочка.)

    2. Сказка Ш. Перро «Синяя...». (Борода.)

    3. Сказка М. Метерлинка «Синяя...». (Птица.)

    4. Рассказ В. Осеевой «Синие...». (Листья.)

    5. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...». (Курица.)

    6. Рассказ А. Куприна «Белый...». (Пудель.)

    7. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...». (Туман.)

    8. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...». (Шейка.)

    9. Рассказ В. Бианки «Оранжевое...». (Горлышко.)

    3. Конкурс «Так все начиналось»

    —  Перед вами начальные строчки известнейших сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

    1. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (И. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».)

    2. «Жил-был в норе под землей хоббит». (Док. P.P. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».)

    3. «В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся». (Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».)

    4. «В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого». (С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».)

    5. «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

    6. «Жил-был... "Король!" - немедленно воскликнут мои маленькие читатели. Нет, дети, вы не угадали. Жил-был кусок дерева». (К. Коллоди. «Приключения Пиноккио».)

    7. «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха, почесался, зевнул и расправил онемевшие лапы одну за другой, прогоняя сон». (Р. Киплинг. «Маугли».)

    —  А сейчас ответьте на вопросы.

    1. Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)

    2. Как звали трех былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

    3. Что было нарисовано на холсте в каморке у папы Карло? (Очаг.)

    4. Хитрющий слуга Маркиза Карабаса. (Кот.)

    5. Кому приходилось изображать «привидение с мотором, ужасное, но симпатичное»? (Карлсону.)

    6. Главный герой этой сказки был хорошим другом Вишенки и Редисочки. Вспомните, как его зовут. (Чиполлино.)

    7. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (Щука.)

    8. Как называется русская народная сказка, главный герой которой - хлебобулочное изделие? («Колобок».)

    9. Где сидел наказанный Буратино до тех пор, пока не совершил побег в Страну дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши? (В чулане.)

    10. В чем медведь тащил Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)

    11. Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не может? («Морозко».)

    12. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка.)

    13. От кого звонил слон Корнею Чуковскому ?(От верблюда.)

    14. «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, — не знают ли кого?..» Откуда эти строки? (Сказ П. Бажова «Серебряное копытце».)

    15. Какое «удобрение» в десять раз увеличивает урожайность на Поле чудес в Стране дураков? (Соль.)  ?

    4. Конкурс «Изобразим героя»

    -  И последнее задание. Каждой команде нужно нарисовать по одному выдуманному герою. В этом герое должно быть собрано как можно больше элементов известных сказочных героев. Например, хвост Русалочки, гребень Петуха, меч богатыря и т. д. И обязательно назовите его.

    (Ученики рисуют, затем представляют собой работы на выставке, называя «сборные» элементы.)

    III. Подведение итогов урока

    (Награждение победителей.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Великие русские писатели"

    Обобщающий  урок , с использованием ИКТ. Урок  подготовлен  по программе "Школа России" , автор учебника  Климанова, Горецкий и.др....

    План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

    Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовкимладшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общемуразвитию и воспитанию ребенка. Главной задачей курс...

    Конспект урока по литературному чтению "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс

    Конспект урока по литературному чтению по теме "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс Школа России ФГОС. Показана групповая работа и работа в парах. Итогом является тест по раздел...

    Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»

    Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»...

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

    Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...