Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Стриковцова Екатерина Николаевна

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_urokov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

3 класс, учитель Стриковцова Е.Н.

Технология «Обучение в сотрудничестве»

Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится.

Цель: воспитывать любовь к чтению.

Задачи: - формировать навык выразительного чтения, элементарных представлений по теории литературы;

             - развитие речи, эмоционально-чувственной сферы;

             - воспитывать нравственные качества учащихся.

Речевая разминка.

Встретил в чаще ёж ежа:

- Как погода, ёж?

- Свежа!

И, пошли домой, дрожа,

Горбясь, ёжась, два ежа.

  1. Разбор значений слов: свежа, дрожа, ёжась.
  2. Выявление интонаций.
  3. Проговаривание вслух медленно.
  4. Проговаривание без звука с выразит.артикуляцией.
  5. Самостоятельная подготовка.
  6. Чтение по ролям.

Проверка д/з.

Актуализация темы урока:

- Какое время года?

-Зима только началась или подходит к завершению?

- А почему мы уже чувствуем, что зима сдает свои права?

Ф.И.Тютчев.

- Сегодня мы познакомимся с произведением  Ф.И.Т. (1803 – 1873)

О поэте: Родился в дворянской семье, в селе Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома, под руководством учёного, переводчика и поэта Семёна  Раича. Именно его первый учитель привил интерес и  любовь к поэзии. Ф.И.Т. начал писать стихи в 15 лет.              

               Специально для детей он не писал. Но некоторые его стихи о природе вошли в круг детского чтения: «Есть в осени…», «Весенняя гроза», «Весенние воды».

В нашем рабочем уголке представлены несколько книг. Кто заинтересовался на перемене подойдите и посмотрите выставку.

- Вспомните, в осенний период мы уже касались творчества этого поэта. Какое      

  стихотворение мы изучали? (Есть в осени первоначальной)

- О каких изменениях в природе оно нам рассказало?

- Изменения в природе очень часто изображает Ф.И.Т. в своих стихах.

И сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Ф.И.Т.

Работа над стихотворением.

  1. Чтение стиха (учитель наизусть).
  2. Какое настроение передал поэт? Устойчиво ли оно в течение всего стиха?
  3. О каком времени года? (предчувствие весны).
  4. От чьего лица написан стих?

Анализ стихотворения.

Чтение стиха детьми самостоятельно. Какие слова были непонятны?

 Словарная работа:

-нудит

-трезвон

-пуще

-наперекор

  1. Чтение вслух по 1 строфе.
  2. Какие времена года описывает поэт в стих.?
  3. Похожи ли они по настроению? Почему?
  4. Так что же происходит между зимой и весной? (борьба).
  5. Как вы думаете, исход этой борьбы предрешён? Почему?
  6. Найдите в тексте и прочитайте, что делает зима? Что делает весна?
  7. Разбор событий во 2 и 4 строфе. Использовать образные представления детей.

Групповая работа.

Каждая группа работает со своей строфой.

Задания (на листах):

  1. Выявить интонации, паузы.
  2. Найти рифмы.
  3. Найти средства художественной выразительности (сравнения, олицетворения, эпитеты).
  4. Подготовить выразительное чтение строфы.

Проверка групповой работы.

- Сначала 1-3 задания.

- Затем 4 задание, по 1 человеку из группы так, чтобы получилось одно целое.

Творческая работа.

1 группа:  «Синоптики» - составляют прогноз погоды.

2 группа:  «Друзья природы» - составляют советы зиме и весне, чтобы они не боролись.

3 группа:  «Врачи» - составляют советы по сохранению здоровья в период смены зимы и весны.

4 группа:  «Служба безопасности» - составляют правила безопасности.

5 группа:  «Художники» - рисуют иллюстрацию.

Итог урока:

- С каким произведения познакомились?

- Кто написал это стихотворение?

- О каких изменениях в природе мы узнали?

Д/З:  с.25 наиз.

Рефлексия (групповая): «Клумба»