Открытый урок Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Назарова Олеся Павловна

«Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением о весне; подвести к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое; учить выразительному чтению лирического стихотворения; формировать умение выражать своё отношение к прочитанному; развивать воображение; воспитывать любовь к природе, языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_ne_darom_zlitsya.rar2.35 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа XXI век», 2 класс

Тема урока. «Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…»

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением о весне; подвести к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое; учить выразительному чтению лирического стихотворения; формировать умение выражать своё отношение к прочитанному; развивать воображение; воспитывать любовь к природе, языку.

Планируемые результаты.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: анализировать стихотворение с целью выделения в нём существенных признаков: обобщать.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

– Сегодняшний урокя предлагаю вам начать с песенки “Солнечная капель”. Фонограмма песни “Солнечная капель”

Дети слушают песню.

– Какое настроение у вас стало, когда вы услышали эту песню? (Веселое, радостное, весеннее, светлое.)

– Я желаю вам, чтобы такое светлое весеннее настроение не покидало вас и сегодня, и еще много-много дней.

II. Постановка цели урока.

   – Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песенки?
  – Верно, наступила весна, и на уроках литературного чтения мы будем знакомиться с произведениями о весне.

   – А давайте вспомним, какие произведения мы уже изучили?

Игра «Волшебный мешочек»

  1. О каком хлебе просил русский народ весну?
  1. обильном; 2) сильном; 3) высоком.

2.Из какого произведения строчка: С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна…

1) Рассказ А.Чехова «Весной»; 2) Сказка Г.Скребицкого «Весна-художник»; 3)Стихотворения А.Пушкина «Гонимы вешними лучами…».

3. В названии какого произведения есть ошибка?:

1) А. Ахматова Перед зимой бывают такие дни…»; 2) Песня «Весна, весна красная!»; 3) Рассказ А. Чехова «Весной».

4) Из какого произведения строчка: «Приступила к работе Весна Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?»  

1) Г. Скребицкий «Весна-художник»;

2) Рассказ А. Чехова «Весной»;

3) Песня «Весна, весна красная!»

5) Из какого произведения диалог:

— Снег, дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет: осунулся и почернел!

— Плохи дела, Ветер, — испаряюсь. Таю не по дням, а по часам. Раскис совсем, слякоть развёл. У всех на глазах умираю, а всем хоть бы что!

1) Н. И. Сладков «Снег и Ветер»;

2) Рассказ А. Чехова «Весной»;

3) Сказка Г. Скребицкого «Весна-художник»;

– Сегодня мы продолжим изучение произведений о родной природе и познакомимся с новым произведением о весне. Послушайте.

ФИЛЬМ  Чтение стихотворения учителем.

– Молодцы! Слушали внимательно.

– Какое же настроение у поэта?

– Похоже оно на ваше настроение?

А вы знаете, кто написал это стихотворение? (Ф.И. Тютчев)

– Сегодня на уроке мы постараемся понять, как поэту удалось выразить свое настроение в стихотворении, научимся передавать его при выразительном чтении.http://festival.1september.ru/articles/592596/img2.jpg

ФОТО НА ДОСКЕ  Сообщение об авторе.

Тютчев Фёдор Иванович (1803-1873 гг.). Поэт.

Родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Отец Тютчева, Иван Николаевич, был помещиком среднего достатка. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. С четырёх лет Тютчева воспитывает его дядя Н. Хлопов, бывший крепостной. Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. С 1819 года Фёдор Иванович поступает в Московский университет на словесное отделение, где изучает литературу, историю, искусства, археологию.

ВЫСТАВКА КНИГ

III. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева “Зима недаром злится”.

1. Чтение полушёпотом детей самостоятельно.

1. Лексическая работа  (работа в группах)

– В стихотворении вам встретились трудные, непонятные слова?
    – Какие слово выделено в тексте? 

 На слайде выписаны слова:

Недаром – не напрасно, не зря

Пора – время

Нудит – заставляет

Трезвон – частые, резкие звонки, сильный звон

Хлопочет – занимается чем-то усердно, добивается чего-то

Пуще – сильнее

Горя мало – о беззаботном, не унывающем человеке,

Наперекор – назло

Чтение хором!!!

–  О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)

– Что он хотел сказать? (Как бы зима ни злилась, весна наступит)

Физкультминутка. Творческая работа.

Дети смотрят в окно через “рамочку” из пальцев, создавая при этом для себя картину, фото.

– “Вдохновение вы можете найти в любой вещи, на которую смотрите. Если вы не находите там вдохновения, – посмотрите еще раз.”

– Какие признаки весны увидели?

– Что говорит о том, что зима еще не хочет уходить?

4. Знакомство с приемом олицетворения.

– Что делает Зима?

– А теперь давайте подчеркнем слова которые характеризуют зиму

– Можно ли сказать так о времени года?

– О ком так говорят? (О человеке.)

–Какой бы ее нарисовали?

– С каким выражением будем читать о зиме? (Сердито, ворчливо, со злобой, недовольно, разъяренно, гневно.)

– Отметим это в тексте.

– Что делает Весна?     – Как бы изобразили Весну?

– С каким выражением будем читать о Весне? (Весело, жизнерадостно, светло, задорно, с ликованием.)

– Отметим это в тексте.

– Такой прием, когда о неживом существе говорят, как о человеке, называется олицетворением.

Дети хором читают записанное на доске слово: олицетворение.

5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения, языковой анализ.

– А сейчас мы будем готовиться к выразительному чтению стихотворения.
– В каком 
темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем? Почему? (В среднем, Зима сдерживает торопливость Весны,

но Весна упорно наступает, не медлит.)

– Давайте отметим слова в каждой строчке, которые нужно выделить интонацией.

ПЕРВОЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ

– Читаем первую строчку и отметим действие Зимы. (Злится.) 

– Читаем вторую строку и отметим, почему Зима злится. (Прошла…)

– Читаем далее. На кого злится Зима? Какое слово отметим? (Весна.)

– Следующая строка. Назовите действие Весны. (Гонит.) 

– Подготовьтесь прочитать первое четверостишие. Кто хочет прочитать для всех?

ВТОРОЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ

– Работаем со вторым четверостишием. Что происходит вокруг? (Засуетилось, нудит.)

– Читаем дальше и назовем вестников Весны. (Жаворонки.) 
– Какое слово доказывает, что все вокруг слышат приход Весны? 
(Трезвон.)
– Прочитайте друг другу это четверостишие.

Физкультминутка “Встречаем Весну”.

Давайте немного отдохнем.

Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!

 РАБОТАЕМ С ТРЕТЬИМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.

– Что делает Зима? (Хлопочет, ворчит.) Скажите иначе. (Ругается, злится, кричит.) 

– Почему здесь – ворчит? (Уже нет сил сопротивляться Весне.)
– Читаем третью строчку и отметим действие Весны.
 (Хохочет.) 

– Почему у Тютчева – хохочет? (Звонко, заливисто, задорно.)

– Читаем четвертую строку и найдем слово, которое показывает, что веселье все усиливается и усиливается. (Пуще.)

– Можно опустить это слово? Что потеряем? (Потеряем усиление действия.)

– Подготовьтесь читать это четверостишие. Кто готов прочитать для всех?

РАБОТАЕМ С ЧЕТВЕРТЫМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.

– Работаем дальше. Отметьте в первой строчке действие Зимы. (Взбесилась.) Замените синонимом.(Рассердилась.) 

– Какие слова в этой строчке подчеркивают высшую степень злобы? (Ведьма злая.)

– Что сделала Зима дальше? (Снегу пустила.) 

– Почему здесь – пустила? (Длительное действие.)

– Читаем дальше и найдем антоним к словосочетанию “ведьма злая”. (Прекрасное дитя.) 

– Вспомните, какой мы рисовали Зиму, а какой – Весну. Точно мы их описали?
– Готовимся к чтению этой части.

РАБОТАЕМ С ПЯТЫМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.

– Читаем последнее четверостишие. Найдем в первой строчке слова, говорящие о характере Весны. (Горя мало.)

– Что она сделала со снегом, которым Зима хотела ее прогнать, засыпать? (Умылася.) 
– Какой стала Весна от снега? 
(Румяней.) Скажите иначе (Краснее.) 

– Добилась Зима своей цели? Как поступила Весна? 

– Найдите в последней строчке слово. (Наперекор) Что оно означает? (Назло)  – Прочитаем все вместе последнее четверостишие.
– Кто хочет порадовать нас чтением всего стихотворения?

IV. Итог урока.

– Что было главной целью на уроке? (Готовились к выразительному чтению стихотворения.)  – Для чего мы учимся читать стихи выразительно? (Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение.). У кого сегодня на уроке было такое настроение?

V. Рефлексия. Давайте изобразим с вами солнышко нашего настроения. Если вы довольны своей работой на уроке, то прикрепим к солнышку яркий лучик, а если недовольны, то темный.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Легкие, несмелые.        

-Спасибо за работу!

Молодцы!

VI. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."

Знакомство с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...

Урок чтения во 2 классе. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."

ТЕМА: Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится».ЦЕЛЬ: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева;развитие навыков выразительного чтения поэтического произведения;развитие навыков ...

Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...

Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."

Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается....

Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев " Зима недаром злится".

Конспект открытого урока  чтения  во 2 классе Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...