Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Федотова Ольга Федоровна

Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_urok.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

 с использованием исследовательской работы в группах.

2 класс

«Школа России»

Учитель: Федотова О.Ф.

Тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится…" 

Цель:  знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Задачи:

-учить анализировать произведение, воспринимать в них чувства, настроения,

-развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание,

-воспитывать любовь к природе, русской литературе.

Оборудование:

  1. учебник “Родная речь” для 2 класса / Сост. Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2012г
  2. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
  3. Карточки для чтения
  4. Мультимедийный проектор
  5. Компьютор
  6. Презентация
  7. Рисунки детей

                 

  1. Организация класса
  2. Минутка чтения: (карточки)

. На-на-на вот и к нам пришла весна

Це-це-це ярко светит солнце

Ег-ег-ег начинает таять снег

Ты-ты-ты появляются цветы

Чи-чи-чи и кругом журчат ручьи

Ра-ра-ра раскричалась детвора

Та-та-та ах! Какая красота

  1. Актуализация знаний:

-Прочитайте и отгадайте загадку: ( ИКТ)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Малышам радость подарила,

А ещё на санках прокатила.

-Что это? Как догадались? Что вам подсказало? Да, это зима.

-Какая она? Какой она вам запомнилась?  (ИКТ)

-Прочитайте ещё загадку:  (ИКТ)

Весело шагает красавица.

Её рука всего касается.

Снежок тает на полях.

Нет метелей во дворах.

А ей все радуются.

-Что это? Как догадались? Что вам подсказало? Какие признаки весны?

-Какие изменения в природе происходят сейчас?  (ИКТ)

4 Сообщение темы урока:

-Ребята, как вы думаете о чём будет стихотворение, если оно начинается так:

«Зима недаром злится…»

-Кто злится? Почему злится? Что случилось?

-Мы сегодня на уроке будем заниматься исследовательской деятельностью, находить слова о зиме и  весне в художественном произведении, а к концу урока выдадим продукт нашей работы-

5 Сообщение об авторе. (ИКТ)

Стихотворение «Зима недаром злится» написал русский поэт Фёдор  Иванович Тютчев. Ещё будучи мальчиком, чуть старше вас , он занимался переводами и уже писал свои стихи.

Жил он очень давно, ещё во времена А,С, Пушкина.

6 Словарная работа:  (ИКТ)

В стихотворении встретятся незнакомые слова.

-Куда нужно заглянуть, чтобы узнать значение слова?

-Правильно, в словарь .  (ИКТ)

-Объясним значение с помощью синонимов или подбора однокоренных слов:

                 (ИКТ)

Недаром- не напрасно, не зря.

Пора- время

Нудит- заставляет

Трезвон- частые звонки, сильный звон,

Хлопочет- добивается, занимается усердно чем-то

Пуще- сильнее

Горя мало- о беззаботном человеке, о неунывающем

Наперекор- назло

7 Знакомство с произведением:

 Прослушивание аудиозаписи. (исполнение Олега Табакова)

-О чём это стихотворение?

- Между кем происходит борьба?

8 Чтение с учителем (хором)

9. Чтение «шепотком»

-На чьей стороне автор?

-Послушаем чтение …

10 Анализ произведения:

-Чьи образы показаны в стихотворении? Два противоположных образа-два настроения.

Автор использует литературный приём :КОНТРАСТ        

Контраст- это противоположность.   (ИКТ)

-Какие ещё приёмы использует автор?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- о неживом существе говорят ,как о человеке. (ИКТ)

11 Работа в группах.(исследование)

-Сейчас мыс вами заниматься исследованием в группах.

Первая группа готовит всё о зиме, её действия, как автор называет её,

А вторая группа- о весне.

Вы должны будете выписать действия своего образа на листы и сделать рисунок, какой вы её представляете.  Готовите чтение слов о своём образе.

Самостоятельная работа.

12 Защита своих продуктов исследований:  (прикрепляют слова на доску)

1 группа:                           2 группа:

Злится                                    стучится и гонит

Хлопочет                               хохочет

Ворчит                                   шумит

Взбесилась                            горя мало      

                       

Ведьма злая                           прекрасное дитя

Пустила                                 умылася

                                               Румяней стала    

Злится—сердится, не довольна, но злится-сильнее

-Почему злится?   Прошла пора (время)

-Как весна стучится? (капель, дятел, звуки)

-Гонит-синоним?  (заставляет уйти, но настойчиво.)

-Хлопочет, ворчит, как сказать по-другому? (ругается, злится)

-Но почему автор говорит: ворчит?  (старая, нет сил сопротивляться)

-Хохочет. Синоним? (смеётся). Почему хохочет? (сильнее, заливестее)

-Шумит. Как весна может шуметь? (ручьи, птицы)

-Взбесилась . Синоним? (рассердилась, но сильнее взбесилась)

-Ведьма злая- прекрасное дитя. Почему такая противоположность?

-Пустила. Что? Что мы делаем со снегом? (Бросаем).

-Почему у автора пустила? (дольше действие: метель, снегопад и тд)

-Что сделала Весна со снегом, которым хотела Зима прогнать Весну?

-Умылася .

-Какой лишь Весна стала? (румяней).

-Что значит румяный? (красный).

-А здесь? Ярче, веселей.

-Какая Зима? Она не злая, а настойчивая.

13 Чтение стихотворения.

1 группа читает слова о Зиме,

2 группа –слова о Весне.

 Читающим –костюмы, чтобы войти в образ. (Зиме-парик, Весне-венок)

-Как будем читать о Зиме? ( недовольно,…)

-Как нужно читать о Весне?  (с радостью, весело)

-Сейчас будем читать полностью всё произведение-1 ученик.

-слушайте внимательно, оцените чтение читающих.

14.Домашнее задание: читать выразительно стихотворение наизусть.

15 Рефлексия:

-Каждый выбирает себе листочек и прикрепляет к дереву:

 Зелёный -если работать на уроке понравилось, было интересно.

Жёлтый- если работать было трудно.

Красный- если было скучно, работать не понравилось.

16.Итог урока.

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...

Конспект урока литературного чтения Н. Н. Носов «Телефон» 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон», формирование умения анализировать текст Планируемые результат...