Главные вкладки

    Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Федотова Ольга Федоровна

    Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konkurs_urok.docx23.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

     с использованием исследовательской работы в группах.

    2 класс

    «Школа России»

    Учитель: Федотова О.Ф.

    Тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится…" 

    Цель:  знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

    Задачи:

    -учить анализировать произведение, воспринимать в них чувства, настроения,

    -развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание,

    -воспитывать любовь к природе, русской литературе.

    Оборудование:

    1. учебник “Родная речь” для 2 класса / Сост. Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2012г
    2. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
    3. Карточки для чтения
    4. Мультимедийный проектор
    5. Компьютор
    6. Презентация
    7. Рисунки детей

                     

    1. Организация класса
    2. Минутка чтения: (карточки)

    . На-на-на вот и к нам пришла весна

    Це-це-це ярко светит солнце

    Ег-ег-ег начинает таять снег

    Ты-ты-ты появляются цветы

    Чи-чи-чи и кругом журчат ручьи

    Ра-ра-ра раскричалась детвора

    Та-та-та ах! Какая красота

    1. Актуализация знаний:

    -Прочитайте и отгадайте загадку: ( ИКТ)

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки,

    Малышам радость подарила,

    А ещё на санках прокатила.

    -Что это? Как догадались? Что вам подсказало? Да, это зима.

    -Какая она? Какой она вам запомнилась?  (ИКТ)

    -Прочитайте ещё загадку:  (ИКТ)

    Весело шагает красавица.

    Её рука всего касается.

    Снежок тает на полях.

    Нет метелей во дворах.

    А ей все радуются.

    -Что это? Как догадались? Что вам подсказало? Какие признаки весны?

    -Какие изменения в природе происходят сейчас?  (ИКТ)

    4 Сообщение темы урока:

    -Ребята, как вы думаете о чём будет стихотворение, если оно начинается так:

    «Зима недаром злится…»

    -Кто злится? Почему злится? Что случилось?

    -Мы сегодня на уроке будем заниматься исследовательской деятельностью, находить слова о зиме и  весне в художественном произведении, а к концу урока выдадим продукт нашей работы-

    5 Сообщение об авторе. (ИКТ)

    Стихотворение «Зима недаром злится» написал русский поэт Фёдор  Иванович Тютчев. Ещё будучи мальчиком, чуть старше вас , он занимался переводами и уже писал свои стихи.

    Жил он очень давно, ещё во времена А,С, Пушкина.

    6 Словарная работа:  (ИКТ)

    В стихотворении встретятся незнакомые слова.

    -Куда нужно заглянуть, чтобы узнать значение слова?

    -Правильно, в словарь .  (ИКТ)

    -Объясним значение с помощью синонимов или подбора однокоренных слов:

                     (ИКТ)

    Недаром- не напрасно, не зря.

    Пора- время

    Нудит- заставляет

    Трезвон- частые звонки, сильный звон,

    Хлопочет- добивается, занимается усердно чем-то

    Пуще- сильнее

    Горя мало- о беззаботном человеке, о неунывающем

    Наперекор- назло

    7 Знакомство с произведением:

     Прослушивание аудиозаписи. (исполнение Олега Табакова)

    -О чём это стихотворение?

    - Между кем происходит борьба?

    8 Чтение с учителем (хором)

    9. Чтение «шепотком»

    -На чьей стороне автор?

    -Послушаем чтение …

    10 Анализ произведения:

    -Чьи образы показаны в стихотворении? Два противоположных образа-два настроения.

    Автор использует литературный приём :КОНТРАСТ        

    Контраст- это противоположность.   (ИКТ)

    -Какие ещё приёмы использует автор?

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- о неживом существе говорят ,как о человеке. (ИКТ)

    11 Работа в группах.(исследование)

    -Сейчас мыс вами заниматься исследованием в группах.

    Первая группа готовит всё о зиме, её действия, как автор называет её,

    А вторая группа- о весне.

    Вы должны будете выписать действия своего образа на листы и сделать рисунок, какой вы её представляете.  Готовите чтение слов о своём образе.

    Самостоятельная работа.

    12 Защита своих продуктов исследований:  (прикрепляют слова на доску)

    1 группа:                           2 группа:

    Злится                                    стучится и гонит

    Хлопочет                               хохочет

    Ворчит                                   шумит

    Взбесилась                            горя мало      

                           

    Ведьма злая                           прекрасное дитя

    Пустила                                 умылася

                                                   Румяней стала    

    Злится—сердится, не довольна, но злится-сильнее

    -Почему злится?   Прошла пора (время)

    -Как весна стучится? (капель, дятел, звуки)

    -Гонит-синоним?  (заставляет уйти, но настойчиво.)

    -Хлопочет, ворчит, как сказать по-другому? (ругается, злится)

    -Но почему автор говорит: ворчит?  (старая, нет сил сопротивляться)

    -Хохочет. Синоним? (смеётся). Почему хохочет? (сильнее, заливестее)

    -Шумит. Как весна может шуметь? (ручьи, птицы)

    -Взбесилась . Синоним? (рассердилась, но сильнее взбесилась)

    -Ведьма злая- прекрасное дитя. Почему такая противоположность?

    -Пустила. Что? Что мы делаем со снегом? (Бросаем).

    -Почему у автора пустила? (дольше действие: метель, снегопад и тд)

    -Что сделала Весна со снегом, которым хотела Зима прогнать Весну?

    -Умылася .

    -Какой лишь Весна стала? (румяней).

    -Что значит румяный? (красный).

    -А здесь? Ярче, веселей.

    -Какая Зима? Она не злая, а настойчивая.

    13 Чтение стихотворения.

    1 группа читает слова о Зиме,

    2 группа –слова о Весне.

     Читающим –костюмы, чтобы войти в образ. (Зиме-парик, Весне-венок)

    -Как будем читать о Зиме? ( недовольно,…)

    -Как нужно читать о Весне?  (с радостью, весело)

    -Сейчас будем читать полностью всё произведение-1 ученик.

    -слушайте внимательно, оцените чтение читающих.

    14.Домашнее задание: читать выразительно стихотворение наизусть.

    15 Рефлексия:

    -Каждый выбирает себе листочек и прикрепляет к дереву:

     Зелёный -если работать на уроке понравилось, было интересно.

    Жёлтый- если работать было трудно.

    Красный- если было скучно, работать не понравилось.

    16.Итог урока.

     

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

    Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

    Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...

    Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России

    Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...

    Конспект урока литературного чтения Н. Н. Носов «Телефон» 3 класс Школа России

    Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон», формирование умения анализировать текст Планируемые результат...