Главные вкладки

    Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев " Зима недаром злится".
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Мамбеткулова  Токжан  Джамбуловна

    Конспект открытого урока  чтения  во 2 классе Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по теме "Ф.Тютчев «Зима недаром злится»"

    Задачи:

    • Создать условия для развития навыка выразительного чтения на основе произведения Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”;
    • развивать и совершенствовать навыки чтения; активизировать словарный запас учащихся; развивать творческие способности учеников;
    • прививать интерес к книгам, любовь к родному краю, природе, экологически бережное отношение к ней.

    Предметные умения:

    Совершенствовать осмысленность и выразительность чтения. Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять эмоциональный характер произведения, мотивацию персонажа. Наблюдать за использованием средств языковой выразительности (художественным повтором, олицетворением), за использованием глаголов в художественно организованной речи. Обогащать словарный запас. Иллюстрировать прочитанное. Заучивать наизусть.

    УУД:

    Личностные УУД: Развивать эстетический вкус. Формировать экологическое сознание.

    Регулятивные УУД: Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. Развивать способность к самооценке.

    Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера и языковой выразительности.

    Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания.

    Характеристика деятельности учащихся:

    Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют мотивацию персонажа. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. Заучивают наизусть.

    Ход урока

    В классе звучит журчание ручейка, пение птиц.

    1. Подготовка к восприятию.

    – О чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О весне.)
    – Как вы догадались? (Журчание ручейков, пение птиц.)
    – Какие голоса вы слышите весной? (Пение птиц – грачей, капель.)
    – Правильно. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Прочитайте хором его название на доске.

    2. Знакомство с биографией поэта.

    На доске слова: Тема: “Весна идет, весне дорогу!..” и репродукции А.К.Саврасова “Ранняя весна”, “Весенний день”.

    – Рассмотрите репродукции А.К.Саврасова “Ранняя весна”, “Весенний день”. Какое настроение у вас возникает?
    – Чем хороша весенняя природа?
    – Об изменениях в природе писал замечательный русский поэт Федор Иванович Тютчев.

    На доску портрет Ф.И.Тютчева.

    – О жизни этого поэта нам расскажут ребята.

    Учащиеся рассказывают биографию.

    Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря в родовом имении отца, дворянина и помещика Тютчева, в селе Овстуге Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома под руководством ученого, переводчика и поэта Семена Раича. С детства хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски.

    В 1819 г. поступил на словесное отделение Московского университета. После его окончания, поступил на службу в Министерство иностранных дел. С 1822 г. в течении 22 лет жил и работал за границей. После возвращения на Родину остался на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству.

    Стихи Тютчев начал писать в 1818г. Еще в подростковом возрасте, однако печатался редко, не был знаком читателям в 1836 г. К Пушкину попала тетрадь стихотворений Тютчева, и великий поэт разрешил публикацию 24 стихотворений в своем журнале “Современник”. Однако настоящая известность пришла к Тютчеву в 1854 г., когда он выпустил сборник стихов.

    Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения: “Весенняя гроза”, “Весенние воды”, “Листья”, “Зима недаром злится”, “Чародейкою Зимой”, “Есть в осени первоначальной”, “Радуга”.

    Поэзия Тютчева вдохновляла композиторов, и многие стихи были положены на музыку (“Весенние воды, “Я вас любил”). Есть переводы на иностранные языки.

    – У нас на выставке представлены сборники с произведениями Тютчева. С ними вы можете познакомиться поближе на перемене или в школьном читальном зале.

    На доске представлена выставка книг Ф.И. Тютчева.

    3. Знакомство с текстом.

    – Замечательный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев в одном из стихотворений писал:

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь,
    В ней есть язык...

    – Послушайте другое стихотворение этого поэта, в котором он удивительно ярко нарисовал картину прихода весны. Постарайтесь представить картины, которые оно рисует. Кто хочет, закройте глаза.

    Стихотворение читает учитель наизусть.

    – Какие картины нарисовало ваше воображение, когда вы слушали стихотворение? (Столкновения времен года, сказочное сражение, картину прихода весны.)
    – А в природе как встречаются зима с весной? Замечали вы эту встречу? (Это по-разному происходит. Бывает, мирно, бывает, весна зиму прогоняет, а та сопротивляется.)
    – Какими вы представляете Зиму и Весну?
    – Как бы вы назвали это стихотворение?
    – Найдите и прочитайте в содержании название этого произведения. (“Зима недаром злится”.)

    4. Перечитывание и работа с текстом.

    – На какой странице нужно открыть учебник? (На с.146.)
    – Еще раз прочитайте стихотворение на втором уровне громкости. После этого откройте тетради на с.41 и выполните
    задание 1.

    (Учащиеся дописывают предложение:
    Ведьма злая – это … . (зима) Прекрасное дитя – это… . (весна).)

    Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените друг друга, сравнив ответ в тетради с ответом на доске, поставьте +, если совпал ответ.
    – Почему Зима названа ведьмой злой? (У нее скверный, мстительный характер.)
    – Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки, а Зиму – в образе старушки? (Весной природа начинает пробуждаться от сна, она ещё молодая; зима подходит к концу, жить ей осталось недолго, поэтому её изображают в виде старухи.)
    – Выделите синим маркером или карандашом строки, где об этом говорится. (Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя...)
    – Прочитайте, какие строки выделили.
    – С какой интонацией нужно читать эти строки?
    – Мальчики встаньте и прочитайте эти строки.
    – Молодцы! А почему Федор Иванович назвал Весну прекрасное дитя? (Весной природа начинает пробуждаться от сна, она еще молодая.)
    – С какой интонацией нужно читать эти строки? (Бодро, весело, задорно, потому что Весна побеждает Зиму.)
    – Девочки встаньте и прочитайте строки, подтверждающие это. (Весна хохочет, шумит, как ребенок: ...Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит...)
    – Почему слова “Весна” и “Зима” написаны в стихотворении с большой буквы? (поэт представляет их как живых существ)
    – Какие именно слова (предметы, признаки, действия) помогают поэту “оживить” природные явления? Прочитай только эти слова. (Дети читают глаголы.)
    – Молодцы! Как называется этот стихотворный прием? (Олицетворение.)
    – Запишите эти слова в тетради (задание № 2).

    В тетрадях и на доске появляется запись:

    Зима
    злится
    хлопочет
    ворчит
    взбесилась
    пустила
     

    Весна
    стучится
    гонит (Зиму)
    хохочет
    шумит
    умылася
    стала румяней

    – Как вы понимаете слова “всё засуетилось”? (Всё оживает, движется, тает.)
    – Каким в связи с этим должен быть темп чтения этой части? (Ускоренным, передающим движение.)

    5. Музыкальная физкультминутка.

    – Петр Ильич Чайковский в своем альбоме “Времена года”, тоже показал состояние природы в марте. Встаньте, послушайте композицию “Март” и изобразите с помощью мимики, жестов, движений изменения в природе в марте.

    Звучит композиция “Март” Чайковского из альбома “Времена года”, дети двигаются по классу изображают природу.

    – Какие чувства вызвала у вас эта мелодия?

    6. Выразительное чтение стихотворения.

    – Приготовьтесь к выразительному чтению в парах. Не забудьте голосом передать характер главных героев – Зимы и Весны.

    Учащиеся читают стихотворение по четверостишью.

    7. Выразительное чтение от лица героев.

    – А теперь отгадайте две загадки:

    Зимой я сплю,
    Весной – бегу. (Ручеёк.)

    Слепили меня зимой,
    Растаял я ранней весной. (Снеговик.)

    – Какое настроение весной у Снеговика? А у Ручейка?
    – А теперь потренируйтесь в парах прочитать стихотворение И.Ф.Тютчева от имени Ручейка, Снеговика. Договоритесь, кто из вас будет Снеговиком, а кто ручейком. Затем поменяйтесь ролями.

    8. Рисование Зимы и Весны в тетради.

    – Изменения в природе изображали и художники на своих полотнах. Сейчас вы будете настоящими художниками и изобразите главных героев произведения в тетради (закончите рисунок)

    Выставка работ учащихся.

    9. Итог урока.

    – С каким произведением мы сегодня работали?
    – Кто его написал?
    – Как Тютчев показал столкновение времен года?
    – Что на уроке показалось очень трудным?
    – Какое задание было интересным?
    – Кому больше понравилось стихотворение Ф.И. Тютчева: Снеговику или Ручейку?

    10. Домашнее задание.

    – Дома вы учите стихотворение Ф. Тютчева наизусть. Кто хочет, может попробовать себя в роли поэта сочинить стихотворение о весне.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

    Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....

    Конспект урока на тему: "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.Тютчева "Зима недаром злится..."

    Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК "Перспективная начальная школа"...

    План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....

    Открытый урок Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…»

    laquo;Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением о весне; подвести к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое; учить выраз...

    Конспект урока по теме " Ф. Тютчев «Зима недаром злится…..»

    урок изучения нового материала. проводится в 3 классе, УМК "Перспектива"...