Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Попова Марина Михайловна

Конспект  урока по литературному чтению

3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. Кубасовой

Тема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»

Цель:знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Задачи:- Вызвать эмоциональную реакцию

- Показать разницу в образах весны и зимы

- Выяснить, с помощью чего удалось автору передать эту разницу       

- Учиться передавать отношение с помощью интонации

            - Формировать у детей навык осознанного чтения.

            - Формировать навык работы над поэтическим произведением.

            - Расширить знания об окружающем мире.

            - Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературному чтению

3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. Кубасовой

Тема: Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»

Цель: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

Задачи: - Вызвать эмоциональную реакцию

               - Показать разницу в образах весны и зимы

               - Выяснить, с помощью чего удалось автору передать эту разницу       - Учиться передавать отношение с помощью интонации

            - Формировать у детей навык осознанного чтения.

            - Формировать навык работы над поэтическим произведением.

            - Расширить знания об окружающем мире.

            - Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Внимательно слушай - и всё услышишь.
  2. Внимательно смотри - и всё увидишь.
  3. Думай - и всё поймёшь.
  1. Подготовка к первичному восприятию. Прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года»

( Я выбрала прослушивание муз. произведения, чтобы вызвать у учеников чувства, которые помогут лучше понять стихотворение. Можно было провести небольшую беседу о времени года- весне и выяснить детское отношение к нему.)

Послушайте.

( прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года»)

  1. Что вы услышали в музыке?
  2. Что почувствовали?
  3. Что представили?
  4. Кто-нибудь узнал это произведение?

Это пьеса «Весна. Март.» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди.

  1. Теперь, когда мы выяснили название этого произведения, подтвердились ваши предположения?
  2. Что происходит в природе, когда зима сменяется весной?
  3. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева, тоже наблюдавшего это явление.

3. Первичное восприятие.

(Я предложила самостоятельное ознакомление детей с текстом, чтобы не навязывать своё отношение к прочитанному, которое неизбежно проявится в интонации. Но можно было и прочитать стихотворение учителю)

Дети читают текст самостоятельно. ( с.134)

  1. Понравилось?

-Какую картину себе представили?

 4. Анализ текста.

 - О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)

- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

В своем стихотворении поэт использует прием контраста.

- Что такое контраст?

- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)

- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)

На доске – таблички:  «Зима», «Весна».

– Найдите в тексте слова характеризующие зиму. (Злится.)

– Какое слово написано в контрасте у поэта? (Хохочет.)и т.д.

На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:

Зима:

  1. злится;
  2. хлопочет;
  3. ворчит;
  4. ведьма;
  5. злая;
  6. взбесилась;
  7. пустила

 

Весна:

  1. хохочет;
  2. гонит;
  3. шумит;
  4. дитя;
  5. прекрасное;
  6. горя мало
  7. умылася, румяней стала

Чтение 1 строфы. (дети читают вслух)

  1. Почему Зима злиться?
  2. Как понимаете «недаром»?
  3. Как понимаете две последние строчки?
  4. Какие слова в этой части являются главными?

Чтение 2 строфы

  1. О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? (Всё засуетилось, жаворонки в небе…)
  2. Как понимаете «всё засуетилось»?
  3. Что значит «нудит»? Почему здесь именно такое слово? (создаются такие условия, что зиме придётся уйти)
  4. Как это - ВСЁ нудит? Что это ВСЁ?
  5. Как надо читать вторую часть? (Ускоренно.)
  6. Какие слова здесь главные?

Чтение 3 и 4 строфы

  1. Найдите слова, которые передают настроение Зимы и Весны? (Хлопочет, ворчит, хохочет, шумит.)
  2. Для кого характерно ворчать?
  3. Как шумит Весна? Что значит «пуще»?
  4. Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдёт? (Взбесилась, пустила.)
  5. Как автор называет Зиму? (Ведьма злая.)
  6. А как называет Весну? (Прекрасное дитя.)
  7. Как вы представляете, что Зима взбесилась? (Погода меняется: то солнце светит, то снег пойдёт и т.д.)
  8. На чьей стороне, по-вашему, автор?
  9. А вы?
  10. Почему вам хочется, чтобы пришла весна?

Чтение 5 строфы

  1. Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
  2. Что значит «наперекор»?
  3. Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
  4. Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)
  5. Какими нам представляются зима и весна? Что делает их «живыми»?
  6. Как называется этот литературный приём? (олицетворение)

5.  Подготовка к выразительному чтению.

  1. Одинаково ли будете читать про зиму и весну? Почему?
  2. Попробуйте передать отношения зимы и весны, их характеры.
  3.  Чтение вполголоса

Чтение друг другу ( в парах)

  1. Кто хочет прочитать вслух?

Чтение детьми

  1. Удалось ли тебе передать отношения зимы и весны?
  2. Что получилось?
  3. Что в следующий раз ты прочитал бы по-другому?

6. Творческое задание.

        - Сегодня я покажу вам ещё одно задание творческого характера – стихотворение по метафоре. Но сначала давайте узнаем, что такое метафора. В словаре даётся объяснение: оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения.

Оно состоит из 6 характеристик и располагается в такой последовательности:

  1. --------цвет.
  2. --------вкус.
  3. --------запах.
  4. --------внешность.
  5. --------звук.
  6. --------качество переживаний.

На экране появляется пример:

  1. Мама – это белокурые волосы.
  2. Мама – это вкус любимой еды.
  3. Мама – это запах свежего хлеба.
  4. Мама – это самая красивая женщина в мире.
  5. Мама – это нежный звук колыбельных песен.
  6. Мама – это самый дорогой человек на земле!

- А сейчас вы разобьётесь на 4 группы. Каждая группа получает задание, которое выполняет на листочке.

Карточка-задание для1и 3 группы

Напишите стихотворение по метафоре о зиме.

  1. Зима (цвет) – это ...
  2. Зима (вкус) – это ...
  3. Зима (запах) – это ...
  4. Зима (внешность) – это ...
  5. Зима (звук) – это ...
  6. Зима (качество переживаний) – это ...

Карточка-задание для  2 и 4 группы

Напишите стихотворение по метафоре о весне.

  1. Весна (цвет) – это ...
  2. Весна (вкус) – это ...
  3. Весна (запах) – это ...
  4. Весна (внешность) – это ...
  5. Весна (звук) – это ...
  6. Весна (качество переживаний) – это ...

Зачитывание полученных стихотворений.

7.  Итог.

  1. Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
  2. А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
  3. Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева?
  4. Какое настроение у вас возникло на уроке?
  5. За что могли бы себя похвалить?

8. Домашнее задание.

  1. Что бы вам хотелось сделать дома после знакомства с этим произведением?
  2. Выучить наизусть

Выразительно прочитать

Показать разницу между зимой и весной с помощью рисунка

(я предложит детям самим выбрать домашнее задание в зависимости от чувств, испытанных ими на уроке, но можно было дать конкретное задание)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....

урок Литературного чтения "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится..."

тема урока: "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится...""...

Тема: «Образы зимы и весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Цель урока:- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;- учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анал...

Конспект урока на тему: "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.Тютчева "Зима недаром злится..."

Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....

Презентация к уроку литературного чтения по стихотворению Ф. Тютчева "Зима недаром злится"

Данная презентация может быть использована на уроке литературного чтения во 2 классе при работе над стихотворением Ф. Тютчева "Зима недаром злится". Презентация подробная, так как использова...