План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И. Тютчева, который нашел необычные яркие сравнения , оживил природные образы. На уроке используются новые образовательные технологии: ИКТ, технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_chteniya.docx47.89 КБ
Office presentation icon vesna.ppt801 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Тема: Образы  Зимы   и Весны в стихотворении Ф.И.Тютчева

              «Зима недаром злится».

ФИО

Юдина Любовь Ивановна

Место работы

ГБОУ СОШ №1 города Нефтегорска

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 класс

Тема и номер урока в теме

«Весна, весна красная…»,

 6 урок

Базовый учебник

  Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011

Цель урока:   показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта  Ф.И.Тютчева, который нашёл необычные яркие сравнения, «оживил» природные образы.

Задачи:

Образовательные:

 обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Развивающие:

 формирование представлений о способах создания образа, о выразительных средствах языка, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

 формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитательные:

 воспитание умения видеть прекрасное вокруг нас;

формирование любви к лирическим стихотворениям.

1.Личностные УУД:

-проявление познавательных интересов  и активности в области поэзии;                                                                        

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Регулятивные УУД:

-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3.Познавательные УУД:

- рациональное использование  учебной и дополнительной информации для создания личной траектории изучения поэтического произведения;

-умение находит ответы на вопросы в иллюстрации;

-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.

4.Коммуникативные УУД:

-оформление своих  мыслей в устной речи с учетом  учебных и жизненных ситуаций;

-чтение  вслух и про себя стихотворного  текста , понимание прочитанного;

-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

-отстаивать свою точку зрения ,соблюдая  правила речевого этикета;

-критично относиться к своему мнению;

-понимать точку зрения  другого человека.

Тип урока:  комбинированный

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер с выходом в интернет, экран

                             Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1. Организационный момент        

-Сегодня я предлагаю начать урок с прослушивания отрывка из музыкального произведения П.И.Чайковского из серии «Времена года». Подумайте , какому времени года соответствует эта музыка?

Какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку?

К какому времени года подходит такое настроение?

С помощью чего удалось композитору передать нам весеннее настроение?

(слушание музыки)(ЭОР №1)

-Радостное, весёлое, солнечное

- К весне, можно представить звон ручейков, пение птиц.

-С помощью  музыкальных звуков

3 мин

  1. Постановка целей урока                

- А кто , ребята,  догадался, почему мы начали наш урок с этого  музыкального произведения?

-Весна! Весна! – Из края в край

Песнь прозвенела вновь…

Из ослепительных лучей

Природа шьёт убор…

Это отрывок из стихотворения Коста Хетагурова «Весна», которое он написал более 100 лет назад. Но за эти сто лет в природе ничего не изменилось. Всё так же наступает весна… Или всё же что-то изменилось?

- Верно, наступает весна и сегодня мы познакомимся с  новым  литературным произведением о весне.    Постараемся

понять, как автору удалось передать нам своё отношение к природе.

- Можете ли вы узнать как будет называться  следующее  произведение в этом разделе?

Назовите  автора и название следующего в нашем разделе произведения?

Предположите, какое это будет произведение по жанру?

Слайд №1

Федор Тютчев

Кто главный герой этого стихотворения?

-Как вы думаете, на что или на кого злится зима? Почему?

Определите на какой странице находиться нужное нам произведение?

- Наверно,  мы будем изучать произведение о весне, т.к мы изучаем   раздел «Весна, весна красная.» ;

 -На прошлом уроке мы говорили о   наступлении  весны;   на улице сейчас уже наступает весна.

Нет . Весна наступает каждый год в свое время.

-Да, мы можем открыть содержание и посмотреть

 (дети выполняют)

- Зима недаром злится…

-Автор произведения -  Фёдор Тютчев

Стихотворение, т.к. Тютчев –поэт и пишет стихи.

- Главный герой – это зима, потому что в названии говорится о зиме.

-Зима злится на весну, потому что наверно не хочет уходить.

- На странице 96

 ( дети открывают нужную страницу) 

5 мин

3.Работа   над  стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» 

  1. Первичное  восприятие стихотворения детьми.

-Послушайте ,пожалуйста, это стихотворение.

-Понравилось ли вам стихотворение?

Какие чувства испытали?

Какое настроение у вас?

-Значение каких слов у вас вызвало затруднение? Как вы справились с этой ситуацией?

  • \ 1.Нудить (устар.)- Заставлять что-либо делать. -  с.96

  • 2.Хлопотать. Делать что-либо или заботиться об исполнении какого-либо дела.\ 
  • 3.взбесилась- пришла в ярость, сильный гнев

- Объясните ,как вы понимаете выражение «Зима ещё хлопочет…»

А как вы объясните мне слово – пуще ?

Каким словом можно заменить в данном тексте?

-О чём в своём стихотворении рассказывает нам автор?

Правильно ли мы предположили, что главный литературный  герой этого произведения –это зима?

-Почему слова «Весна» и «Зима» написаны в стихотворении с большой буквы?

Физминутка

 Встаньте и попробуйте только с помощью движений и мимики показать  Весну. А теперь – Зиму.

  1. Повторное чтение    стихотворения

2.1    Подумайте, кто из них старше? У кого скверный характер?

Подтвердите свой ответ строчками из текста.

-Найдите строчки из которых видно, что весна ещё совсем ребёнок.

-А теперь найдите другие строчки , которые подтверждают, что Весна себя и ведёт как дитя.

  1.  Работа в парах

 

Прочитайте задание.

Договоритесь друг с другом, распределите задание и приступайте к работе.

   Проверка .

( заслушать все варианты)

- Кто может добавить?

-Подумайте, какие именно слова (слова-названия предметов?  признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления?(Работа в парах)

- Найдите и прочитайте только эти слова. Один из вас пусть найдёт слова про Зиму, а другой- про Весну.

-Можете для себя как-то пометить эти слова.

  • Проверка.

-После  ответов детей на экране появляется таблица:

Слайд № 2

Весна

Зима

стучится

злится

гонит( зиму)

хлопочет

хохочет

шумит

взбесилась

умылася

пустила

румяней стала

(Дети слушают   стихотворение в аудиозаписи) (ЭОР  №2)

-Да, очень интересное

- Мне жалко Зиму

- Настроение весёлое, радостное, потому что скоро весна.

Дети называют  слова:

  • Нудит
  • Хлопочет 
  •  Наперекор -  назло

-Снег распыляет, мороз посылает.

- Я думаю   -  сильнее… лишь шумит

-Автор в стихотворении  расска-зывает  нам о борьбе зимы и весны

-Нет, здесь два главных героя –зима и весна.  

- Потому что это главные герои; поэт представляет их , как живых существ, одухотворяет их.

-Зима старше, у неё скверный, мстительный характер, это понятно из строчек:

  • Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая…

 - автор Весну так и называет

  • Прекрасное дитя

-Весна хохочет, шумит, как ребёнок:

  • …та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

  • …умылася в снегу

И лишь румяней стала…

- Она не сердится на Зиму, которая бросает ей снег в лицо, а только становиться румяней. Когда дети играют в снежки, им тоже не обидно, если им попадут в лицо.

1  ученик  читает задание вслух:

\ Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму, как живое существо.

 А твой сосед по парте пусть найдёт подтверждение того, что весна изображена как живое существо. \

-Строчки из которых видно, что поэт изображает Зиму, как живое существо:

  • Зима недаром злится…
  • Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит…

  • Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая…

В прекрасное дитя.

Строчки про Весну:

  • Весна в окно стучится…
  • И гонит со двора…
  • …прекрасное дитя…
  • Весне и горя мало

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

-Поэту помогают «оживить» Зиму и Весну  слова-названия  действий.

(дети договариваются  между собой и выполняют задание.)

-Дети по очереди называют слова

20 мин

3 мин

- Сравните свои варианты ответа с таблицей.

(Умышленно я пропустила слово …ворчит…дети это сразу же заметили  и мы добавили это слово в таблицу)

-Скажите, похоже ли это стихотворение на сказку ?

- Как автору удалось это сделать?

Как называется это в литературе?

  1. Подготовка к выразительному чтению.

Посмотрите внимательно на эти слова и подумайте:

- Какие слова-названия действий указывают нам на характер героев ?

-Весна –какая она? Как о ней говорит автор?

-Какой по характеру нам представляется Зима? Какие слова указывают на её характер?

Слайд №3

Весна

Зима

стучится

злится

гонит( зиму)

хлопочет

хохочет

ворчит

шумит

взбесилась

умылася

пустила

румяней стала

- Какой вы себе представляете весну?

А какой вы представляете себе Зиму?

Как вы считаете, можно ли голосом при чтении показать характер Зимы и Весны?  

-Попробуйте это сделать.

- По вашему мнению у кого из ребят получилось голосом и интонацией показать характер героев?

Хорошо! А кто хочет попробовать прочитать сразу  всё стихотворение?

- Понравилось вам, как прочитали ребята ?Чьё чтение вам понравилось больше всего.

4.Работа по тетради  в  группах

Тетрадь, стр.38. задание 4.

Собери загадку, запиши отгадку.

Жил  посреди  я играет

Где   двора    Но

Превратился   в   солнечных  я

детвора, лучей от ручей

5.Итог урока.

Все ли удалось сделать на уроке? Что понравилось? Что не понравилось?

- Как оцениваете свою работу?

Покажите смайликом свое настроение.

5.Рефлексия.

А на последнем этапе урока мы с вами составим «синквэйн» на тему «Весна». Работа в парах.

Чтение  «синквэйн».

Дети в паре выходят и читают полученные работы.

Весна

Долгожданная, яркая

Идет, спешит, торопится

Весна, весна! Как воздух чист.

Тепло.

6. Домашнее задание

1.Выучить наизусть .

2.По желанию нарисовать Весну или Зиму   такими, как их увидел Ф.И.Тютчев.

3. Тетрадь, стр.38,  зад. 2,3

-Дети сравнивают самостоятельно выбранные слова  с таблицей, представленной на экране.

Да, потому что автор увидел Зиму и Весну –как живые существа. Он как бы оживил их.

-С помощью умело подобранных слов-названий действий.

Олицетворение.

Весна: хохочет, румяней стала…

-весна весёлая, добрая, жизнерадостная.

Зима: злится, ворчит, взбесилась…

-зима злая, грубая, всем недовольная.

(по мере ответа детей на экране закрашиваются данные строчки)

- Весна-это маленькая девочка, она румяная , весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы, а она хохочет и несёт с собой тепло.

- Зима злая старушка, которой не хочется уходить. Она летит по небу, раскидывает снег, посылает метель, хочет не допустить чтобы весна настала.

-Да, строчки ,которые относятся к весне надо читать бодрым, радостным голосом, а о Зиме- грубым, недовольным голосом.

\ 5 учеников читают стихотворение по 1 отрывку \

\Дети , оценивают ответы товарищей. \

-\ 2-3 хорошо и выразительно читающих ученика читают стихотворение полностью. \

Дети собирают загадку. Высказывают свои мнения.

Взаимопроверка.

Дети показывают смайлики.

Дети составляют «синквейн»

5 мин

             

4 мин

 «Технологии, используемые на уроке»

Этап урока

Название технологии

Время

(в мин.)

1

Актуализация знаний

ИКТ (аудиозапись)

3 мин

2

Первичное восприятие стихотворения

ИКТ(аудиозапись)

1,5 мин

3

Повторное чтение стихотворения

Технология развития критического мышления (работа в парах)

4 мин

4

Рефлексия

Технология развития критического мышления (работа в группах)

5 мин


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

                           ЭОР №1-  аудиозапись «Времена года. Весна»

ЭОР №2 – аудиозапись  стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»

http://yandex.ru/video/search?filmId=k7619ArIUXI&where=all&text=%D1%82%D1%8E%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна на картинах русских художников и в стихах русских поэтов

Слайд 2

Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. Куинджи Архип. «Ранняя весна»

Слайд 3

Весна, весна! Как воздух чист, Как ясен небосклон, Своей лазурею живой Слепит мне очи он. Константин Юон. «Мартовское солнце»

Слайд 4

Весна, весна! Как высоко на крыльях ветерка, Касаясь солнечных лучей, Летают облака. Исаак Левитан. «Весна – большая вода»

Слайд 5

Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют, посмотри, Что за крики, за песни польются, День деньской от зари до зари. Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»

Слайд 6

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Василий Бакшеев. «Голубая весна»

Слайд 7

Борис Кустодиев. «Весна» Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»

Конспект  урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...

урок Литературного чтения "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится..."

тема урока: "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится...""...

Тема: «Образы зимы и весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Цель урока:- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;- учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анал...

Конспект урока на тему: "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.Тютчева "Зима недаром злится..."

Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

Урок литературного чтения во 2 классе по разделу "Весна, весна! И всё ей радо!" Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Перспектива" . Тема: Весна, весна! И всё ей радо! Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится.."Работа над лирическим стихотворением....