Урок литературного чтения во 2 классе по разделу "Весна, весна! И всё ей радо!" Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Самойлова Ирина Диллюсовна

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Перспектива" . Тема: Весна, весна! И всё ей радо! Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится.."

Работа над лирическим стихотворением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_tyutchev.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс.

Тема:                 « Весна, весна! И всё ей радо!»

                               Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…»

Цели: познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева, научить анализировать

           произведение;  воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворения;

           обогатить словарный запас детей; работать над выразительностью речи;

           развивать детское воображение;

           воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник для 2 класса, автор Л.Ф.Климанова,    

                               портрет поэта, рисунки учеников, музыка П.И. Чайковского «Времена года. Март. Песня жаворонка». Презентация.

                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент.

                                          Долгожданный дан звонок-

                                          Начинается урок.

  1. Сообщение темы и целей урока.

-Какую раздел мы с вами начали изучать?

 «Весна, весна! И всё ей радо!»            

3. Проверка домашнего задания.

- К прошлому уроку вам было задано нарисовать рисунки о весне (учитель вывешивает картины на доске).

- Вы нарисовали чудесные картины. Посмотрите на свои рисунки и скажите, какие краски помогли создать образ весны?

-Давайте проверим, какие загадки о весне вы сочинили. (Читают)

 

              -Какие признаки приближающейся весны вы можете назвать?

-Послушайте музыку русского композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года» Март. Песня жаворонка.

- Красоту природы передают нам художники в картинах, композиторы в музыке, писатели в прозе, поэты в стихах. И сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений о весне. Давайте вспомним, чем стихи отличаются от прозы?

4. Сообщение целей.

-Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Фёдора Ивановича Тютчева.

Фёдор Иванович Тютчев (презентация)

Фёдор Иванович Тютчев – человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича на четыре с половиной года. Однако Ф. Тютчев при жизни А.С. Пушкина как поэт был совершенно неизестен . Тютчев работал дипломатом и жил 22 года в Германии. В 1836 в журнале «Современник» были помещены Стихи, присланные из Германии с подписью «Весенние воды» - всего 24 стихотворения. Говорят, А.С. Пушкин пришёл в восторг и изумление, прочитав рукопись.

5.  Слушание стихотворения «Зима недаром злится…»

- Что вы представили, прослушав это стихотворение? Передайте ваши впечатления. Что удивило, запомнилось?

6. Работа с текстом.

- Возьмите карандаш, прочитайте стихотворение про себя, отметив непонятные слова.

- Какие слова были не понятны?

  • Недаром
  • Засуетилось
  • Нудит
  • Подняли трезвон
  • Хлопочет
  • Пуще
  • Взбесилась
  • Умылася
  • Наперекор

7. Чтение стихотворения вслух.

- Какие приёмы использует поэт Тютчев в этом стихотворении?

(Олицетворение – поэтический приём, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа).

-Найдите и прочитайте эти строчки.

-Как названа в стихотворении Весна?

-Как названа Зима?

-Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы? (Это главные герои произведения. Поэт-волшебник совершил чудо и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди.)

-Перечитайте стихотворение и докажите это.

Физкультминутка

8. Продолжение работы по теме урока.

- Какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

- На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична  Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)

-Какое же время года, по-вашему, лучше? (Каждое время года по-своему прекрасно и любимо).

- На сколько частей разделили стихотворение? ( На 5)

- Во время чтения должно быть 5 продолжительных пауз. (Остановок)

1-я часть.

- Почему Зима злится?

-Замените близким по значению слово НЕДАРОМ. (Неспроста. У Зимы есть причины злиться на Весну).

-Как понимаете последние 2 строчки?

- Какие слова здесь главные?

- Почитайте эту часть выразительно.

2-я часть.

- О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?

-Как понимаете слова «Всё засуетилось»?

- В каком темпе будем читать эту часть? (Быстром)

-Какие слова здесь главные?

- Прочитайте эту часть выразительно.

3-я часть.

-- Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.

- Какие слова здесь главные?

- Как шумит Весна?

- Что значит ПУЩЕ ?

- Прочитайте эту часть выразительно.

4-я часть.

- Прочитайте и выберите из текста слова в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются ОСНОВНЫМИ в этой части.

- Как называет поэт Зиму?

- А Весну?

- Как Взбесилась Зима?

- Какое отношение автора к Зиме и Весне?

5-я часть.

- Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

В стихотворении есть слово УМЫЛАСЯ. А как МЫ говорим? (Умылась)

- Что значит слово НАПЕРЕКОР?

- Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.

 Каким тоном надо читать всё стихотворение? (Бодро, ведь Весна побеждает).

-Одинаковыми показаны Зима и Весна в стихотворении? (Разными)

Такой приём в литературе называется КОНТРАСТ (показать)

9. Работа в тетради.

- Запишите в 2 столбика слова о Зиме и о Весне. (на 2 части страницу)

Проверка (показать в презентации).

10. Итог.

-Над каким стихотворением мы работали?

- Кто автор?

- Объясните смысл пословицы.

Как, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, будь хоть снег, хоть вьюга, всё весною пахнет!

11. Домашнее задание:

Выучить стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» НАИЗУСТЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"

Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного  и любви к ...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».

Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...

Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)

Цели и задачи урока : 1.        Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...

план-конспект по литературному чтению, 2 класс, УМК "Перспектива", «Весна, весна и всё ей радо»

Цели деятельности учителя: формирование умений анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.Планируемые результаты:предметные: знать: сведения...

Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".

Конструкт   урока   литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс...