Открытый урок по литературному чтению Федор Иванович «Зима недаром злится»
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Кулиева Юлия Евгеньевна

Тип урока: изучение нового

Цель: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится»

Тип урока: изучение нового

Цель: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Задачи: Предметные:

  • Развивать умение  анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;
  • Формировать умения выявлять авторское отношение к героям произведений;
  • Развивать навыки   чтения:  ознакомительного,  поискового
  • Овладеть навыками смыслового чтения лирических произведений

Метапредметные:

  • Формирование умений принимать и сохранять задачу учебной деятельности
  • Развивать умения формулировать собственное мнение  с опорой на текст
  • Развивать умение следить за чтением другого и продолжать чтение
  • Развивать умение  самооценки и взаимооценки   работы по критериям оценки

Планируемый результат:

Регулятивные:

  • Формировать умения принимать и сохранять  задачу учебной деятельности;
  • Развивать навыки осуществления  пошагового контроля и оценки  правильности выполнения работы по результату прочтения текста;
  • Развивать умение следить за чтением другого и продолжать чтение
  • развивать умение сравнивать работу с критериями оценки и определять степень успешности  работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

  • Развивать  умения осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту;
  • Развивать   у учащихся осознанного восприятия основной и дополнительной информации текста
  • Коммуникативные: 
  • Развитие умений формулировать собственное мнение о героях произведений;
  • Формировать умение слушать других
  • Развивать умения излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно
  • Личностные:
  • Формировать умения соотносить поведение героев с нравственными нормами

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал


Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день дорогие друзья! У нас сегодня необычный урок. Присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Пусть этот день принесет вам хорошее настроение, радость.

1.1. Проверка домашнего задания.

– Дома вы придумывали загадки и рисовали отгадки.

- Кто хочет загадать нам загадки?

2. Введение в тему урока.

Сегодняшний урок я предлагаю вам начать с песенки «Солнечная капель» Слайд 2. Фонограмма песни «Солнечная капель»

– Какое настроение у вас стало, когда вы услышали эту песню? Дети слушают песню. (Веселое, радостное, весеннее, светлое.)

– Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песенки?

–О каком времени года пойдет речь?

– Верно, отправимся мы в гости к самому прекрасному времени года…

Слайд 3. Звучит музыка из цикла «Времена года», на ее фоне учитель читает стихотворение:

Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко красном
Шагает по земле … весна (хором).

– Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Слайд  4. - Эмблемой нашего урока я выбрала солнце, как вы думаете, почему я выбрала именно солнце?

– Какое солнышко весной?

– Подберите слова, обозначающие его действия. (Греет, дарит, улыбается, ликует.)

Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами желтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и получит оценку.

2.1. Изучение нового материала.

Слайд  5. – Посмотрите на видео. По каким признакам вы узнали весну? (Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением, весь растительный и животный мир пробуждается от спячки).

- Назовите весенние месяцы? Март, апрель, май

Словарная работа: ввести новое понятие «пейзаж».

Пейзаж — это жанр изобразительного искусства. В пейзажах художники изображают природу, первозданную или измененную человеком: леса, реки и моря, городские и сельские виды.

– А только ли видно весну? Давайте послушаем голоса весеннего леса.

– Что вы услышали? (журчание ручья, капель, щебет птиц)

– Разгадав этот ребус, вы узнаете стихи какого поэта мы будем читать.

Слайд 6. ФЕ-НОВИЧ-ДОР-ТЮТ-ИВА-ЧЕВ

– Как вы догадались? (портрет писателя )

Слайд 7. – Ф.И.Тютчев – замечательный поэт 19 века (краткая биография, выставка книг).

- Мы уже знакомились с этим автором и некоторыми его произведениями.

- Что вы помните из его биографии?

- Поэтическим мастерством Тютчева восхищались, перед талантом его преклонялись. Фет обращался к нему так: Мой обожаемый поэт" и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени.

Слайд  8. Лев Николаевич Толстой говорил: «Без Тютчева нельзя жить».

- Ребят, без каких людей мы не можем жить?

- Кто нам очень важен и дорог?

- А как вы думаете, почему нельзя жить без Тютчева?

- Об этом мы узнаем в конце урока.

- Как мы уже говорили, с детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.

3. Речевая разминка

Слайд 9. Пробежал колючий ёжик
У ежа не видно ножек.
Под одеждой не поймёшь

Покажи нам ножки, ёж.

4. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева  «Зима недаром злится».

Сегодня мы увидим образы зимы и весны в стихотворении Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».

Откройте стр. 110, следим.

Слайд 10. Фоновое видео. Выразительное чтение учителем наизусть. Дети слушают, и представляют картины природы (музыкальный фон).

Первичная проверка понимания, работа с текстом. Беседа.        

– Что делает зима?

- Можно ли так сказать о времени года?

- О ком так говорят? (О человеке)

– Что делает весна?

- Как бы изобразили Весну?

- Скажите, как Тютчев называет Зиму, а Весну? (Ведьма злая, Прекрасное дитя)

– Вы заметили что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите и прочитайте эти строки.

- А на самом деле Весна и Зима живые существа? (нет)

- Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых.

Слайд  11. Такой приём называется олицетворение.

- От какого слова произошло это слово?

- Почему все оживляется?

4.1. Лексическая работа

– В стихотворении вам встретились трудные, непонятные слова?

– Какое слово выделено в тексте?

 Слайд 12-15 На слайде выписаны слова:

Недаром – не напрасно, не зря

Пора – время

И всё засуетилось – все беспорядочно, торопливо задвигалось.

Нудит – заставляет

Трезвон – частые, резкие звонки, сильный звон

Хлопочет – занимается чем-то усердно, добивается чего-то

Пуще – сильнее

Горя мало – о беззаботном, не унывающем человеке,

Наперекор – назло

5. Физкультминутка «Встречаем Весну».

Давайте немного отдохнем.

Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!

6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения, языковой анализ.

-На сколько частей разделено стихотворение?

-Прочитайте стихотворение цепочкой.

ПЕРВОЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ

– Читаем первую строчку и отметим действие Зимы. (Злится.)

– Читаем вторую строку и отметим, почему Зима злится. (Прошла…)

– Читаем далее. На кого злится Зима? Какое слово отметим? (Весна.)

– Следующая строка. Назовите действие Весны. (Гонит.) 

– Подготовьтесь прочитать первое четверостишие. Кто хочет прочитать для всех?

ВТОРОЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ

– Работаем со вторым четверостишием. Что происходит вокруг? (Засуетилось, нудит.)

– Читаем дальше и назовем вестников Весны. (Жаворонки.)
– Какое слово доказывает, что все вокруг слышат приход Весны?
(Трезвон.)
– Прочитайте друг другу это четверостишие.

 РАБОТАЕМ С ТРЕТЬИМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.

– Что делает Зима? (Хлопочет, ворчит.) Скажите иначе. (Ругается, злится, кричит.)

– Почему здесь – ворчит? (Уже нет сил сопротивляться Весне.)
– Читаем третью строчку и отметим действие Весны.
 (Хохочет.)

– Почему у Тютчева – хохочет? (Звонко, заливисто, задорно.)

– Читаем четвертую строку и найдем слово, которое показывает, что веселье все усиливается и усиливается. (Пуще.)

– Можно опустить это слово? Что потеряем? (Потеряем усиление действия.)

– Подготовьтесь читать это четверостишие. Кто готов прочитать для всех?

РАБОТАЕМ С ЧЕТВЕРТЫМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.

– Работаем дальше. Отметьте в первой строчке действие Зимы. (Взбесилась.) Замените синонимом.(Рассердилась.)

– Какие слова в этой строчке подчеркивают злобу зимы? (Ведьма злая.)

– Что сделала Зима дальше? (Снегу пустила.)

– Почему здесь – пустила? (Длительное действие.)

– Читаем дальше и найдем антоним к словосочетанию «ведьма злая». (Прекрасное дитя.)

– Готовимся к чтению этой части.

РАБОТАЕМ С ПЯТЫМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.

– Читаем последнее четверостишие. Найдем в первой строчке слова, говорящие о характере Весны. (Горя мало.)

– Что она сделала со снегом, которым Зима хотела ее прогнать, засыпать? (Умылася.)

– Какой стала Весна от снега? (Румяней.) Скажите иначе (Краснее.)

– Добилась Зима своей цели? Как поступила Весна?

– Найдите в последней строчке слово. (Наперекор) Что оно означает? (Назло)

– Прочитаем все вместе последнее четверостишие.

– Кто хочет порадовать нас чтением всего стихотворения?

7. Закрепление изученного материала.

- С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке?

С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

- Чему учит Ф. Тютчев?

Слайд 16. – А теперь вернемся к высказыванию «Без Тютчева нельзя жить». Почему? (Он нас учит любить и видеть красоту природы, понимать слово.)

8. Рефлексия. Слайд 17

– А теперь нарисуйте личико вашему солнышку. Поднимите и покажите нам свои солнышки (Ставим оценки.)

-Спасибо за работу! Молодцы!

Слайд 18.

9. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Слайд 19 – фоновое видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."

Знакомство с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...

Открытый урок по литературному чтению "Как белочка зимует"

Материал конспекта к открытому уроку по литературному чтению....

Открытый урок по литературному чтению «Идет волшебница-зима»

Открытый  урок по литературному чтению«Идет волшебница-зима»...

Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Тютчев «Зима недаром злится»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по текс...

Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...