Открытый урок по литературному чтению Федор Иванович «Зима недаром злится»
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Тип урока: изучение нового
Цель: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu_fedor_ivanovich_tyutchev.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится»
Тип урока: изучение нового
Цель: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Задачи: Предметные:
- Развивать умение анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;
- Формировать умения выявлять авторское отношение к героям произведений;
- Развивать навыки чтения: ознакомительного, поискового
- Овладеть навыками смыслового чтения лирических произведений
Метапредметные:
- Формирование умений принимать и сохранять задачу учебной деятельности
- Развивать умения формулировать собственное мнение с опорой на текст
- Развивать умение следить за чтением другого и продолжать чтение
- Развивать умение самооценки и взаимооценки работы по критериям оценки
Планируемый результат:
Регулятивные:
- Формировать умения принимать и сохранять задачу учебной деятельности;
- Развивать навыки осуществления пошагового контроля и оценки правильности выполнения работы по результату прочтения текста;
- Развивать умение следить за чтением другого и продолжать чтение
- развивать умение сравнивать работу с критериями оценки и определять степень успешности работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
- Развивать умения осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту;
- Развивать у учащихся осознанного восприятия основной и дополнительной информации текста
- Коммуникативные:
- Развитие умений формулировать собственное мнение о героях произведений;
- Формировать умение слушать других
- Развивать умения излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно
- Личностные:
- Формировать умения соотносить поведение героев с нравственными нормами
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день дорогие друзья! У нас сегодня необычный урок. Присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Пусть этот день принесет вам хорошее настроение, радость.
1.1. Проверка домашнего задания.
– Дома вы придумывали загадки и рисовали отгадки.
- Кто хочет загадать нам загадки?
2. Введение в тему урока.
Сегодняшний урок я предлагаю вам начать с песенки «Солнечная капель» Слайд 2. Фонограмма песни «Солнечная капель»
– Какое настроение у вас стало, когда вы услышали эту песню? Дети слушают песню. (Веселое, радостное, весеннее, светлое.)
– Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песенки?
–О каком времени года пойдет речь?
– Верно, отправимся мы в гости к самому прекрасному времени года…
Слайд 3. Звучит музыка из цикла «Времена года», на ее фоне учитель читает стихотворение:
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко красном
Шагает по земле … весна (хором).
– Какая тема нашего сегодняшнего урока?
Слайд 4. - Эмблемой нашего урока я выбрала солнце, как вы думаете, почему я выбрала именно солнце?
– Какое солнышко весной?
– Подберите слова, обозначающие его действия. (Греет, дарит, улыбается, ликует.)
Дети, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами желтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и получит оценку.
2.1. Изучение нового материала.
Слайд 5. – Посмотрите на видео. По каким признакам вы узнали весну? (Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением, весь растительный и животный мир пробуждается от спячки).
- Назовите весенние месяцы? Март, апрель, май
Словарная работа: ввести новое понятие «пейзаж».
Пейзаж — это жанр изобразительного искусства. В пейзажах художники изображают природу, первозданную или измененную человеком: леса, реки и моря, городские и сельские виды.
– А только ли видно весну? Давайте послушаем голоса весеннего леса.
– Что вы услышали? (журчание ручья, капель, щебет птиц)
– Разгадав этот ребус, вы узнаете стихи какого поэта мы будем читать.
Слайд 6. ФЕ-НОВИЧ-ДОР-ТЮТ-ИВА-ЧЕВ
– Как вы догадались? (портрет писателя )
Слайд 7. – Ф.И.Тютчев – замечательный поэт 19 века (краткая биография, выставка книг).
- Мы уже знакомились с этим автором и некоторыми его произведениями.
- Что вы помните из его биографии?
- Поэтическим мастерством Тютчева восхищались, перед талантом его преклонялись. Фет обращался к нему так: Мой обожаемый поэт" и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени.
Слайд 8. Лев Николаевич Толстой говорил: «Без Тютчева нельзя жить».
- Ребят, без каких людей мы не можем жить?
- Кто нам очень важен и дорог?
- А как вы думаете, почему нельзя жить без Тютчева?
- Об этом мы узнаем в конце урока.
- Как мы уже говорили, с детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.
3. Речевая разминка
Слайд 9. Пробежал колючий ёжик
У ежа не видно ножек.
Под одеждой не поймёшь
Покажи нам ножки, ёж.
4. Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».
Сегодня мы увидим образы зимы и весны в стихотворении Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».
Откройте стр. 110, следим.
Слайд 10. Фоновое видео. Выразительное чтение учителем наизусть. Дети слушают, и представляют картины природы (музыкальный фон).
Первичная проверка понимания, работа с текстом. Беседа.
– Что делает зима?
- Можно ли так сказать о времени года?
- О ком так говорят? (О человеке)
– Что делает весна?
- Как бы изобразили Весну?
- Скажите, как Тютчев называет Зиму, а Весну? (Ведьма злая, Прекрасное дитя)
– Вы заметили что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите и прочитайте эти строки.
- А на самом деле Весна и Зима живые существа? (нет)
- Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых.
Слайд 11. Такой приём называется олицетворение.
- От какого слова произошло это слово?
- Почему все оживляется?
4.1. Лексическая работа
– В стихотворении вам встретились трудные, непонятные слова?
– Какое слово выделено в тексте?
Слайд 12-15 На слайде выписаны слова:
Недаром – не напрасно, не зря
Пора – время
И всё засуетилось – все беспорядочно, торопливо задвигалось.
Нудит – заставляет
Трезвон – частые, резкие звонки, сильный звон
Хлопочет – занимается чем-то усердно, добивается чего-то
Пуще – сильнее
Горя мало – о беззаботном, не унывающем человеке,
Наперекор – назло
5. Физкультминутка «Встречаем Весну».
Давайте немного отдохнем.
Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тот час!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!
6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения, языковой анализ.
-На сколько частей разделено стихотворение?
-Прочитайте стихотворение цепочкой.
ПЕРВОЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ
– Читаем первую строчку и отметим действие Зимы. (Злится.)
– Читаем вторую строку и отметим, почему Зима злится. (Прошла…)
– Читаем далее. На кого злится Зима? Какое слово отметим? (Весна.)
– Следующая строка. Назовите действие Весны. (Гонит.)
– Подготовьтесь прочитать первое четверостишие. Кто хочет прочитать для всех?
ВТОРОЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ
– Работаем со вторым четверостишием. Что происходит вокруг? (Засуетилось, нудит.)
– Читаем дальше и назовем вестников Весны. (Жаворонки.)
– Какое слово доказывает, что все вокруг слышат приход Весны? (Трезвон.)
– Прочитайте друг другу это четверостишие.
РАБОТАЕМ С ТРЕТЬИМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.
– Что делает Зима? (Хлопочет, ворчит.) Скажите иначе. (Ругается, злится, кричит.)
– Почему здесь – ворчит? (Уже нет сил сопротивляться Весне.)
– Читаем третью строчку и отметим действие Весны. (Хохочет.)
– Почему у Тютчева – хохочет? (Звонко, заливисто, задорно.)
– Читаем четвертую строку и найдем слово, которое показывает, что веселье все усиливается и усиливается. (Пуще.)
– Можно опустить это слово? Что потеряем? (Потеряем усиление действия.)
– Подготовьтесь читать это четверостишие. Кто готов прочитать для всех?
РАБОТАЕМ С ЧЕТВЕРТЫМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.
– Работаем дальше. Отметьте в первой строчке действие Зимы. (Взбесилась.) Замените синонимом.(Рассердилась.)
– Какие слова в этой строчке подчеркивают злобу зимы? (Ведьма злая.)
– Что сделала Зима дальше? (Снегу пустила.)
– Почему здесь – пустила? (Длительное действие.)
– Читаем дальше и найдем антоним к словосочетанию «ведьма злая». (Прекрасное дитя.)
– Готовимся к чтению этой части.
РАБОТАЕМ С ПЯТЫМ ЧЕТВЕРОСТИШИЕМ.
– Читаем последнее четверостишие. Найдем в первой строчке слова, говорящие о характере Весны. (Горя мало.)
– Что она сделала со снегом, которым Зима хотела ее прогнать, засыпать? (Умылася.)
– Какой стала Весна от снега? (Румяней.) Скажите иначе (Краснее.)
– Добилась Зима своей цели? Как поступила Весна?
– Найдите в последней строчке слово. (Наперекор) Что оно означает? (Назло)
– Прочитаем все вместе последнее четверостишие.
– Кто хочет порадовать нас чтением всего стихотворения?
7. Закрепление изученного материала.
- С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке?
С каким стихотворением мы познакомились на уроке?
- Чему учит Ф. Тютчев?
Слайд 16. – А теперь вернемся к высказыванию «Без Тютчева нельзя жить». Почему? (Он нас учит любить и видеть красоту природы, понимать слово.)
8. Рефлексия. Слайд 17
– А теперь нарисуйте личико вашему солнышку. Поднимите и покажите нам свои солнышки (Ставим оценки.)
-Спасибо за работу! Молодцы!
Слайд 18.
9. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Слайд 19 – фоновое видео
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."
Знакомство с поэзией Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...
Открытый урок по литературному чтению "Как белочка зимует"
Материал конспекта к открытому уроку по литературному чтению....
Открытый урок по литературному чтению «Идет волшебница-зима»
Открытый урок по литературному чтению«Идет волшебница-зима»...
Конспект урока по литературному чтению Ф.Тютчев "Зима недаром злится"
Урок литературного чтения в 3 классе....
Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Тютчев «Зима недаром злится»" УМК "ПНШ" 2 класс
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по текс...
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Зима недаром злится", 3 класс
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Зима недаром злится"...