Открытый урок по литературному чтению "Как белочка зимует"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Материал конспекта к открытому уроку по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.  Программа «Начальная школа 21 века». 2 класс

Г. Скребицкий, В. Чаплина. « Как белочка зимует» (научно – познавательный рассказ).

Тема: « Г.Скребицкий, В. Чаплина  «Как белочка зимует» (научно-познавательный рассказ).

Цели: ознакомить учащихся с научно-познавательным рассказом «Как белочка зимует»; показать отличие научно-познавательного текста от художественного рассказа; совершенствовать навыки чтения; пополнить и активизировать словарный запас учащихся; воспитывать  доброе отношение к природе.

Оборудование: мультимедиапроектор, толковый словарь В.Даля, слова на карточках (натуралист, орнитолог, научно-познавательный рассказ), энциклопедия «Живой мир»  К. Стокли. М., «РОСМЭН» 1999., слайды, учебник и рабочая тетрадь для учащихся 2класса.

                                                              Ход урока.

1.Организационный момент.

                         Сегодня урок необычный у нас.

                         Готов к нему, вижу, каждый из вас.

                      Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

                      За парты садитесь, пора начинать.

2. Проверка домашнего задания.

 Выразительное чтение стихотворения Н.Некрасова «Саша» (отрывок) с.142-143 учебника. Подведение итогов.

       3.Изучение нового материала.

- Необычен урок тем, что я хочу сейчас, когда в природе поздняя осень, пригласить вас на короткую  заочную прогулку в зимний лес. Поднимите руку те, кто готов на прогулку. Во время прогулки мы побеседуем с вами, проведём наблюдения, возможно, кто- то из вас сделает для себя открытие и полюбуемся красотой зимнего леса и природой.  (Звучит спокойная музыка для релаксации. Проецируется  на экран картина зимнего леса).

-Ребята, скажите, можно ли  встретить в зимнем лесу человека?

-Кто это может быть? (лыжник, охотник, фотограф)

- А можно  встретить в лесу  орнитолога, натуралиста? Кому непонятны значения этих слов? Давайте найдём значения слов в толковом словаре В. Даля.  (Работа со словарём. Слова на карточках выставляются на магнитную доску).

- Можно ли услышать голоса птиц? Каких?

-А сейчас отгадайте мою загадку.

                                      Кто по ёлкам ловко скачет

                                      И влезает на дубы.

                                      Кто в дупле орехи прячет,

                                      Сушит на зиму грибы?

-Что вы узнали из загадки о белке? ( Проецируется картинка с изображением белки в рыжей шубке).

- Кто может описать внешний вид белочки? (Проецируется  изображение белки в серой шубке).

- Объясните, почему изменился цвет шубки.

-А знаете ли вы, где живут белки? (Проецируется гнездо белки).

-Рассмотрите жильё белочки, расскажите, как построено её  гнездо.

-Молодцы, ребята! Вы внимательны и наблюдательны, поэтому ваши ответы верные. Много интересного вы узнаете, прочитав рассказ Г.Скребицкого и В. Чаплиной «Как зимует белочка». (Проецируются портреты писателей, внизу заголовок рассказа).

4.  Рассказ читает учитель.

-Вы прослушали текст. Какой это текст? Это текст - описание? (В 1- м предложении не назван предмет описания, не перечислены признаки предмета описания, текст не заканчивается выводом).

Это текст – повествование? (Нет повествования о том, что? где? когда? с кем? произошло).

- Тогда, что же это за текст? Давайте попытаемся найти ответ в самом тексте.

- Прочитайте заголовок текста. О чём будет этот рассказ? ( О том, как зимует белочка).

- Сколько в тексте абзацев? (4). Прочитайте 1-й абзац.

-О чём здесь рассказывается? ( О том, что белочке  зима не страшна).

-2-й и 3-й абзацы прочитайте самостоятельно.

-Что вы здесь узнали? Узнали, как устроено гнездо белочки. Прочитайте, как устроено гнездо. Совпали ли наши наблюдения  со сведениями авторов?  Авторы текста – натуралисты, знатоки природы.

В своём рассказе они  не допустили вымысла, дают нам точные, изученные сведения и факты, использовали свои наблюдения.

4 - абзац прочитаем цепочкой. - О чём мы узнали  в этом абзаце?       (Узнали, как зимует белочка).

Кто сможет подвести итог  нашей работы?  ( Мы познали много сведений  о том, как зимует белочка. Сведения эти точные, без всякого вымысла и преувеличений,  данные  изучены учёными, в данном случае натуралиста-ми.)

- Так, как можно назвать такой рассказ, в котором мы узнали много интересного, с точными научными сведениями? (Научно-познаватель- ный рассказ). Слова на карточке выставляются на магнитную доску.

Учитель дополняет. Отличает научно – познавательный текст от других его язык. В нём нет образности, красочности. Он более сухой по сравнению с языком  художественной литературой. Такие тексты можно найти в энциклопедиях, справочниках, учебниках ( показываю).

 Физминутка.

5.Выполняется задание №3 на странице 145 учебника.

-Подумай, как авторы относятся к маленькой белочке? Подтверди ответ словами текста. (Авторы относятся к маленькой белочке с любовью, доброжелательно.  Подтверждают слова – белочка,  свернётся клубочком, пушистый хвостик,  кладовочка.)

-Верно. Авторы используют слова в уменьшительно- ласкательной форме, этим подчёркивается доброе отношение к зверьку.

6. Самостоятельная работа.

 -Выполните задания № 1-2 на странице 70 в рабочей тетради.

7. Рефлексия.

- Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я узнала…»,«На уроке мне было…»

8. Домашнее задание.

 Задания на выбор – 1. чтение и подробный пересказ текста ,

                                      2. решить кроссворд в рабочей тетради на с

                                      3. прочитать другой научно – познавательный рассказ.

Учитель подводит итог урока, благодарит ребят за работу. Прогулка в зимний лес завершилась. Красота зимнего леса и новая встреча с прекрасным дала нам заряд бодрости и напомнила о добром отношении ко всему  окружающему миру.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Открытый урок по развитию речи "Признаки зимы"

- формировать умение анализировать состояние погоды, выделять заданные признаки;- развивать и корректировать активный словарь, учить выстраивать диалогическую и монологическую речь, развивать логическ...

Открытый урок для будущих первоклассников. Тема "Зима"

Данный урок поможет учителям знакомству с будущими первоклассниками, а ребятам - познакомиться со школой, учителем, с будущими одноклассниками. Урок нацелен на систематизацию знаний детей о времени го...

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

Открытый урок по литературному чтению «Идет волшебница-зима»

Открытый  урок по литературному чтению«Идет волшебница-зима»...

Открытый урок по литературному чтению по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.

сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов «Снежок порхает, кружится… Поэзия зимы» для учащихся 2 классов.ЦЕЛЬ:Ознакомление учащихся с произведениями русских поэ...

Открытый урок по литературному чтению Федор Иванович «Зима недаром злится»

Тип урока: изучение новогоЦель: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды»; формировать умение анализировать художественный текст; работа...