Образ богатыря в русской и коми литературе
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Бутюто Елена Александровна

урок по программе 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Огр момент

1 слайд: три богатыря

Урок  начинается со стихотворения:

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил?

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Как вы думаете о ком мы будем говорить сегодня на уроке?(о богатырях)

- А как вы догадались? (На мультимедии  репродукция картины «три богатыря»)

- По каким признакам вы определили, что это богатыри? (ответы ребят)

Входит в класс ребёнок переодетый в богатыря.

- Можно ли его назвать богатырём? (варианты ответов)

- Кто сможет объяснить значение слова «богатырь»?

- Ребята, так много вы сказали!

- Подходят ли качества, которые вы сейчас назвали к нашему богатырю?

 - Как же нам определить, правильно ли мы объяснили значение этого слова? Может мы не правильно назвали?

- Кто или что поможет нам в этом? ( учитель, интернет, книга)

- Есть такая великая книга как «Толковый словарь». Вот что нам поможет.

Учитель читает значение слова богатырь.

- Ну вот, узнали значение этого слова. Так является он богатырём? ( да или нет)

- Что ещё не хватает , для того, чтобы полнее раскрыть этот вопрос?

- Каждый человек обладает определенными качествами.

- Как вы думаете обладали ли качествами богатыри?

ПРОБЛЕМА:

 - Мы не знаем, до конца не уверены, какими качествами должен обладать богатырь?

- Что должны сделать на уроке? (изучить новый материал)

- Кто уже сейчас сможет сформулировать тему урока? Вот как бы она сейчас звучала? Вспомните, о чем мы с вами говорили? О ком вы читали? (Образ русского и коми богатыря).

Появляется 2  слайд Пера и Илья Муромец (и тема вверху)

- Как будем работать? (дети предлагают варианты)

- Чтобы узнать новое, нужно составить план, по которому мы будем это новое узнавать.

- С чего начнём работу? Предлагайте. Что же нам нужно узнать?

1.Как выглядят богатыри? ( сходство и различие)

Пера богатырь и описание его обмундирования и Илья Муромец и описание его обмундирования.

2.  Откуда они и какова роль (значение для народа, что ценил народ в своем богатыре) богатырей? Откуда вы это узнавали? Дома читали. Где вы это можете найти?

3. Какими качествами должен обладать богатырь? ( два богатыря) общие качества и индивидуальные. (физическая сила, ум, уважение  старшим, любовь и почтение к родителям, мужество, трудолюбие, любовь к родной земле, справедливость, находчивость, лентяй, глупец,… а какие индивидуальные качества?)

Пера богатырь                                 Илья Муромец

- Какой кто вопрос выберет? Какой вопрос вам больше понравился?

ИНСТРУКТАЖ:

- По какому критерию будем оценивать каждую группу? (точно по цели нужно дать ответ). Как работаем в группе – выбираем того. Кто будет защищать ответ около доски.

1. Как выглядят богатыри. Сравнение.

По параллели:

1.Кольчуга доспех в виде рубашки из мелких плотно плетённых железных колец. Её делали с разрезом впереди у шеи и подола.

Лузан прямоугольная короткая накидка (из домотканного холста или сукна) с отверстием для головы.

2. Шит есть у перы Нет.

3. Копьё колющее, метательное оружие. Использовали для боя с врагами.

Койбедь – охотничий посох, имеющий с одной стороны лопаточку, а с другой железный наконечник. Незаменимая вещь, заменяла копьё, лопаткой выкапывали из глубокого снега упавшую с дерева белку, раскапывали снег для ночлега в лесу.

4.Меч – оружие….

Нож пурт  применялся для хозяйственных работ и снятия шкурок.

5. Латы – шерстян чулки

6. Шлем – шапка

7. Булава – стрелы и лук.

Какой вывод можно сделать по внешнему виду? Пера – это охотник, который кормилец, а Илья Муромец -  воин, защищающий свою родину.

Достигла ли цели данная группа? Да, ответили по плану.

2. Откуда и какова роль для каждого народа?

Илья– жил в городе Муроме, село Карачарово.

Пера – жил в лесу, имел лесные владения.

Роль Ильи: защищал родину от врагов

 Роль Перы: был кормильцем для своего народа, защищал их от врагов.

Какой вывод сделаем? Что и Илья и Пера являлись защитниками своего народа, народ их ценил, уважал, оберегал.

Достигла ли вторая группа поставленной цели?

3. какими качествами должен обладать богатырь? (общие и личностные)

- Кто не согласен? Спорим!

Какой вывод можно сделать? Что оба богатыря могут обладать и теми и этими качествами.

- Достигла ли 3 группа поставленной цели?

- Можно ли ещё продолжить богатырские качества. А какими бы вы наделили качествами богатыря?

Мы закончили работать по плану?

_ Отвечая на вопросы что мы сделали с вами на уроке? (раскрыли образ богатыря)

- А зачем мы раскрывали эти образы? (каждый русский человек должен знать этих героев. Мы с вами защитники родины, мы должны уметь защищать её)

- Так богатырь Марк или нет?        

Ты станешь богатырём, если сможешь выработать в себе какие качества? (он должен их назвать)

Рефлексия

- Что у вас на уроке получалось лучше всего?

- В чём вы испытали сегодня на уроке затруднение?

- С каким настроением вы уходите с урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в курсе ОРКСЭ "Нравственный образ богатыря"

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работы на уроке на основе компьютерной презентации!...

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему"Нравственный образ богатыря"

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Светская этика" на тему  "Нравственный образ богатыря" для 4 класса....

Технологическая карта по изобразительному искусству "Защитники земли русской. Образ богатыря" 1 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представления об образе русского богатыря.Планируемые результатыПредметные:знать снаряжение русского богатыря (кольчуга, шлем, щит, меч, копье);уметь анализиров...

Образ Петра I в русской и советской литературе, живописи, музыке.

Образ Петра I в русской и советской литературе, живописи, музыке....

Технологическая карта урока изобразительного искусства - Защитники земли. Образ богатыря (1 класс, "УМК Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОТема урока “Защитники земли. Образ богатыря”Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления об образе русского богатыря.Задачи ...

Образ русской березки в литературе

Берёза- символ и гордость русского народа. О ней сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин....