литература
олимпиадные задания (чтение, 4 класс) по теме

Шмелёва Валентина Анатольевна

Задания по литературе ЭМУ-специалист 2012 год, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emu-4_littask-4.doc590.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, Имя, Отчество

Дата рождения

Класс

Эрудит-Марафон Учащихся - «ЭМУ-Специалист 2011/2012»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [4 класс]

Сказочная Австралия гордится своей библиотекой. Однажды библиотекарь Сумчатый Крот взял отпуск. Его вызвалась подменить цветочница Ехидна. Сумчатый Крот не очень доверяет юной Ехидне. Он просит тебя присмотреть за библиотекой и Ехидной в его отсутствие.

1. Ехидна хочет заменить старые книжные стеллажи. У неё множество идей, как должны выглядеть библиотечные полки. Помоги Ехидне выбрать наиболее подходящий вариант. Обведи букву выбранного ответа.

       А.                          Б.                       В.                              Г.                               Д. 

2. Цветочница Ехидна решила заинтересовать посетителей библиотеки. Она хочет повесить вывески над каждой полкой с книгами. На вывесках Ехидна планирует написать фразеологизмы, взятые из книг. Ехидна нашла отрывок стихотворения. Помоги ей определить, в каких строках встречаются фразеологизмы.

А) Соловей мой, соловей                         Д) Кто-то бедная, как я,

Б) Голосистый соловей!                        Е) Ночь прослушает тебя,

В) Ты куда, куда летишь,                        Ж) Несмыкаючи очей,

Г) Где всю ночку пропоёшь?                З) Утопаючи в слезах?

В ответе запиши буквы в алфавитном порядке.                Ответ: _____________


СПРАВКА: Фразеологизм – это устойчивый оборот речи. Используется для называния отдельных предметов, признаков, действий.


3. Цветочница Ехидна принесла несколько картин и попросила тебя повесить их в отделе сказок. Она не уточнила, к каким сказкам относятся картины. Выясни, какие сказки на них изображены.

1) «Гуси-лебеди»

2) «Конёк-горбунок»

3) «Золотой петушок»

4) «Сказка о семи богатырях»

5) «Царевна-лягушка»

А)

Б)

В)

Г)

Д)

1

2

3

4

5

Заполни вторую строку таблицы.                                Ответ:

4. Чтобы читателю было легче ориентироваться в библиотеке, цветочница Ехидна решила разделить полки с лирическими, эпическими и драматическими произведениями. Помоги ей распределить произведения по родам литературы.

1) Василий Жуковский, стихотворение «Жаворонок»                        А) Эпос

2) Уильям Шекспир, трагедия «Ромео и Джульетта»                        Б) Лирика

3) Михаил Зощенко, рассказ «Умная собака»                                В) Драма

1

2

3

4

5

4) Николай Гоголь, повесть «Тарас Бульба»                                         Ответ:

5) Михаил Лермонтов, роман «Герой нашего времени»

Заполни вторую строку таблицы.                                

СПРАВКА: Выделяют три рода литературы: эпос, лирика и драма. Каждый из них имеет свои жанры.

Лирика – ода, элегия, послание, стихотворение, баллада и другие.

Эпос – роман, рассказ, повесть, очерк и другие.

Драма – комедия, драма, трагедия

5. В библиотеке много старых испорченных книг. У некоторых оторвана обложка. Ехидна попросила тебя починить их. Какую информацию должна содержать обложка книги?

Обведи буквы выбранных ответов.

А. Краткое содержание книги                                 Г. Биографию автора книги

Б. Название книги                                         Д. Год издания книги

В. Имя автора книги

6. Обложки были восстановлены. Но цветочница Ехидна заметила, что не все страницы книг чётко пропечатаны. Помоги ей восстановить текст одной из таких книг.


Как . . .(1) было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был . . .(2) в году – канун Нового года. В эту холодную и тёмную пору по улицам брела маленькая . . .(3) девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила её мать - вот какие они были большие, и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась . . .(4) через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной . . .(5) она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из неё выйдет отличная люлька для его будущих ребят. (Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»)


1

2

3

4

5

А) туфли                        Г) последний                                         Ответ:

Б) холодно                        Д) нищая

В) бежать

Заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами.

7. Цветочница Ехидна обнаружила в библиотеке книгу, разорванную на части. Она решила починить книгу. Помоги Ехидне в этом. Соотнеси названия частей книги с их изображениями.

1) Обложка                2) Аннотация        3) Титульный лист                4) Текст        5) Оглавление

А)

Б)

В)

Г)

Д)

1

2

3

4

5

Заполни вторую строку таблицы.                                Ответ:


СПРАВКА: Обложка – мягкая или твёрдая, на ней указываются название и автор книги и, иногда, делается иллюстрация.



Титульный лист – содержит заглавие книги, её автора и пиктограмму.



Аннотация – краткая характеристика издания. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.



Оглавление – указатель заголовков издания.


8. Вот ещё одна испорченная книга! Ехидне предстоит из отрывков собрать текст. Помоги ей.


А) Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.



Б) Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.



В) Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».



Г) Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.



Д) Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.


В ответе запиши верную последовательность букв.                Ответ: ____________

9. Библиотеку посетил советник Розелло. Он хочет научиться писать книги. Ты объяснил Розелло, что в книгах нужно использовать средства выразительности. Такие книги интересней читателям. Ты показал Розелло стихотворение, в котором автор удачно использует средства выразительности.

А) Олицетворение                Б) Сравнение        В) Метафора        Г) Эпитет        Д) Повтор


Осенью над лесом и болотом



Туча пролетела самолётом (1).



Пролетела туча низко-низко...(2)



Прыгнула с крыла парашютистка (3)



А за ней сейчас же и другая.



И пошла за стаей падать стая



Опустились лёгкие снежинки



На лесные тайные тропинки (4),



В тёмные лесные уголки,



На высокий берег у реки.



– Спрыгивали, спрыгивали стайки



На пустыни, нивы и лужайки.



И тогда в притихшие дома



Через окна глянула зима. (5)




СПРАВКА:



Олицетворение – присвоение неодушевлённым предметам свойств одушевлённых.



Эпитет – это художественное определение явления или предмета.



Сравнение – фигура речи, в которой один предмет сравнивается с другим.



Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.



Повтор – средство, придающее выразительность путём повторения слов, строк и др.


1

2

3

4

5

Розелло запутался. Помоги ему правильно соотнести средства выразительности и их названия. Заполни вторую строку таблицы.

Ответ:


10. В библиотеку зашёл Аноа – бывший пират. Он хочет написать повествование о своей жизни. Аноа решил описать в прозе события прошлого, которые происходили с ним с самого детства и до нынешних дней. Он расскажет о том, как был пиратом, как пришёл к мирной жизни. Плохие события немного приукрасит, добавит вымысла. Ещё Аноа решил рассказать о тех, кто его окружал все эти годы и влиял на его судьбу. Помоги Аноа выбрать жанр будущего литературного произведения. Обведи букву правильного ответа. 

А. Мемуарная повесть                                Б. Поэма        

В. Автобиографическая повесть                Г. Фантастическая повесть

СПРАВКА: Мемуарная повесть

- реальные события прошлого;

- автор – участник этих событий;

- достоверность описания;

- прозаическое произведение;

- в центре внимания – люди и мир вокруг;

- можно описывать любые моменты жизни, фрагментарно.

Автобиографическая повесть

- реальные события прошлого;  

- автор – участник этих событий;

- прозаическое произведение;

- в центре – история собственного становления;

- иногда возможен вымысел;

- описываются герои, повлиявшие на судьбу автора;

- рассказ ведётся последовательно.

Поэма

- крупное стихотворное произведение;

- повествовательный или лирический сюжет;

- изображает крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы.

Фантастическая повесть

- прозаическое произведение;

- присутствует авторский вымысел;

- описываются научные достижения;

- описываются необычные герои;

- описывается несколько событий.

11. Перед тем как начать писать о своей жизни, Аноа решил прочитать книги других авторов. Помоги ему выбрать такие произведения, которые могут быть похожи по сюжету на его будущую книгу. Обведи буквы выбранных ответов.

А. Роберт Стивенсон, «Остров сокровищ». Роман о приключениях, связанных с поиском сокровищ, спрятанных пиратом Флинтом на необитаемом острове.

Б. Евгений Велтистов, «Приключения Электроника». Фантастическая повесть о мальчишке-роботе и школьнике Серёже Сыроежкине. Они стали лучшими друзьями, и с ними происходят всякие удивительные истории.

В. Жюль Верн, «Дети капитана Гранта». Роман содержит в себе три части, в каждой из которой главные герои повествования путешествуют вокруг Земли по Южной Америке через Патагонию, по Австралии и Новой Зеландии.

Г. Данэль Дэфо, «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Вымышленная автобиография Робинзона Крузо, моряка из Йорка, который провёл 28 лет на необитаемом острове после крушения судна. 

Д. Журнал «Чудеса и приключения». Периодическое издание, посвящённое приключениям, путешествиям, научным гипотезам и фантастике, все материалы журнала написаны хорошим литературным языком.

12. Аноа начал писать свою книгу! Но он запутался в структуре произведения. Помоги Аноа разобраться, в каком порядке появляются в книге элементы сюжета. В ответе запиши верный порядок букв.                                                         Ответ: ________

А) Развязка                        В) Вступление                        Д) Кульминация

Б) Спад действия                 Г) Развитие действия                Е) Завязка        


СПРАВКА: Развязка – положение, которое создалось в результате развития всего действия



Спад действия – события, которые ведут к развязке.



Вступление – даёт эмоциональный настрой для восприятия истории.



Развитие действия – ход событий в произведении.



Кульминация – это момент высшего напряжения в развитии действия.



Завязка – событие, с которого начинается действие.



13. Каждый посетитель библиотеки взял на дом одно произведение. Среди выбранных книг оказались:                 1) Александр Волков «Тайна заброшенного замка»

2) Виктор Драгунский «Тайное всегда становится явным»

3)Владимир Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»

4) В. Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина»

5) Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком!»

Название произведения даёт возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел. Ехидна знает, что заголовок может:

А) выражать главную мысль произведения;

Б) задать вопрос читателю;

В) создавать интригу;

Г) передавать эмоциональное состояние автора;

1

2

3

4

5

Д) отражать отношение автора к своим персонажам;                  Ответ:

Помоги Ехидне понять, что выражает каждое из названий книг.

Заполни вторую строку таблицы соответствующими буквами.

14. Ты сумел помочь всем посетителям библиотеки! Цветочница Ехидна восхищена! Она просит научить её разбираться в литературе. Ты объяснил Ехидне, что даже в маленьких текстах найдётся много смыслов. Главное – вдумчиво читать. Она попыталась справиться с одним предложением, но допустила несколько ошибок. Помоги Ехидне правильно «расшифровать» предложение. Запиши буквы правильных ответов в алфавитном порядке. Ответ: __________________


В эту первую морозную ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. (К. Паустовский «Подарок»).


А) Действие происходит зимой.                         Д) Действие происходит в городе.

Б) Действие происходит поздней осенью.                 Е) Действие происходит в деревне.

В) Действие происходит ночью.                         Ж) Действие происходит ранним утром.

Г) Автору не понравилось, что его разбудил пастуший рожок.

15. Библиотекарь Сумчатый Крот вернулся из отпуска! Он благодарит вас с Ехидной за работу! На прощание библиотекарь решил подарить вам свою любимую сказку.

Бразильская сказка

Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную. И вот как они говорили.

Камень (К): Жизнь человека должна быть такой же, как моя. Тогда он будет жить вечно.

Бамбук (Б): Нет, нет, жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова.

К: Нет, пусть лучше будет по-другому. Пусть лучше человек будет как я. Я не склоняюсь ни под дуновением ветра, ни под струями дождя. Ни вода, ни тепло, ни холод не могут повредить мне. Моя жизнь бесконечна. Для меня нет ни боли, ни заботы. Такой должна быть жизнь человека.

Б: Нет. Жизнь человека должна быть такой, как моя. Я умираю, это правда, но возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже будут свои сыновья, и у всех будет кожа гладкая и белая.

Ничего не ответил камень. И ушёл мрачный. Бамбук победил в споре.

Ехидна теперь умеет размышлять над смыслом слов. Она заметила, что слово «жизнь» имеет много значений. В каком значении слово «жизнь» употребляется в сказке? Помоги Ехидне разобраться. Обведи букву выбранного варианта.

А. Жизнь – процесс жизнедеятельности человека, временный промежуток его функционирования.

Б. Жизнь – активная форма существования кого-либо.

В. Жизнь – материальное существование чего-либо на земле.

Г. Жизнь – особый способ бытия организмов, сторонами которого является обмен веществ с окружающей средой и продолжение рода.

Д. Жизнь – это особая форма существования, характеризующаяся целостностью и способностью к самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....

Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".

Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...

Древнерусская литература презентация Литература Древней Руси Сергий Радонежский

Литература, 8 класс, презентация, раасказывающая о житии Сергия Радонежского...

"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух" (предисловие). Особенности переводной литературы" (УМК "Перспектива")

Конспект урока литературного чтенияТема урока: «Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы»Тип урока: урок открытия новых знаний....

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе (Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения) Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбра

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе(Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения)Данный список литературы для учащихся начальной школы носит реко...