Овсей Дриз "Кто я?" Главное переживание героя.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Ермошина Наталья Анатольевна

Конспект урока по чтению по программе "Перспективная начальная школа". Тип урока: анализ литературного произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

О. Дриз «Кто я?»

Цель урока:

-познакомить учащихся с изобразительно-выразительным средством – контрастом.

   Задачи урока:

-продолжить работать над понятием точка зрения  на примере стихотворения О. Дриза, в котором выражена позиция героя на его отношениях с окружающим миром, со взрослыми, со сверстниками;

- постараться все обсуждаемые ситуации сделать личностно значимыми для каждого учащегося;

- при помощи системы вопросов к стихотворению обнаружить, что сколько раз мальчика-героя с кем-то сравнивают, столько раз он задумывается: надолго ли ему удастся избежать следующего сравнения;

- помочь школьникам обнаружить следующую закономерность: в

1-ом, 3-ем, 5-ом и 7-ом четверостишиях настроение буйное, возмущенное, а во 2-ом, 4-ом, 6-ом и 8-ом – звучат спокойные интонации размышления.

- обсудить вместе с детьми, что как мальчик ни старается вести себя хорошо, ничем не вызывать недовольство близких – из этого ничего не получается, и попросить школьников сравнить свой опыт и опыт мальчика- героя стихотворения.

Оборудование: иллюстрации к произведению, тетради на печатной основе, картинки с изображение животных.

  1. Работа над новым материалом.

1.- Конечно, замечательно быть человеком! Но иногда, особенно в раннем детстве, человек и сам не знает, кто он. Об этом и пойдет речь в стихотворении, с которым мы сегодня познакомимся.

2.- Вчера, готовясь к уроку, я вдруг подумала: бедные животные. А знаете, почему? Бывает так, что если нас, людей, не хотят обидеть, достается им. И тогда можно услышать…

       Ну что ты злой, как…(помогайте мне)

       Хитрый, как…

       Медлительный, как…

       Упрямый, как…

       Грязный, как…

      -Может, кто-то продолжит?

3.- Животных можно пожалеть, но можно пожалеть и людей, которых сравнивают с ними. На сегодняшнем уроке  мы познакомимся со стихотворением  Овсея Дриза. Откройте страничку содержания, догадайтесь, о каком стихотворении пойдет речь, найдите его. Итак, нам предстоит работать с этим стихотворением: мы будем анализировать его, учится выразительно читать.

                  ( чтение стихотворения учителем)

4. Работа с пиктограммой на с. 57.

        - Что она обозначает?

       - Кто внимательно меня слушал, тот ответит на вопрос пиктограммы.

      - Прочитайте строчки, в которых об этом говорится.

             Волосы дыбом-

             Не мальчик, а еж!

             Неуклюжий медведь!

             Горластый петух!

             Упрямый козел!

- С кем мальчик не хотел, чтоб его сравнили?

5. Продолжаем работать со с.58.

     а) Первая часть задания.

     - После каких строк они идут? Т.е. сначала мальчика сравнивают с животным, а потом он опять, как бы, превращается в человека. Для вас специально посчитали количество строф. Сколько же повторяющихся?

     б) Вторая часть.

-Сначала школьнику весело, потом становится грустно. Что-то не нравится- герою стихотворения плохо, он человек – и опять все хорошо.

           ( Летучая мышь)

Такой прием называется контрастом – резкой противоположностью.

6. Задание после Летучей мыши.

    - В этом стихотворении мальчика сравнивают с животными, когда он хорошо себя ведет? Т.е. при отрицательных качествах человека. Но ведь не всегда бывает так. Бывает, когда с животными связывают наши положительные, хорошие качества. Сейчас мы об этом поговорим.

- Образуйте пары. Встаньте и покажите их.

 ( на доске группы картинок с изображением животных)

- Выберите любую из трех картинок и объясните свой выбор друг другу, а потом и нам всем:

         Мудрая, как…( обезьяна, курица, черепаха)

          Умный, как…( попугай, поросенок, слон)

         Ласковый, как…(лев, котенок, жираф)

7. Работа с ТПО.

    - И все равно, как замечательно, что животные и птицы всегда вокруг нас, что можно любоваться ими и иногда гордиться, что нас с ними сравнивают. И мы их тоже можем с кем-нибудь сравнить.

   -Послушайте и скажите, с чем сравнил автор попугаев.

8. Иллюстрации.

  -А теперь, ребята, я попрошу вас сделать два контрастных рисунка (помните, что такое контраст?): на одном то животное, с которым вы сами себя сравните, если вы спокойный ребенок. А на другом (ну, если вы хотите это нарисовать) то животное, которое показывает вас в минуты озорства. Бывают ведь такие минуты?

9. Работа над выразительным чтением стихотворения.

III. Итог урока.

    -Итак, о каком приеме мы сегодня с вами говорили? Жизнь вообще полна контрастов: то нам хорошо, у нас все получается, и тогда говорят: «Началась белая полоса в жизни». Случились неприятности, все валится из рук – контрастный цвет – черная полоса. Но, что бы не случилось – помните о том, что каждая черная полоса обязательно сменяется белой. Поэтому все неприятности и беды пройдут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овсей Дриз. Секрет старой палки. 1 класс

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе....

мастер-класс" Эмоционально-нравсвенное и эстетическое переживание как один из методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения".

Цель: показать влияние эмоционально-нравственного и эстетического переживания на чувственное восприятие.Задачи:  - совершенствовать умение выражать свои чувства, настроения, мысли в творчес...

Презентация к уроку по окружающему миру с применением проблемно-диалогической технологии на тему "Переживания, испытанные временем"

Урок по окружающему миру в ОС "Школа 2100" Цели урока: учиться отличать кратковременные эмоции от устойчивых чувств; учмться определять, какие наши действия могут ранить чувства другого человека....

Презентация Овсей Дриз "Как сделать утро волшебным"

Презентация предназачена для 2 класса к учебнику Свиридовой "Литературное чтение"   УМК система Л.В. Занкова....

Переживание ничейного пса

Одним из заданий урока чтения было сочинить сказку-подражание Ушинскому....