Уроки развития речи
статья по чтению по теме

Задания для мспользования на уроках литературного чтения и русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Уроки развития речи        

          В центре учебного процесса в начальной школе лежит работа по развитию речи. Очень важно научить детей пользоваться словарём осознанно , дать понять зачем он нужен и какую информацию содержит. На уроках литературного чтения в баснях Крылова часто встречаются фразеологические обороты. Познание таких оборотов обогащает  словарь детей и формирует речь. Нельзя забывать и о воспитательной ценности фразеологизмов. Известная сказка «Принцесса на горошине» - характеристика человека , способного перенести неудобства. А вот такое выражение «честное слово» обычно произносят , когда хотят отметить , что говорится правда и выполняется обещание. Самое высокое качество человека – слово чести.

               Школа духовных ценностей неодинакова в разных семьях , поэтому приходится работать с родителями , чтобы дети осознали , что язык – хранитель традиций народа. Ведь как бы не реформировалась школа , всегда остаются традиции , которые можно назвать бессмертными. Одной из таких традиций является обращение к фольклорному жанру былин ,когда детские впечатления яркие и детское сознание созрело , чтобы понять поступки героев . Былины – это простор для патриотического воспитания. В былинах реальность смешана со сказкой. Дети осознают , что человек переживает в экстремальных условиях. Чтобы дети увидели красоту русской души , стоит обратить внимание на образность.

        «Литература , которая не восхищает ,не нужна , ибо главное дело искусства – заражать чувствами» (Л.Н.Толстой). Таким утверждением я руководствуюсь на уроках литературного чтения , обращая внимание на красоту русского языка и всю его многогранность.  Планировать систему такой работы можно в последовательности :словарная работа , вдумчивое чтение и выявление смысла прочитанного , выбор главной мысли и элементов , при помощи которых она выражена ,воспроизведение содержания с элементами описания , определение авторского и своего отношения к прочитанному и составление пересказа.

          Развитие речи – одна из наиболее сложных задач в начальной школе. Ведь далеко не все могут рассказать о чём-то связанно. Чтобы речь детей развивать , нужно систематически работать над её содержанием , учить построению предложений , выбору подходящих слов и оформлению мыслей. Занимаясь этим на каждом уроке , учитель способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Очень полезно использовать дописывание рассказа по данному началу или концу , работа с деформированным текстом и составление планов ( работа  , которая начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене).  

           Письменная речь представляет особую трудность у младших школьников  , поэтому необходимо правильно организовать коллективную работу. Сначала это ответ на вопрос, требующий вставить 1-2 слова ( слова помещаются рядом с вопросом). Более сложное задание – на доске вопросы  , опорных слов для ответа на них нет. Следующий вариант: используется план , в котором есть вопросы по содержанию и ответы на них будут состоять не из одного , а из 2-3 предложений. Развитие языка – очень актуальная проблема . Некоторые ученики подходят ко мне с просьбой :как мне высказать эту мысль? Развитая языковая личность определяется следующими качествами: личностным интересом и творческими данными.

             Для учителя уроки литературного чтения являются одними из самых трудных в плане подготовки и проведения . Младшие школьники должны быть активными участниками  с первых до последних минут урока.  Например , можно использовать прогнозирование : что будет дальше?

           Как правило тему урока сообщает учитель , но учащиеся могут это сделать сами , что пробудит их эмоции , заставит творчески и нестандартно мыслить. В теме урока всегда присутствует фамилия , имя , отчество автора и название самого произведения. Предлагаю способы вовлечения учащихся в эту работу:

-составить фамилию автора из пропущенных в словах букв

Б.Ажов             Уш.Инский            Паус.Товский            Биан.Ки          .Осеева            .Высотская

-прочтение фамилии имя отчества автора по правилу хода шахматного коня

-исключение иностранных букв

-чтение подчёркнутых букв

-запись названия с пропуском гласных

-шарады

     Для развития внимания задание читается один раз. Эти приёмы надо использовать систематически. Дети с интересом выполняют задания , что повышает их активность на уроке и даёт возможность каждому ребёнку быть организатором учебного процесса. Взаимопонимание и сотрудничество на уроке присутствуют и дают очень хороший результат.