Главные вкладки

    Статья по чтению по теме:
    Развитие у детей младшего школьного возраста устойчивого интереса к чтению.

    Статья о специальных методических средствах и приемах обучения связной выразительной речи, которые соответствовали бы современным задачам речевого развития младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1._razvitie_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx17.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие у детей младшего школьного возраста

    устойчивого интереса к чтению.

    С какой проблемой часто приходиться сталкиваться в школе? Наблюдая за выполнением домашнего задания, нетрудно заметить, что многие младшие школьники делят задания на главные и второстепенные. Выполнение упражнений по русскому языку, решение примеров и задач по математике они считают главным и выполняют в первую очередь, а остальное – второстепенным. И, к сожалению, выполнению домашнего задания по чтению уделяется очень мало времени. Развитие связной выразительной речи долгое время оставалось на втором плане и у учителей начальных классов. И это не потому, что детям недоступно представление об интонации и связной монологической речи. Как раз, например, интонация раньше всего усваивается детьми вместе с речью. Но наша система обучения  языку слишком долго оставляла вне поля зрения культуру звуковой стороны речи. Культура речи не привлекала внимания учителей, так как орфография и исправление ошибок невольно поглощали почти все учебное время. Господствовало мнение, что если уделяется внимание письменной речи, то устная речь развивается «сама собой». Несомненно, связь между той и другой формой речи имеется, и письменная речь оказывает влияние на устную. Но, как известно, структура звучащей речи другая, и подход к обучению связной речи должен быть иным, который бы и по содержанию, и по форме подачи способствовал бы формированию речевых умений и навыков современного школьника.

    Таким образом, школа испытывает насущную потребность в специальных методических средствах и приемах обучения связной выразительной речи, которые соответствовали бы современным задачам речевого развития младших школьников.

    В своей работе по развитию связной речи младших школьников на уроках литературного чтения я использую нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на освоение словесных богатств родного языка, речевой культуры русской нации. Основной формой организации уроков литературного чтения является диалог, живое общение, языковая коммуникация. Основной характеристикой  принципа коммуникативного подхода является «учение общению через общение». В практику моей работы вошли уроки-игры, диалоги, заочные путешествия, драматизация, инсценировки, работа с творческими тетрадями (свободное сочинительство и его оформление). Коммуникативные ситуации создают на уроке атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями, что способствует решению главных задач: развитие связной выразительной речи и обучение культуре общения.

    Развитие связной устной и письменной речи детей, развитие их речевого творчества обеспечивается при использовании определенных методов и приемов, которые я выделила в четыре направления.

    Первое направление - диагностика речи обучающихся. Это дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении.

    Второе  направление – игры  со словами. Принцип коммуникативного обучения выразительной речи легко осуществляется в игре, так как это естественная деятельность, требующая речевых действий.

    Третье  направление – творческое сочинительство. Данная деятельность предусматривает свободное сочинительство и его художественное оформление. Именно через эту работу дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои творческие эмоциональные способности.

    И, наконец, четвертое  направление – школа актерского мастерства. Младших школьников очень привлекает и радует такая работа, она пробуждает их творческую мысль, рождает фантазии и вдохновения, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию.

    Вопросы формирования связной выразительной речи детей младшего школьного возраста подробно рассматриваются в трудах современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Исследователи отмечают, что элементы связной речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать связной речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды связной речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткое рассуждение. Однако полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения связной речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении связных высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого высказывания и наличие определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя. Таким образом, учитывая все выше сказанное, на учителя ложиться важная ответственность по воспитанию у детей правильной связной выразительной речи.

    Система работы по развитию речи в начальных классах имеет своей целью: обогащение словарного запаса, изучение русского речевого этикета, развитие связной устной и письменной речи, обучение культуре общения. Но этого невозможно добиться без изучения индивидуальных наклонностей и психологических особенностей каждого ученика.

    Поэтому, в начале каждого учебного года, провожу обследование обучающихся, в ходе которого изучаю уровень развития речи, тип нервной деятельности, особенности психического развития.

    Исследование состояния связной речи начинается с изучения имеющейся у ребенка медицинской документации, дополнительные сведения можно получить из бесед с родителями. Исследование словарного запаса у детей проводится индивидуально в два-три приема. Изучение связной речи с помощью серии заданий проводится по окончании исследования словаря. Все задания выполняются последовательно, в разные дни. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществляются в течение всего периода обучения. В ходе наблюдений за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, воображения, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности и др. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к учебным занятиям и др.)

    Для изучения состояния связной речи детей младшего школьного возраста я использую следующие методы:

    - обследование словарного запаса (семантического, лексико-грамматического и тематического);

    - исследование связной речи с помощью серии заданий (составление предложений по отдельным ситуационным картинкам, составление предложений по трем картинкам, связанным тематически, пересказ текста, составление рассказа по картинке, сочинение рассказа на основе личного опыта);

    - наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической,

    игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях образовательного учреждения.

    По данным исследования для каждого ребенка составляются индивидуальные оценочные таблицы состояния связной и выразительной речи. Такие «профили» наглядно показывают, в каких видах развернутых высказываний у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей работы. «Профили» удобно использовать и в динамических наблюдениях. Например, так выглядит обследование, проведенное  в конце прошлого учебного года:

    Профиль 1.

            Ф.И. ребенка: Вова К.                Дата: 25.05.07.

    Уровни выполнения заданий.

    Виды заданий.

    Пересказ.

    Рассказ по серии картинок.

    Рассказ на основании опыта.

    Описание предмета.

    Словарный запас.

    Хороший.

    Удовлетво-рительный.

    +

    +

    Недостаточ-ный.

    +

    +

    Низкий.

    +

    Задание не выполнено.

            

    Профиль 2.

    Уровни выполнения заданий.

    Показатели.

    Ударение в слове.

    Ударение фразовое.

    Паузы.

    Знаки препинания.

    Темп и окраска чтения.

    Хороший.

    Удовлетво-рительный.

    +

    +

    Недостаточ-ный.

    +

    +

    +

    Низкий.

    Задание не выполнено.

    Результаты наблюдений используются для индивидуального подхода к детям в процессе обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

    Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

    Развитие у детей младшего школьного возраста устойчивого интереса к чтению.

    В своей работе по развитию связной речи младших школьников на уроках литературного чтения я использую нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на освоение словесных богатств родного языка,...

    Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста.

    В докладе показаны нетрадиционные формы уроков с использованием региональног компонента....

    развитие у детей младшего школьного возраста читательской компетентности

    задания и упражнения разного вида на развитие у детей начальной школы техники чтения...

    Виды речевой деятельности. Диагностика их развития у детей младшего школьного возраста.

    Одной из причин трудностей в обучении детей может являться низкий уровень развития речи. Анализ и диагностика развития речи....

    Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста

    Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным  воспитанием, один из важнейших – вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста. Трудно переоценить ту польз...

    Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

    Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...