Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.
статья по теме

Ишкова Мария Николаевна

 

Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. Речь, содержащая дефекты, затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Данный материал поможет родителям избежать трудностей при формировании речевых способностей детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                               КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

             РАЗВИТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                            

Речь – это не врождённая способностью. Речевые способности формируются постепенно. Важно, чтобы этот процесс проходил под постоянным контролем  со стороны взрослых. Отсутствие внимания со стороны родителей к процессу формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. На это хочется обратить особое внимание родителей младших школьников.

Предпосылкой  успешного развития речи является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей.

Предложите своему ребёнку показать, как гудит  ветер (У-У-У),

жужжит жук (Ж-Ж-Ж),  ухает филин (УХ! УХ! УХ!) Эти упражнения направлены на тренировку мышц дыхательного аппарата, что очень важно для формирования правильной речи. Постепенно задания дополняются чтением (проговариванием) текстов. Например:

 Та-та-та - это норка для крота.

 Га-га-га - съем кусочек пирога.

                   Но-но-но- сейчас на улице темно.

Здесь же можно вовлечь  ребёнка в творческий процесс: попробывать самому сочинять.

        Для чёткости произношения необходимо ежедневно проговаривать скороговорки. Например:

                           Лиловые лилии подарили Лилии.

Для работы над интонацией подойдут тексты следующего содержания:

-Папа, папа! Как нам быть? Мяч в ворота как забить?

-Чтобы мяч сильнее бить! Тренировка должна быть!

На данном этапе ребёнок знакомится с интонацией и рифмой. На основе

такого текста можно организовать ролевую игру. Особый интерес у ребёнка вызовет задание: проговаривать текст и сопровождать его действиями.

            Увеличению словарного запаса младшего школьника могут способствовать следующие игры. « Подбор слов – признаков». Заяц (какой?) серенький, маленький, пушистый, пугливый.

«Что бывает?». К исходному имени прилагательному подобрать существительное. Например, «красный» - помидор, цветок, шарик, арбуз.

«Противоположности». Ищем слова,  противоположные по смыслу: трус – храбрец, тёплый – холодный, бежать – стоять.

 «Узнай предмет по описанию». Ведущий  предлагает узнать объект по группе признаков и действий, которые к нему относятся:  маленький, колючий, сопит, бегает, сворачивается в клубок (ёж). По мере овладения правилами игры ребёнок пробует себя в роли ведущего.

Особой популярностью пользуются у детей рассказывание и сочинительство. Запишите  мысли ребёнка. Предложите побыть иллюстратором и вместе оформите книжку - малышку. Стимулируйте у ребёнка такое творчество, оно влечёт за собой развитие речи, воображения, памяти, мышления, внимания, наблюдательности.

Литературные тексты – бесценный помощник в развитии речевых способностей младших школьников. Поговорите о положительных и отрицательных героях, обсудите их речь. Пусть  ребёнок  выскажет свою точку зрения. Это обогатит его речь новыми словами, оборотами, синтаксическими конструкциями. Ведь «художественная литература  заключает в себе всё языковое богатство, присущее русскому языку».  

К обучению пересказу подойдите творчески. Предложите ребёнку пересказать текст от лица одного из героев. Можно рассказывать по очереди, включать элементы инсценировки.

 Достоинством  предложенных упражнений является то, что они не требуют материальных затрат и специальной подготовки.  Работу с ребёнком можно в любое время: находясь на природе, в автобусе, поликлинике.