Конспект по развитию речи детей младшего школьного возраста
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Материал содержит задания по развитию речи и орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развивать навык связной речи
Задачи:
1. Развитие и закрепление навыка составления теста.
2. Развитие навыка выбора опорных выражений.
3. Развитие и закрепление навыка сравнения и выбора точных образов для передачи текста.
4. Развитие навыка слогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
5. Развитие навыка восстановления деформированного предложения.
6. Развитие навыка использования языковых средств выразительности в речи.
7. Развитие логического мышления.
8. Развитие зрительного и слухового внимания.
9. Развитие навыка самоконтроля.
10. Актуализация знания пословиц.
11. Реализация метапредметных связей.
12. Развитие коммуникативных навыков.
Применяемые технологии :
1. Игровые технологии
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Технология развития критического мышления
4. Технология мнемотехника
5. Технология синквейн
6. Технология сотрудничества
7. Метапредметная технология
Ресурсы урока: интерактивное оборудование; муз. сопровождение
Бывшие беспризорники
У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья, как серые тряпочки.
Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенёс в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.
И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветков, что на целый букет хватит.
Любуются ими люди. И невдомек им, что это бывшие беспризорники.
( по Э.Шиму)
Беседа по первичному восприятию
- Почему рассказ назван «Бывшие беспризорники»?
- Что означает слово «беспризорники»?
- На сколько частей можно разделить текст?
Определение темы и главной мысли текста. Лексический анализ.
- О чём этот рассказ?
( О том как учитель ухаживал за цветами)
- Историю какого цветка описывает автор?
- Прочитайте, какой он был? Как понимаете слово «хилый»?
(Слабый, некрасивый)
- Как автор называет изменения, которые произошли с цветами?
(Чудесами)
- Какие же чудеса происходят? Как их описывает автор?
(Использует слова, противоположные по значению мелкие-крупные, сравнение: как в голубых коронах)
- Почему важно использовать в тексте эти слова?
(Они помогают показать разницу между тем, какими цветы были и какими стали)
- Почему они такими стали?
(Учитель ухаживал за ними)
- Как учитель заботился о цветах? Прочитайте предложения, в которых описываются действия учителя?
( 4,7)
- Чем интересны эти предложения?
(Действия перечисляются)
- В чём хотел автор убедить своих читателей?
(Чудесные превращения произошли с цветами благодаря заботе человека)
- Что мы определили, отвечая на вопросы: о чем рассказ и в чем автор хотел убедить читателя?
( Тему и главную мысль)
- Почему это важно сделать при подготовке к изложению?
( Это нужно для того, чтобы раскрыть их в изложении)
- Как автор назвал свой рассказ? Что он отразил в названии?
( Главную мысль)
Определение ключевых слов (Слова, отвечающие на вопрос – что?)
- Послушайте внимательно первую часть, какие ключевые слова можно из неё выделить?
( Колокольчик, листья, тряпочки)
- Определите цветовой фон этой части (серый, синий, зеленый).
- Какое настроение передаёт этот фрагмент текста?
Анализ структуры текста.
- Какие части бывают в тексте?
- Прочитайте вводную часть текста. Сколько в ней предложений?
- Можно ли начать рассказ сразу со второй части? Почему?
- Что узнаем из вводной части текста?
(Где вырос колокольчик, какой он был)
- Для чего нужна вводная часть?
(Из нее узнаем, о чем пойдет речь в рассказе.)
- Почему эта часть называется вводной?
(Автор вводит читателя в тему текста)
- Расскажите, что произошло с колокольчиком и другими такими же цветами?
( Учитель за ними ухаживал, и они стали очень красивыми)
- Об этом мы узнаем из основной части текста.
- Эта часть в тексте самая большая. Она может делится на более мелкие части. Сколько частей в ней выделено в нашем тексте?
(Две)
- Почему?
(Сначала рассказывается, как учитель ухаживал за цветами, потом- какими они стали)
- Прочитайте последнюю часть текста. Зачем она нужна?
(Делает текст законченным. Подчеркивает главную мысль.)
- Как называется эта часть?
(Заключительная)
Орфографическая подготовка (безударные гласные в корне слова, имена и отчества людей)
-Определение признаков ключевых слов текста (Слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?)
колокольчик | голубой, хилый, чумазый |
беспризорники | бывшие |
листья | как серые тряпочки |
сад | школьный |
ромашки | мелкие |
васильки | в голубых коронах |
чудеса |
Параллельно с ответами меняется картинка на доске.
Повторное чтение.
- Правильно ли составили картину?
Определение слов-действий текста и слов образа действий (Что делает? Как?)
- Вспомним, какие глаголы встретились в вводной части текста.
колокольчик | голубой, хилый, чумазый | вырос | у дороги |
листья | как серые тряпочки |
Пересказ вводной части
Работа над основной частью текста
Определение ключевых слов (Слова, отвечающие на вопрос – что?)
- Послушайте внимательно основную часть, какие ключевые слова можно из неё выделить?
- Определите цветовой фон этой части.
- Какое настроение передаёт этот фрагмент текста?
- Рассмотрите фигуры на доске, определите, подойдут ли они для этого фрагмента текста.
Определение признаков ключевых слов текста (Слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?)
колокольчик | голубой, хилый, чумазый |
беспризорники | бывшие |
листья | как серые тряпочки |
сад | школьный |
ромашки | мелкие, крупными делаются, глазастыми |
васильки | в голубых коронах |
чудеса |
Дети исправляют неточности, объясняют сравнения. Параллельно с ответами меняется картинка на доске.
Повторное чтение.
- Правильно ли составили картину?
Определение слов-действий текста и слов образа действий (что делает? Как?)
- Вспомним, какие глаголы встретились в основной части текста.
учитель Сергей Степанович | выкопал, перенес, посадил, ухаживает, поливает, подкармливает | ||
сад | школьный | ||
чудеса | происходят | ||
ромашки | Мелкие, глазастыми | делаются | |
васильки | как в голубых коронах | стоят | |
колокольчики | |||
букет | целый | хватит |
Пересказ основной части.
Работа с заключительной частью.
люди | любуются | невдомек | |
беспризорники | бывшие |
Словарная работа.
- Прочитайте слова на доске, какая орфограмма их объединяет? Подберите проверочные.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением:
Безударные гласные, непроверяемые ударением:
- Прочитайте слова на доске, какая орфограмма их объединяет?
Парные согласные:
-Определите орфограмму, подберите проверочные слова.
Непроизносимые согласные:
-Прочитайте слова на доске, определите, какая орфограмма в них встретилась. Подберите проверочные слова.
Мягкий знак: колокольчик, листья, учитель, школьный, васильки, столько.
-Какую роль выполняет мягкий знак в этих словах?
Рефлексия
Запишите
5 им. сущ. из текста
5 им. прил.
5 глаголов
5 словосочетаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-176681-1443975735.jpg)
Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.
Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.
В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-589335-1423413552.jpg)
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста
Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-454901-1402909966.jpg)
Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста
Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/12/picture-992873-1620819781.jpg)
Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.Речь – это процесс общения; язык – система выр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036425-1525696801.jpg)
Презентация по развитию речи детей младшего школьного возраста. Лексическая тема "Весна"
Этот материал предназначен для учащихся 3-4 классов и направлен на развитие связной речи детей. Содержит текст для работы, картинный материал, задания для развития орфографической зоркости....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/16/picture-1204343-1589622234.jpg)
Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей младшего школьного возраста
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увид...