Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста
статья по русскому языку на тему

Антипова Кира Анатольевна

Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста

              Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Система образования сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии [3, с.384]. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:

- изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;

- ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;

- широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.

             Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно [1, с. 228].         

Модернизация образования предполагает новые приоритеты образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Информационная компетенция предполагает умение:

- самостоятельно работать с информацией: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать ее;

- моделировать, проектировать объекты и процессы, в том числе при взаимодействии с другими, ответственно реализовывать свои планы;

-  принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях, учиться всю жизнь.

             Современные подходы в области формализации знания, структуризации учебного материала позволяют снять самое главное ограничение, связанное с перегрузкой обучаемого. В отличие от традиционно представляемого учебного материала в виде линейных структур, современное гипертекстовое и/или гипермедийное представление учебной информации позволяет значительно увеличить объем материала, расширив как тематику, так и спектр его представления, облегчая поиск, интерпретацию, выбор нужного аспекта.

             В перспективе данное направление предполагает:

- выявление условий переструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала;

- включение тематики, отражающей современные достижения науки, техники, технологии;

- разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функционирующих на базе телекоммуникаций.

При этом важной инновацией становится использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, что обусловливает тенденцию развития открытого образования [2, c.12].

             Особенности современного социума характеризуются процессом информатизации общества, который рассматривается как глобальный социальный процесс. Его особенность состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становятся сбор, обработка, передача, использование, продуцирование информации. Все это осуществляется на основе современных средств вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

             Информационно-коммуникативная компетентность (и ее база – информационная грамотность) в наиболее прогрессивных моделях современной школы осваивается и применяется во всем образовательном процессе, в различных предметах и формах учебной и воспитательной деятельности.

           Новое время предъявляет качественно новые требования и к преподаванию в начальной школе – первом звене непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Новые информационные технологии в образовании в органическом сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности.

            Использование младшим школьником в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры-воображения и т.д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие, память. Это характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации – возможность постоянного расширения горизонтов личности.

             В связи с вышесказанным, очень важно уже на начальной ступени образования познакомить учащихся с понятием информации и основными способами обработки информации, в том числе и связанной с новыми информационными технологиями.

            Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, группами, и индивидуальная работа с компьютером [5].

  • В рамках урока открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество иллюстраций художественных и "наложенные на изображение" музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоение учеником материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно. Составление описательных рассказов один из самых сложных видов речевой деятельности информационно-коммуникационные технологии дают возможность привлечь внимание детей и повысить интерес сочетанием цвета, звука и графических возможностей компьютера.
  • Возможность использования новых методов не только в процессе обучения, но и при систематизации знаний и контроле. Есть возможность использования мультимедийной продукции, а также самостоятельного создания учителем тестовых заданий с помощью программы "Генератор тестов".
  • Энциклопедичность содержания (используемого как учителем, так и обучающимися), развивающего эрудицию пользователя в различных предметных областях (следует отметить, что при подготовке к уроку можно сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий).
  • Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения: не отрицая необходимости в операции письма формировании каллиграфии, в то же время появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания. Хорошо выполняются на компьютере задания, предусматривающие различные виды грамматического разбора и орфографической проверки. Разработкой данной проблемы в коррекционной педагогике занимается О.И. Кукушкина [4, c.22]. Созданные для взрослых компьютерные программы, объединенные под общим названием "Текстовые редакторы", рассматриваются как новое средство развития письменной речи детей, испытывающих по тем или иным причинам выраженные трудности в овладении данной формой речи. Автором описан подход к обучению детей младшего школьного возраста навыкам создания и редактирования доступных им текстов на компьютере.
  • Включение компьютера в процесс урока позволяет усилить индивидуализацию учебного процесса. В компьютерных программах предусматриваются задания по уровню трудности, что позволяет давать учащимся задания того уровня, который им доступен. Но если в компьютерной программе не предусмотрены задания различного уровня сложности, то учитель сам может дифференцировать работу. Ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
  • Создается особая обстановка, позволяющая обучающемуся пережить ситуацию успеха в достижении учебных целей: перед компьютером ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым и т. п. Учитель имеет возможность включать в урок игровые программы, в которых в качестве средства обучения используются интерактивные игры.
  • Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные им знания, применять их в жизненных ситуациях. Почерпнуть новые знания, получить интересующую информацию ребенок может, воспользовавшись электронными энциклопедиями или возможностями сети Интернет.
  • Применения компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации к достижению поставленных задач.
  • Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.

Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся. Рассмотрим некоторые из них.

Всякое развивающее воздействие начинается с определение актуального уровня развития ребенка, его интеллектуального багажа, уровня развития всех компонентов речи. Учитель начинает данный вид деятельности с диагностических мероприятий. Учитель, владеющий соответствующими технологиями, может использовать компьютер, как средство:

  • создания электронных каталогов и баз данных;
  • средство создания дидактических материалов;
  • проведения мониторингов.

После диагностических исследований ведется собственно коррекционно-развивающее воздействие.

Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания реализуются в определенной последовательности.

  • Программирование смысловой структуры высказывания.
  • Установление связности и последовательности высказывания.
  • Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждения, передача содержания текста).

Основной акцент в применении ИКТ в практике делается на мультимедиа продукцию. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В группе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.  Мультимедиа-программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).

2. Как сопровождение объяснения учителя.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

3. Как информационно-обучающее пособие.

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

Опыт организации коррекционно-развивающего процесса по описанным моделям использования ИКТ на уроках позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. [4, c.22] Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Литература

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М.: изд-во РАО., 1994.- с. 228.

2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М., 1993

3. Горемычкин А.И. Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения. //Учебно-методическое пособие//  - Мелитополь, 1998. – с.12.

4. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое

пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. - М.: Педагогическое общество России,

2004.- с. 384.

5.  Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.  М.:    Просвещение, - 1985. – с. 176.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.

Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.

В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция  человека. Только при условии нормального развития речи могут развивать...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста

Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....

Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.Речь – это процесс общения; язык – система выр...

Презентация по развитию речи детей младшего школьного возраста. Лексическая тема "Весна"

Этот материал предназначен для учащихся  3-4 классов и направлен на развитие связной речи детей. Содержит текст для работы, картинный материал, задания для развития орфографической зоркости....

Конспект по развитию речи детей младшего школьного возраста

Материал содержит задания по развитию речи и орфографической зоркости....

Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей младшего школьного возраста

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопроса­ми к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увид...