Урок по творчеству М.М.Пришвина в 3 классе
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Мартыненко Марина Владимировна

Урок содержит мультимедийную презентацию по биографии писателя и конспект урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

Слайд 2

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.

Слайд 3

Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

Слайд 4

Книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. Каждый из нас любит свою Родину. Поэт создаёт образ Родины с помощью слова, композитор - с помощью звуков, художник использует краски и кисть, чтобы передать нам всю красоту, увиденную им. И всё это великий труд, приносящий радость.



Предварительный просмотр:

Презентация по теме «Природа в творчестве М. Пришвина

Цель урока: Познакомить детей с биографией и творчеством М.Пришвина.

Задачи урока: Развивать наблюдательность, совершенствовать технику чтения, развивать речь, умение ориентироваться в тексте. Прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Место данной темы в курсе: первый урок в разделе «Люби живое»

Средства обучения (в том числе технические средства обучения): иллюстрации, книги М.Пришвина, компьютер для учителя, мультимедийный проектор, учебники.

ИКТ на уроке: Презентация «Природа в творчестве М. Пришвина» (23 слайда, 3 МБ)

Ожидаемые результаты обучения: пробудить интерес к чтению книг о природе.

Отличительные особенности («изюминки») данного урока: решение коррекционных задач и задач по теме урока одновременно.

Ход урока

Слайд 1

– Проверьте, ребята, всё ли вы приготовили к уроку. К нам сегодня пришла гостья, а вот кто она вы узнаете, когда прочитаете и отгадаете загадку:

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке – кур посчитать (лиса)

Слайд 2

– К нам сегодня в гости прибежала лиса. Посмотрите на неё. Какая она? (хитрая, рыжая, пушистая). Давайте попробуем изобразить её?

– А теперь представьте, что она облизнулась перед вкусным обедом.

Гимнастика для губ и языка: упражнение «Оближем губки» (Приоткрыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу).

– Улыбнёмся друг другу, чтобы сегодня у нас на уроке было хорошее настроение.

Упражнение «Улыбка» (Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны).

– Доброе утро и солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

Слайд 3

Закрепление артикуляции гласных звуков.

– Сегодня мы отправимся  вместе с нашей гостьей в зимний лес. Какие же звуки мы там сможем услышать зимой в лесу?

– Мы вместе с лисой вошли в лес и удивились. Давайте вместе произнесём [О], но сначала вспомним, как должен работать наш ротик при произношении звука [О]?

[О] – рот раскрыт на 1 палец, губы округлены

– Как вы думаете, почему мы удивились? Много интересного можно найти в зимнем лесу. Что увидела лиса?

– Идём дальше. Вдруг неожиданно появился волк, и мы испугались. Давайте вместе произнесём звук [У]. Как должен работать наш ротик?

[У] – рот неплотно закрыт, губы вытянуты трубочкой.

Слайд 4

– Идём с лисой дальше по зимнему лесу. Любуемся его красотой. Но вот появился заяц скажем [Э]. Как должен работать ротик?

[Э] – рот раскрыт на 1 палец, губы растянуты

– Вот прилетел филин. Мы обрадовались. Скажем [А]. Как работает ротик?

[А] – рот раскрыт на 2 пальца, губы свободно раскрыты.

– Ребята, как вы думаете, а звуки [И], [Ы] можно услышать в лесу? Лес полон различных звуков.

Чтение слогов (отработка чёткого произношения гласных звуков)

– Вот забарабанил лапами заяц: бам-бум-бым-бом.

– Вот кричит филин: уф-оф-аф, ух-ох-ах-эх.

Слайд 5

– А теперь застучал дятел: да-до-ду-ди, то-ти-ту-та.

Слайд 6

– Зарычал от голода волк: ры-ра-ро-ру-ри-ры.

– Ребята, интересно ли было нам с лисой побывать в зимнем лесу? Любите ли вы зиму? Почему? Интересно нам наблюдать, все подмечать в лесу изменения. Вот и С.А. Есенин любил наблюдать за природой и писал о ней стихотворения. Давайте вспомним, какое произведение мы читали на прошлом уроке?

Слайд 7

Проверка домашнего задания.

– О каком времени года рассказывает автор? Докажите словами из текста.

– Не только зимой красива природа, но и весной. Что именно описывает Есенин в своём стихотворении? (Черёмуху)

– Удалось ли Есенину передать красоту черёмухи? С помощью каких слов автор это передаёт? Что мы можем сказать об отношении С.Есенина к природе? Докажите строчками из стихотворения, что автор был очень наблюдательным.

Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Черёмуха».

Предварительная беседа.

– Нужно не только наблюдать за природой, но и любить, и беречь её. Сегодня мы начинаем раздел «Люби живое». Что означает словосочетание «Люби живое»? Как вы думаете, о чём мы будем читать в данном разделе? Какие вы читали произведения о животных? Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе?

– Многие поэты и писатели так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.

Слайд 8

Знакомство с биографией М. Пришвина. Чтение эпиграфа учителем с комментированием:

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь ивоспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина». Константин Паустовский.

Самостоятельная работа в группах:

– Вот так рассказывает о писателе Паустовский. Вы сейчас в группах тоже должны поработать с текстами. Будьте внимательными, т.к. вам нужно не только прочитать, но и ответить на вопросы.

Текст для 1 группы:

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Вопрос: Что узнали о жизни Пришвина?

Текст для 2 группы:

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Вопрос: Каких животных особенно любил автор, чему завидовал Пришвин?

Рассказ учителя.

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. С детства любил охоту. Охота была особенной. А вот в чём была её особенность вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Пришвина.

Изучение новой темы.

Слайд 9

Словарная работа (подбор синонимов)

– В рассказе М.Пришвина встретятся слова, прочитайте глазками. Какими словами, похожими по смыслу, можно заменить слова: «сокровища» и «пробуждается»?

Слайд 10

– Что такое Родина? Что такое кладовая? Как вы понимаете словосочетание «Кладовая солнца»?

Чтение учителем  текста в учебнике.

Слайд 11

«Мать моя вставала рано…»

Слайд 12

«Больше всего я любил охоту…»

Слайд 13

Словарная работа (продолжение). Работа с трудночитаемыми словами (чтение по слогам, чтение орфографическое, чтение с ударением)

Чтение цепочкой. Обмен впечатлениями. Работа над содержанием текста

– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в своем рассказе?

– Почему писатель назвал своё произведение Моя Родина?

Выборочное чтение.

– Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил?

– Прочитайте обращение писателя к ребятам?

– Как он вас называет?

– С каким призывом он к вам обращается?

– О чём хотел нам автор сказать этим произведением?

– Что же такое Родина? (Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина-край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным, родным).

– Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина?

– Как нужно относиться к своей Родине?

– Почему данное произведение разместили в разделе «Люби-живое»?

Слайд 14

Рассказ учителя: Валерия Дмитриевна Пришвина (жена писателя) добилась того, чтобы в Дунино сохранили дом писателя. Теперь это дом-музей.

Слайды 15-16

Подведение итогов.

Слайд 17

– Умер М.Пришвин в Москве. Ему поставили необычный памятник, который выбрала его жена. Чем он необычен? Почему именно такой памятник поставили Пришвину?

Слайд 18

– Закончить урок я хочу словами М.Цуранова, которые он посвятил М.Пришвину.

Слайд 19


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

Слайд 2

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.

Слайд 3

Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

Слайд 4

Книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. Каждый из нас любит свою Родину. Поэт создаёт образ Родины с помощью слова, композитор - с помощью звуков, художник использует краски и кисть, чтобы передать нам всю красоту, увиденную им. И всё это великий труд, приносящий радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Художественно- познавательная литература 20-30-х годов. Творчество Михаила Михайловича Пришвина и Бориса Степановича Житкова".

Художественно- познавательная              литература 20-30-х годов. Презентация создана для педагогов образовательных учреж...

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»" Школа России

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»"  Школа России...

Творчество М. М. Пришвина

Тема урока: Творчество М. М. ПришвинаЦели: на основе рассказа  М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных; обучать выразительному чтению ...

презентация по чтению "Жизнь и творчество М.М. Пришвина"

презентация по чтению "Жизнь и творчество М.М. Пришвина"...

Творчество Михаила Михайловича Пришвина.Внеклассное чтение.

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайло...